Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Семенова Оксана Александровна, учитель-дефектолог, ГБОУ Школа № 400 дошкольное отделение, город Москва.
Во второй младшей группе начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), закладывают основы математического развития детей. В статье представлены основные формы деятельности учителя-дефектолога по данному разделу с детьми 3-4 лет с ОВЗ.
Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в контексте реализации ФГОС ДО.
Во второй младшей группе начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), закладывают основы математического развития детей.
Работая над данным разделом ФГОС, учитель-дефектолог опирается на цели образовательной области «Познавательное развитие»:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление осознания; развития воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) …
У детей с ОВЗ отмечаются выраженные нарушения как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Поэтому важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. В процессе работы математическое содержание включается в контекст традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, труда, пения, движения под музыку и т.д. Важно, чтобы включение этого содержания не разрушало саму игру, не лишало ее непосредственной естественности.
Непосредственно образовательную деятельность (НОД) во второй младшей группе для детей с ОВЗ по ФЭМП проводят с 01октября, после адаптационного периода и мониторинга знаний детей, согласно групповому расписанию один раз в неделю продолжительностью 12-15 минут. Новые задания даются постепенно, с учетом того, что дети уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей малышей, так как и то, и другое неизбежно приведет к бездействию их на занятии.
Этапы, методы и содержание работы.
В основу построения непосредственно образовательной деятельности положен принцип развивающего обучения. В структуре НОД используются методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и частично-поисковый. Большое значение придается методам эмоциональной стимуляции, таким как создание атмосферы успеха и комфортности, использованию игр и игровых форм проведения НОД.
1.Подготовительный этап.
Основная цель данного этапа ввести маленьких детей в мир математики. В первую очередь предусматривается изучение:
— качественных признаков предметов (форма, величина, цвет);
— отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями: больше — меньше, длиннее — короче, шире – уже, выше – ниже, одинаковые (равные) по …;
— отношение групп предметов по количеству, выраженному общими определениями : много – мало, больше – меньше, столько же (одинаково).
2. Репродуктивный этап.
Целью которого является – последовательное применение детьми этих знаний, перенос их в новые условия.
В структуре каждой НОД предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва специалист в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз, самомассаж или упражнение на релаксацию.
Известно, что внимание у детей 3-4 лет с ОВЗ непроизвольное, неустойчивое, способность запомнить характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы обеспечить активную работу детей, широко используются игровые приемы и дидактические игры. Игры организуют так, чтобы по возможности в действии участвовали одновременно все дети, и им не приходилось ждать очереди. Используя игровые приемы, учитель-дефектолог следит за тем, что бы дети ни отвлекались от главного в работе (пусть еще и элементарной, но уже математической!). Например, когда впервые ставится цель выделить какое – либо свойство и на нем важно сосредоточить внимание детей, игровые ситуации могут и отсутствовать.
Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направлено внимание малышей, и нивелируются остальные. Например, чтобы дать детям представление об отношениях «выше — ниже», демонстрируются елочки или дома, контрастные по высоте и однородные во всех других отношениях.
Поддержать активность и предупредить утомление детей во время проведения НОД помогает смена характера их деятельности: малыши слушают педагога, следят за его деятельностью, сами действуют с раздаточным материалом, участвуют в общей игре. Используются игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться («Найди свой домик», «Светофор» и др.).
Так же большое значение придается работе с дидактическим материалом. Дети 3-4 лет с ОВЗ с помощью педагога способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изображение на карточке-образце, выкладывать предметы или геометрические фигуры на карточке по заданию и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает, можно сказать, непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, учитель-дефектолог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. Объяснения должны быть предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию ребенка с ОВЗ. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом специалист всякий раз обращает внимание малышей на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям с ОВЗ усвоить способы действий.
В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактически материалом. Пояснения педагога ненавязчивы и немногословны. Иногда, ошибки лучше исправлять без пояснений. Например: «Возьми еще один грибок, дай белочке.»
Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Знания будут прочнее от неоднократного повторения однотипных упражнений, но при этом обязательно надо менять наглядный материал, варьировать приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют малышей. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое из них повторяют не более 2-3 раз.
По мере накопления у детей математических представлений появляется возможность использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее.
Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляют в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Сначала двое-трое детей его повторяют, а затем все вместе. Варьируя вопросы и задания, учитель-дефектолог обеспечивает включение новых слов в активный словарь детей. Постоянно сочетает индивидуальные и хоровые ответы.
Наиболее сложным для малышей с ОВЗ является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять противительный союз «а» и соединительный «и». Вначале приходится задавать вспомогательные вопросы, а затем просить детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько грибов в красной корзине? Сколько грибов в синей корзине? А теперь скажи, сколько грибов в синей корзине и сколько в красной? ». Ребенка подводят к отражению связей: «В красной корзине один гриб, а в синей много грибов». Педагог дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает.
Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы обговаривать, что и как нужно делать. Например: «Что нужно сделать, чтобы узнать какой шарф длиннее? Как узнать, хватит ли всем белочкам грибочков?» . Так устанавливаются связи между свойствами предметов и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом специалист использует только те слова, смысл которых понятен малышам. Чтобы поддержать интерес к НОД по математике, педагог хвалит ребят за правильные действия и ответы как в ходе, так и в конце НОД. В заключение, как правило, организует у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, который использовался во время НОД. В другой раз дети с радостью соглашаются заниматься.
Знания, полученные детьми в ходе НОД, закрепляют в разных видах деятельности. Во второй младшей группе этому способствуют дидактические игры математического содержания: «Разноцветные кармашки», «Закрой двери в домиках», «Сравни и разложи», «Найди такое же колечко», «Угадай-ка», «Домино» и др. Хороших результатов можно достигнуть только при условии, если НОД по формированию элементарных математических представлений и дидактические игры будут звеньями единой системы работы.
Первоначальные математические представления, полученные детьми во второй младшей группе, в большей степени определяют дальнейшее математическое развитие детей в следующих группах и являются залогом успешного обучения в общеобразовательной школе.