• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр

  • Новое

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр

Автор: воспитатель Поспелова Ирина Васильевна.

МБДОУ — детский сад №71 г. Екатеринбург.

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Файл: проект

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Прежде всего, в групповой ячейке детского сада необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию коммуникативной компетенции дошкольников.

Из ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. … Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников…» [51].

Понятие игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика развивающей предметно-пространственной среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий коммуникативную деятельность ребенка (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Поддъков, Е.А. Флерина, С.Л. Новоселова и др.) [16, 42, 46].

В игровую развивающую предметно — пространственную среду входят: организующее игровое поле, игровое оборудование, игровая атрибутика разного рода, различные игрушки, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности дошкольников.

В соответствии с сюжетообразующими функциями игры, формирующими коммуникативные компетенции дошкольников, выделяются три типа игрового материала (игрушек): предметы оперирования, игрушки – персонажи, знаки (маркеры) игрового пространства. В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы» сюжетно-ролевой игры.

Полифункциональные тематические зоны, универсальные знаки пространства и функциональный материал могут легко перемещаться с места на место в пространстве групповой ячейки ДОО.

Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжета образования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими знаками пространства – макетами.

Универсальные игровые макеты должны располагаться в местах, легкодоступных дошкольникам; они должны быть переносными (чтобы играть на полу, на столе, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от знаков (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «заполнен» или применим по желанию играющих). Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой ячейке ДОО нужно создавать обстановку для проведения  сюжетно-ролевых игр, стимулирующих взаимодействие и общение детей друг с другом и детей с педагогом, формирующие коммуникативную компетентность.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая  игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею, об этом необходимо помнить педагогу. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения.

В совместной игре дошкольники учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, согласовывать свои действия с действиями другого.

Сюжетно-ролевая игра — это деятельность дошкольников, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Дошкольник, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ – покупателя, доктора, мамы, водителя, сына, папы. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка в детском саду. Образный, внутренний план игры настолько важен, что без него сюжетно-ролевая игра просто не может существовать. Через образы и действия дошкольники учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх папа может быть строгим или добрым, грустным или веселым. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все сюжетно-ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Дошкольнику необходимо иметь в игровой среде много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

Сюжетно-ролевая игра у дошкольников должна начинаться с договора. Педагогу необходимо направить детей в «нужное русло». Детям необходимо договориться о начале игровой деятельности, выбрать сюжет, распределить между собой роли и выстроить свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

Роль педагога не всегда заключается в непосредственном участии в сюжетно-ролевой игры, иногда достаточно со стороны наблюдений и не больших корректировок. Взяв на себя роль, ребенок должен начинать принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, доктор, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения дошкольников как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Воспитателю необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Также необходимо предоставить каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы в игре. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

Педагог в ДОО должен формировать умения дошкольников принимать и словесно обозначать игровую роль. Воспитателю в группе нужно опираться на интересы каждого ребенка, разворачивать в сюжетно-ролевой игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

Важная задача воспитателя подводить дошкольника к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.). Формировать у ребёнка дошкольного возраста умение использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник, камень — хлеб и т.д.). Также очень важно включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Педагог должен поощрять стремление детей «оживлять» игрушки, выполняя двойные роли: за себя и за игрушку. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра. Вызывать у дошкольника ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Дальше, формирую коммуникативную компетенцию у дошкольников, педагогу необходимо также формировать более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль. В ходе игры педагог ДОО не придерживается жесткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнера – ребенка-дошкольника относительно дальнейших событий.

Воспитателю необходимо стимулировать дошкольников к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа, уделять особое внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы со сверстниками и взрослыми, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Составление конспекта сюжетно-ролевой игры тоже имеет ряд своих особенностей. Необходимо ставить задачи: образовательные — по формированию сюжета игры (автобус, космос); развивающие — подражания, развитие воображении; воспитательные — усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры.

При подготовке к введению новой сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс ДОО можно использовать такие приемы как: сюрпризные моменты (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре; отправление письма с сообщением, просьбой; чтение художественной литературы по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев; проведение экскурсии по теме игры; наблюдение за трудом и действиями взрослых (доктора, медсестры, повара, прачки и т.д.); проведение бесед о различных профессиях, с демонстрацией соответствующих иллюстраций; введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей; совместная игра взрослых и детей (в виде открытых мастер-классов с родителями, педагогами); внесение новых атрибутов (настоящий фонендоскоп, защитная маска пожарного и т.д.), уточнение их значения, вариантов применения; поручение родителям или членам семьи посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.

Также важную составляющую в формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста составляет необходимость работы с родителями (законными представителями) в ДОО по формированию у детей коммуникативной компетенции.

Работа с родителями – этосложная (а порой и самая сложная)деятельность педагога. Эта деятельность должна включать в себяповышениеуровняпедагогических знаний родителей по вопросамформированиякоммуникативнойкомпетенции у дошкольников, осознание важного значения этой работы и организация активного систематического взаимодействия.

Педагог ДОО долженсосредоточитьзаконных представителей на таких моментах, как форма и методы обращениявзрослых друг с другом и ребенком, культура общения. Сделать акцент на том, чтобыребеноксвободнообщался в кругу взрослых и сверстниковкак дома, так и в общественныхместах, былвежливым, ненавязчивым, интересным, умелвступать в диалог. Не мало важно формировать у дошкольника умение слушать собеседника. Для этогоповедениеродителейдолжнобытьвсегдаровным, требования к ребенку не должныменяться в зависимости от обстановки или людей, ихокружающих. Также необходимообъяснить родителям факт формирования и развития коммуникативнойкомпетенции ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности (на примере сюжетно-ролевой игры). Показать элементы организации игры на мастер-классе, консультации, родительском собрании, тренинге и другой форме организации родителей.

Работу воспитателя с родителями в ДОО можно представить средствами решения двух основных целей, это: педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность. Таким образом, происходит решение ряда педагогических задач: повышение грамотности родителей в вопросах формирования коммуникативной компетенции своего ребенка, создание необходимых условий в семье и в ДООпо планированию, организации и контролю за процессом формирования коммуникативной компетенции.

Работа воспитателя детского сада с родителями должна быть направлена на процессоптимизациисотрудничества педагога и родителя в вопросеформированиякоммуникативнойкомпетенции у детей. Осознание родителями (законными представителями) необходимости и важного значения формированиекоммуникативнойкомпетенции и взаимосвязьразвития детско-родительскихотношений через: совместнуюдеятельность; расширениевозможностейпониманиясвоегоребёнка;рефлексию и возможностьполученияобратной святи; проживаниеопыта в группе

Навигация по записям

Старые фотографии → ← Подростковый алкоголизм
  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.