Свидетельство о публикации № СВ/0079
Автор: Разводовская Татьяна Евгеньевна, воспитатель, ГБОУ Школа № 1375 Сп № 6, г. Москва.
Домашняя Игротека «Раз – словечко, два – словечко!»
Ссылка на файл: Домашняя Игротека «Раз – словечко, два – словечко!»
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА «Раз – словечко, два – словечко!»
«Почему днем светло, а ночью темно?», «Почему вода замерзает?», «Зачем птице перья?», «Откуда берутся дети?»… Почему? Почему? Почему? Тысяча вопросов, на которые порой трудно найти ответ. Ребенок – дошкольник живо интересуется всем, что его окружает, стремится обсуждать со взрослыми явления окружающего мира, отношения между людьми. Развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты ребенка с другими детьми, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речь в дошкольном детстве становится важным средством коммуникации, а дошкольный возраст — самым ответственным периодом в развитии речи у детей.
Как расширить словарный запас ребенка, сформировать у малыша правильное звукопроизношение, научить верно употреблять разнообразные формы слов, согласуя их в роде, числе и падеже, как научить ребенка связно выражать свои мысли?
Безусловно, специально организованные занятия, беседы с детьми многое дают ребенку. Однако необходимо помнить о том, что наиболее эффективным способом обучения дошкольников является игра. Именно в игре, доступным и интересным образом, можно решать разнообразные педагогические задачи, в том числе и в русле развития речи.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Вашему вниманию предлагается «Домашняя игротека» — словесные игры, которые помогут вам интересно, занимательно и с пользой провести досуг.
«Какие слова прячутся в шкафу?»
Предложите детям назвать как можно больше слов, которые можно «найти»:
• в шкафу, на кухонной полке, в холодильнике, в ящике с игрушками и т.д.
• в магазине «Овощи — фрукты», «Бытовая техника», «Спорт» и т.д.
• в парикмахерской, больнице, мастерской и т.д.
«Назови одним словом»
Предложите детям назвать предметы или явления одним словом:
• стол, стул, кровать, диван, шкаф – мебель
• вилка, нож, столовая ложка, чайная ложка – столовые приборы
• чашка, тарелка, стакан, блюдце, салатница – посуда
• платье, рубашка, брюки, свитер, носки – одежда и т. д.
«Скажи наоборот»
Предложите ребенку подобрать слово противоположное по смыслу: горячий… холодный, длинный … короткий, широкий … узкий, большой … маленький, веселый … грустный, добрый … злой, толстый … худой, твердый … мягкий, прямой … кривой, мокрый … сухой, жара … мороз, мелкий … глубокий, пол … потолок, причесанный … лохматый, плохой … хороший, быстрый … медленный, уродливый … красивый, высокий … низкий, глаженный … мятый, старый … новый (молодой), умный … глупый, тяжелый … легкий, голый … одетый, больной … здоровый, дешевый … дорогой, интересный … скучный, чистый … грязный, темный … светлый, громкий … тихий, открытый … закрытый, верхний … нижний, трусливый … смелый и т.д.
«Что из чего»
Предложите «приготовить» суп (компот, салат, варенье…) и назвать его:; «построить» дом (забор, сарай…) из дерева — (кирпича, камня…) – дом из камня — каменный, забор из дерева – деревянный; «сделать» игрушку из резины (пластмассы, глины…)
Например: Взрослый: компот из яблок – Ребенок: яблочный
«Подарки»
Предложите «подарить» друг другу «вкусные» подарки. Ребенок называет слово и «кладет» его вам на ладошку. Слова могут быть: «соленые», «горькие», «кислые», «ягодные», «фруктовые», «страшные», «смешные», «деревянные», «праздничные», «круглые», «пушистые», «теплые», «грустные» и т. д.
«Продолжи предложение»
Предложите ребенку закончить предложение:
• Мы не пойдем гулять, потому что… (идет дождь, холодно, сыро…)
• Я веселюсь, потому что… (у меня хорошее настроение, день рождения, мне подарили подарок…)
• Мне грустно, когда… (мама грустит, меня обидели…)
• Я сержусь, когда… (меня обманывают, не принимают в игру…)
• Я хочу быть сильным, чтобы… (поднимать тяжелые предметы, далеко бросать мяч…)
«Узнай по описанию»
Предложите ребенку угадать предмет, который вы описываете. Например: Это – мебель. У этого предмета есть спинка, сиденье и четыре ножки.
«Какой бывает…»
Предложите назвать, какой бывает шарф (снег, кошка, девочка…).
«Что бывает…
Предложите назвать, что бывает:
• белым и пушистым (снег, вата, кот…)
• твердым и блестящим (камень, шкаф, обложка книги…)
• желтым и горячим (блин, солнце, пшенная каша…)
• вязанным и мягким (шарф, носки, варежки…) и т.д.
«Назови некруглое»
Предложите ребенку назвать:
• Не круглое (квадратное, прямоугольное…)
• Не красное (желтое, зеленое…)
• Не гладкое (колючее, волнистое…)
• Не деревянное (пластмассовое, резиновое…)
• Не сладкое (горькое, соленое…)
• Не зимнее (летнее, весеннее…) и т.д.
«Рассуждалки»
Предложите ребенку закончить предложение:
• Если глазами можно смотреть, то ушами… то ушами можно слушать.
• Если головой можно качать, то ногами…
• Если помидор срывают, то картошку…и т.д.
«Один – три – пять»
Предложите ребенку правильно изменить слово: Один медвежонок, три… медвежонка, пять… медвежат, одна книга, три… , пять…
Обратите особенное внимание на окончания существительных множественного числа родительного падежа с нулевым окончанием (книг, девочек, варежек, чулок, носков) и названия детенышей животных (котят, медвежат, ЩЕНКОВ)
«Мама и детеныш»
Предложите ребенку правильно назвать себя, если Вы – мама Утка, мама Кошка и т.д. Обратите особенное внимание на названия детенышей животных, в которых названия детенышей не совпадают с названием взрослого животного: овца – ягненок, корова – теленок, тюлень – белёк и т. д. А также уточните названия некоторых животных, у которых есть названия «мамы и папы»: бык – корова, овца – баран и т.д.