Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Поташова Надежда Владимировна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Детский сад №119», город Череповец.
Гимнастика мозга – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Введение
Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное её решение возможно только при совместной и скоординированно
Гимнастика мозга – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочн
Гимнастика мозга в воде повышает эффективность комплекса упражнений в несколько раз. За счет того, что вода обладает такими свойствами как:
-вода служит своеобразной защитой телу, плавность движений помогает растягивать и расслаблять мышцы;
— оптимальная нагрузка на суставы;
— благотворное влияние взаимодействия воды и кожи (т.к. не используется хлорка).
Актуальность
Гимнастика мозга – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием упражнений Гимнастики мозга в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Паспорт проекта.
Вид проекта:практико–ориенти
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительност
Сроки реализации: ноябрь 2015– март 2016
Этапы реализации проекта:
-
1 этап – Аналитический.
-
2 этап – Практический.
-
3 этап – Основной.
-
4 этап – Заключительный.
Цель
Укрепление и сохранение психофизического здоровья ребенка через внедрение в практику работы ДОУ системы упражнений образовательной кинезиологии («Гимнастика мозга»).
Задачи:
Развитие межполушарной специализации;
— Развитие межполушарного взаимодействия;
— Развитие межполушарных связей;
— Синхронизация работы полушарий;
— Развитие мелкой и крупной моторики;
-Развитие способностей;
— Развитие памяти, внимания, мышления;
-Развития речи;
Ожидаемый результат:
развитие умственных способностей, физического здоровья, выявление скрытых способностей ребёнка.
Основу разработки составили следующие принципы:
-
Принцип гуманизации( во главу проекта поставлена забота о психофизическом здоровье и безопасности ребенка).
-
Принцип позитивной направленности действий;.
-
Принцип дифференцированн
ого подхода к каждому ребенку, учет его индивидуальных личностных и психологических особенностей; -
Принцип учета «зоны ближайшего развития» детей;
-
Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности и инициативности;
-
Принцип наглядности;
-
Принцип баланса интеллектуальных
, эмоциональных и двигательных нагрузок, соразмерных возрасту; -
Принцип профессиональной компетентности педагогов;
Аннотация проекта
Данный проект направлен на сохранение и укрепления психофизического здоровья и поддержку детей.
Результатом проекта будет 100% разучивание упражнений гимнастики мозга как детьми, так и педагогами ДОУ, каждодневное применение комплекса упражнений в работе с детьми.
Реализация данного проекта послужит решению оздоровительных задач средствами Гимнастики мозга.
Этапы реализации проекта:
№ |
Название |
Цели и задачи |
Содержание |
1. |
Аналитический |
Цель — создание предпосылки для успешности проектирования и создания условий для проведения Гимнастики мозга, а также условий для ее методического, организационного Задачи: — Стимулировать активность педагогов и специалистов ДОУ — Определить общее направление работы |
На первом этапе была проведена подготовительная работа, включающая в себя консультацию для педагогов по организации Гимнастики мозга |
2. |
Практический |
Цель — Укрепление и сохранение психофизического здоровья ребенка через внедрение в практику работы ДОУ системы упражнений образовательной кинезиологии («Гимнастика мозга»). Задачи: — разучивание 26 упражнений Гимнастики мозга — мотивировать педагогов на использование Гимнастики мозга каждый день — |
На втором этапе педагоги разучивали вместе с детьми комплекс упражнений Гимнастики мозга |
3. |
Основной |
Цель – побуждение к активному использованию Гимнастики мозга в своей работе с детьми Задачи: — Развитие межполушарной специализации; — Развитие межполушарного взаимодействия; — Развитие межполушарных связей; — Синхронизация работы полушарий; — Развитие мелкой и крупной моторики; -Развитие способностей; — Развитие памяти, внимания, мышления; -Развития речи; |
На третьем этапе педагоги стали каждодневно применять в зависимости от цели Гимнастику мозга, фиксировать положительные изменения. |
4. |
Заключительный |
Цель: подведение итогов работы, оценка ее результативности Задачи: — представить опыт внедрения Гимнастики мозга в ДОУ |
На данном этапе педагоги проведут презентацию своей работы. Подведут итоги мероприятия. |
План мероприятий:
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
Продукты деятельности |
I этап – аналитический Декабрь 2015 г |
|||
Проведение подготовительной работы: 1. Консультация «Гимнастика мозга» |
декабрь |
инструктор по физической культуре |
Модель системы работы по внедрению Гимнастики мозга |
Оценка методического, организационного |
декабрь |
инструктор по физической культуре |
Аналитическая справка |
II этап – практический Декабрь -Январь 2015-2016 г |
|||
Проведение Гимнастики мозга (разучивание 26 упражнений с детьми от 4 лет) |
декабрь |
инструктор по физической культуре |
Выявление существующих недочетов и проблем организации Гимнастики мозга |
Совместно с родителями распространение в группах обучающего меню «Гимнастики мозга» |
Январь |
Воспитатели, родители |
Просвящение родителей по теме «Гимнастика мозга» с учетом современных требований и здоровьесберегаю |
III этап – основной Январь- Февраль 2016 г |
|||
Апробация режима работы ежедневной Гимнастики мозга |
январь |
Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Организация работы по освоению детьми упражнений гимнастики мозга |
Применение комплексов упражнений Гимнастики мозга с учетом деятельности |
январь |
Воспитатели |
Разработка пакета дидактического материала |
IV — заключительный Март 2016г. |
|||
Организация работы с педагогическими кадрами Оформление методических материалов и разработок по применению Гимнастики мозга |
март |
Заместитель заведующего, инструктор по физической культуре, воспитатели |
Оформление результатов работы в мультимедиа презентации, буклеты. |
Смотр – конкурс применения Гимнастики мозга в образовательной деятельности |
март |
Заведующий, заместитель заведующего, инструктор по физической культуре воспитатели |
Определение и награждение победителей конкурса, создание мультимедиа презентации |
Организация работы по побуждения детей к использованию Гимнастики мозга вне дошкольного учреждения |
март |
Воспитатели |
Активное использование детьми Гимнастики мозга вне дошкольного учреждения |
Ресурсное обеспечение
Методическое |
Кадровое |
Материально — техническое |
— Методическая литература по данной тематике; — методический и практический материал для работы с детьми — Использование Интернет — ресурсов |
Заведующий Заместитель заведующего Воспитатели Специалисты |
Наличие в ДОУ: — методического кабинета — зонирования групповых помещений — бассейна Оборудование: — для проведения психопрофилактич -для проведения коррекционно – оздоровительной работы Имеющиеся ресурсы: -компьютеры -принтеры -проектор -экран -фотоаппарат |
Риски |
Способы предупреждения рисков |
1. Нехватка высококвалифицир |
1.Повышение квалификации работающих педагогов и специалистов. 2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов. |
3. Пассивность и отсутствие поддержки со стороны сотрудников и родителей |
1. Совместные и коллективные дела воспитанников вместе с родителями и сотрудниками учреждения. 2. Участие в мероприятиях на городском и областном уровнях. |
4. Нехватка финансирования проекта |
1. Самофинансирован 2. Привлечение спонсорских средств. |
Оценка результативности проекта.
Оценка результативности проекта будет осуществляться путем анализа мониторинга по ранней психопрофилактик