Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Евсеева Наталья Германовна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД ДЮЦ «Спутник», Екатеринбург.
«Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства».
Патриотическое воспитание определяется не узконаправленной военно-строевой подготовкой, а широким спектром культурных достояний общества, в котором живет и функционирует личность. В последние годы заметно повысился интерес к реализации образовательного и воспитательного потенциала изобразительного искусства в связи с растущим пониманием в современной обществе значения изучения истории Родины, патриотического воспитания детей; с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность. Знания о культуре, истории, образы природы родного края, запечатленные в детской памяти, сопровождают повзрослевших детей всю жизнь. Занятия в кружке, в отличие от школьных уроков, позволяют эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации широкого спектра форм и методов обучения. Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Проблема патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Патриотическое воспитание — это отражение в системе ценностей ребёнка отношения к родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства будет эффективным, если выявить возможности изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания школьников и как самостоятельного направления воспитательной работы. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования детей в теории и практике образования обнаруживает разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой информации необходимости воспитания молодых людей как достойных защитников Родины, воспитания чувства гордости за свое Отечество, поскольку обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина внутри страны и быть свободным и независимым от других стран может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только и не столько технических, сколько людских ресурсов, сильных духом, волей и патриотизмом. Очевидно в связи с этим, что формирование патриотизма подрастающего поколения необходимо осуществлять системно, т.е. мерами духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического и иного воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прошлых традиций.
Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности, учитывая характер психологического воздействия искусства, повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством мыслей, чувств, переживаний людей, выраженных в художественных образах произведений русских художников, становятся доступными обществу, передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит не назидательно, не дидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым, общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение; объединяет детей, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.
Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании: формирование основ гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
В соответствии с вышесказанным мною сформулированы следующие задачи:
1. изучить процесс и условия развития патриотического сознания средствами изобразительного искусства в подростковых клубах;
2. разработать критерии и показатели сформированности патриотических качеств личности в условиях КМЖ;
3. разработать концепцию развития патриотического сознания средствами изобразительного искусства и определить возможность её реализации в условиях подросткового клуба;
4. обосновать изобразительную деятельность как эффективное средство развития патриотического сознания;
5. разработать научно-методические рекомендации по развитию патриотического сознания, обеспечивающие взаимодействие школьного и дополнительного образования средствами изобразительного искусства.
Содержание деятельности кружка «Азбука цвета» при КМЖ «Юность»:
-изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся;
-организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
-посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
-проведение диспутов, бесед, викторин.
Так, например: темы занятий направлены на знакомство детей с художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре. Большое количество уроков непосредственно направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: «Памятники архитектуры — наследие предков», «Парки, скверы, бульвары»; «Пейзаж родной земли».
Помимо программных занятий по изобразительному искусству в КМЖ, в рамках воспитательной работы, проводится внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию. Учащиеся посещают городские выставки, музеи, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма в КМЖ проводятся ежегодные конкурсы — выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные юбилеям. Конкурс-выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, посвящённых Дню победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики. Рисунки учащихся студии «Азбука цвета» на патриотическую тематику, принявшие участие в городских, областных конкурсах получают высокую оценку жюри, учащиеся были награждены дипломами и памятными подарками.
Так, например, на одном из последних конкурсов «Великое будущее России», проводимого Международной лигой защиты культуры в 2014 г. воспитанники нашей студии были отмечены дипломами в номинациях: «Россия-страна великой культуры»; «Россия духом сильна»; «Крепкая семья — крепкая держава».
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания подростков.