Непосредственно – образовательная деятельность
Автор: воспитатель Николаева Алена Львовна.
МБДОУ «Детский сад» Радуга» Чувашия г. Козловка.
Непосредственно – образовательная деятельность «Познавательное развитие». Тема: «С чего начинается Родина?»
Задачи данного занятия.Необходимо Обобщить и систематизировать знания детей о России, сформировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Файл: конспект
Непосредственно – образовательная деятельность «Познавательное развитие».
Тема: «С чего начинается Родина?»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Материалы: Изображение гербов и флагов, кроссворд, наглядно – дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.
Предварительная работа: беседа о российской символике, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, рассматривание фотографий городов и рек, беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
— Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
— Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина — — место, где мы родились; страна, которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель:Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте их вспомним.
(Жить – родине служить. Родина поучает – Родина выручает.Кто за Родину горой,тот истинный герой и т. д.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.
— Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель, показываем детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот я предлагаю вам путешествовать по России.
— Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)
Воспитатель:Я предлагаю вам путешествовать на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
— Назовите столицу России. (Москва.)
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В. В.Путин)
— Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
— Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладывается изображение флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
— Молодцы!
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель:а сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель:а что же такое гимн? (Гимн – это торжественная песня страны. Гимн слушают стоя.)
— Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Воспитатель:Мы отправляемся дальше.
Станция называется “Лесная”
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Воспитатель:Правильно! Это дерево. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Он может дать приют и корм многим зверям и птицам. В лесу тысяча деревьев! Какие деревья вы знаете? (Береза, клен, дуб и т.д.)
— Но в лесу растут не только деревья. Что нам дает лес? (Ягоды, грибы.)
— Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т.д.)
— А какие грибы вы знаете?(Подосиновик, сыроежка и т.д.)
— Но бывают ядовитые и опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)
— Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (медведь, волк, заяц и т.д.)
— А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)
— А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка: «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: а наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.
Воспитатель: Станция называется “Географическая”
— Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)
— Правильно. Реки России могучие, полноводные, они несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
- Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
- Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это?
(МОСКВА)
- Река, на которой стоит наш город. (ВОЛГА)
- Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Воспитатель:Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)
— Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”
— Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли свои места? Поехали.
Мы приехали на станцию “Историческая”
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель:Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
1.Разноцветные подружки
Любят прятаться в друг дружке. Что это? (Матрешка.)
— Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
— Следующая загадка.
- Эта роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель)
Воспитатель:Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
- Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
- Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас с вами в русскую народную игру “Золотые ворота”(Проводится игра “Золотые ворота.”)
Ну вот, мы поиграли и нам пора ехать дальше.
— А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
— Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
— Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 75 лет со дня победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили выставку картин. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта.
(Дети исполняют речевку.)
“Если дружба велика – будет Родина крепка”
Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.