Методическая разработка
Автор: учитель русского языка и литературы Лапина Маргарита Олеговна .
Лицей № 2 город Рыбинск, Ярославской области.
Методическая разработка «Возможности проектной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предметной области «Филология»
В предлагаемой методической разработке представлен опыт учителя по использованию в учебной деятельности проектных технологий. Автор предлагает механизмы встраивания проектных действий в учебные курсы и занятия внеурочной деятельностью, анализирует продуктивность результатов.
Файл: методическая разработка
Возможности проектной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предметной области «Филология»
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ориентирован не только на достижение учеником предметных образовательных результатов, но и на формирование его как личности, овладение универсальными способами учебной деятельности, которые осуществляются в дополняющих друг друга урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения метапредметных результатов ФГОС предусматривает использование активных педагогических средств различных технологий, в том числе проектной деятельности. Организовать продуктивную работу с пользой для ученика — актуальная задача современной образовательной организации и учителя-предметника.
Часто в школьной практике стремление реализовать деятельностный подход объясняется наличием многочисленных проектных заданий в учебниках различных предметов, в том числе по литературе и русскому языку. Однако чрезмерное создание проектов влечёт перегрузку ученика, именно по этой причине проектные работы или вовсе не выполняются, или их заменяют компиляция чужого материала и использование готовых проектов. Немотивированная интересами учащегося деятельность по созданию проектов приводит к устойчивому неприятию ситуации и провоцирует появление так называемых «суррогатных» учеников – неспособных к самостоятельной мыслительной деятельности субъектов.
Современная ситуация принуждает как проблемные осмыслить обусловленные временем и информационным потоком психологические особенности современного ученика – отстранённость, поверхностность восприятия, безынициативность. Эти особенности поведения проявляются при создании проектов. Именно система работы с проектами побуждает учителя обращать внимание на важность создания в учебном процессе ситуации осознанной необходимости нового знания для ученика, на мотивированное следование ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту.
Актуальность использования проектной деятельности в работе представлена как инструмент достижения мотивированного педагогического результата.
Цель работы – представление опыта организации проектной деятельности в учебном процессе по филологии в условиях реализации требований Федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи работы:
— рассмотреть возможности проектной деятельности как инструмента формирования у учеников «гибких навыков» XXI века;
— разработать алгоритм ввода и ведения межпредметного проекта, позволяющего ученику осмыслить значимость и направленность процесса его обучения во взаимодействии составляющих учебной и внеурочной деятельности;
— показать средствами проектной деятельности способы привлечения ученика к конструированию фрагментов личностно ориентированного учебного процесса во внеурочной деятельности;
— представить опыт реализации проектного обучения на уроках литературы и русского языка и во внеурочной деятельности на уровне основного общего образования.
Теоретическая и практическая значимость заключаются в том, что в настоящей работе предлагаются апробированные в практике работы автора модели использования проектной деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, изложен опыт ведения индивидуальных образовательных проектов учащихся. Все изложенные способы работы технологичны, могут быть применены учителем на другом материале и на других предметах. Данная методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, администрации образовательных учреждений, специалистам методической службы.
Глава I. Проектная деятельность как инструмент достижения результатов Федерального государственного образовательного стандарта
1.1. Парадигма педагогических проектных инструментов: соотношение понятий
Как известно, «в связи с введением ФГОС общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. Во ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности учащихся» (1, А.Г. Асмолов и др.).
В настоящий момент в связи с реализацией ФГОС часто используются термины проектная деятельность, проект, проектные технологии, проектное обучение, проектная задача, метод проектов. Безусловно, понятия эти близкие, однако для настоящей работы важно определить их смысловую парадигму.
Проект (от латинского project us) — «брошенный вперёд». Именно поэтому «проектные технологии» и «метод проектов» — понятия-синонимы, а «метод проектов», «проектная деятельность» взаимосвязаны, метод проектов и проектная деятельность — составляющие проектного обучения. «Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов — как компонент системы, педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых» (2, studme.org). Проектная деятельность учащихся — компонент проектного обучения, это она позволяет выявить потребности учащихся «посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной».
Существует мнение, что, если «учитель помогает ученику выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта» (3, Г.К. Селевко), то есть «речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта», следует говорить о методе проекта. Поскольку подобная деятельность учителя возможна и в условия применения им и некоторых других педагогических технологий, термин «проектная деятельность» представляется более универсальным и оптимальным в качестве базового для данной работы.
Так как проектная деятельность направлена, как утверждалось выше, на создание нового продукта, но включает в себя планирование и осуществление шагов для достижения такого результата, можно с уверенностью сказать, что все проектные действия могут быть проделаны как учеником индивидуально, так и в группе (группы малого состава, классный коллектив), следовательно понятие «проектная деятельность» может подразумевать и использование «проектных задач» — заданий, целенаправленно стимулирующих «систему детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»)» (4, А.С. Сиденко), обеспечивающих качественное самоизменение именно группы детей.
Важно, что «проектная деятельность» в применении к образовательной деятельности представляет собой, во-первых, «творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации деятельности при сопровождении учителя». Таким образом, выявить и удовлетворить потребности учащихся, организовать их в создании продукта, идеального или материального, — задача педагога.
Во-вторых, «проектная деятельность» заключается и в том, что «ученики сами выбирают проблему, которая их интересует, и способы ее решения» (4, А.С. Сиденко). Именно в этом ракурсе во многом оправданно то, что проектную деятельность школьника считают реализуемой через приготовляемые им самостоятельно или в составе группы проекты.
В предлагаемой работе оба представления о «проектной деятельности» актуальны, и если проецировать их на деятельность школьника, то будет иметься в виду его участие в процессе проектирования и реализации продукта совместной деятельности коллектива и создание продукта по самостоятельно выбранной проблеме, которое может дополняться описанием процесса его реализации или исследования.
В ряде работ, представляющих использование проектной деятельности в реализации ФГОС, рассматривается тематика предметных проектов (5, Е.И. Белякова), важность деятельного участия ученика в процессе получения знания (6, А.Б. Воронцов и Е.В. Чудинова), но не раскрываются практические способы действий детально — что делать, что за чем должно непосредственно следовать. Именно поэтому представляется важным рассматривать в данной работе, представляющей обобщение опыта работы автора, проектную деятельность как инструмент достижения современных педагогических результатов.
1.2. Реализации деятельностного подхода в условиях муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2 г.Рыбинска
С 2012 года лицей № 2 г. Рыбинска – пилотная школа Ярославской области по введению ФГОС в основной школе, старшей школе.
Сложившаяся система лицейской работы предусматривает активную проектную деятельность ученика. Особое внимание к разработке и защите учебных проектов обусловлено наследованием принципов школы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова.
Д.Б. Эльконин подчёркивал важность кризисов 12 и 15 лет, переводящих формирующуюся личность «от развития «по социальному проекту» к саморазвитию». При этом новая внутренняя позиция учащегося заключается в «направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества» (7, Г.А. Цукерман и А.Л. Вегнер). Актуальность способности ученика в подростковом периоде «к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности» подчёркивают и Г.А. Цукерман и А.Л. Вегнер (7). Формированию «гибких навыков» (креативности, критического мышления, умений командной работы, коммуникабельности) у лицеистов способствует, в частности, осуществляемая проектная деятельность в формате интеграции составляющих учебного процесса (таблица 1).
Таблица №1 Составляющие процесса ведения проектной деятельности в лицее №2 г.Рыбинска
Составляющие учебного процесса | Проектная деятельность ученика | Проектная составляющая ООП лицея, деятельность педагогов по сопровождению проектной деятельности ученика |
Урочная деятельность | Участие в коллективных предметных проектах.
Самостоятельное выполнение предметных проектов |
Надпредметный курс «Проект» в учебном плане параллели 5-х классов.
Метапредмет «Книга» в учебном плане параллели 6 классов. Надпредметный курс «Эксперимент» в учебном плане параллели 7 классов |
Внеурочная деятельность | Творческие коллективные или индивидуальные проекты на занятиях внеурочной деятельностью | Курсы внеурочной деятельности, реализующие ресурсами ОО все направления внеурочной деятельности (примеры курсов, предлагаемых параллели 5 классов*):
— социальное («Самосовершенствование личности. Познай себя» (Г.К.Селевко)), «Школа социальной активности» — спортивно-оздоровительное («Волейбол») — духовно-нравственное («Театральная мастерская») — общеинтеллектуальное («Развитие творческого потенциала личности: естественно-научная грамотность») — общекультурное («Мастерская талантов» с использованием модуля «Немецкий язык» *курсы трёх первых направлений представлены в параллелях по всей вертикали 5-11 классов |
Создание индивидуального образовательного проекта (в 5-6 классах возможно выполнение двумя учениками одного проекта) по следующим обязательным направлениям:
5 класс – «социально-гуманитарное». 6 класс — «филологическое», 7 класс — «естественно-научное», приветствуется создание исследовательских проектов, на ступени 8-9 классов и 10-11классов – по самостоятельно определённым приоритетным направлениям, поддерживаемым индивидуальным учебным маршрутом |
Тьюторское сопровождение педагогами лицея.
Контроль ведения проекта и его сдачи, итогового проектного продукта тьютором и классным руководителем и стимулируемый самоконтроль ученика посредством «Дневника проекта» и «Зачётной книжки», в старшей школе – «Индивидуальной образовательной программы». Организация образовательной проектной сессии – фестиваля проектов «Новая идея». 8 класс – обучающий курс «Индивидуальный проект» в учебном плане. 10 класс — практико-ориентированный курс «Индивидуальный образовательный проект» в учебном плане |
Однако, как характерны на современном этапе развития образования проблемы для всей системы в стране в целом, так характерны они и для лицея. Одинаково высокой у всех учеников познавательная активность быть не может, поскольку это естественно для человеческого общества, кроме того, в лицее за последние годы поменялись не раз условия поступления в ОО, изменилась социальная ситуация и актуальные для общества в целом ценности.
Обобщая наблюдения результатов включённости школьника в систему проектной деятельности лицея №2, можно сказать, что она продуктивна. Высокая степень освоенности межпредметных компетенций, показатели достижения личных результатов, проявляющиеся не столько при поступлении в вузы, сколько в процессе обучения в высшей школе (выпускники успешны, уверенны в собственных силах, конкурентоспособны, мобильны), подтверждают это.
Проектная деятельность в лицее даёт результат вследствие работы всего коллектива в системе, каждого учителя ежедневно.
II. Практика работы педагога по использованию
возможностей проектной деятельности в образовательном процессе
2.1. Тьюторство в сопровождении индивидуальных образовательных проектов школьников
Активно работаю тьютором по сопровождению индивидуальных образовательных проектов с 2013 года. До начала указанного периода практиковала ежегодно написание с отдельными заинтересованными учащимися исследовательских работ с последующим представлением в лицейском научном обществе, на областных юношеских научных чтениях им Н.Н. Пайкова. В период с 2013 по 2020 как тьютор курировала около восьмидесяти работ.
Самыми важными действиями тьютора считаю помощь тьюторанту в выборе и формулировке темы, объяснение важности продукта проектной деятельности. По мнению учеников, тьютор очень нужен как советчик в определении цели, задач и проблемной области проекта — всего, что в силу возраста в 12-13 лет сделать ещё очень сложно.
Системная проектная деятельность по созданию индивидуальных проектов мотивированному ученику, как и предлагает ФГОС, обеспечит успешность. Представим пример выстраивания вертикали проектной деятельности (таблица 2) под моим руководством Арины Ж (выпускница).
Таблица №2 Динамика успешности ученика-проектанта (предметная область «Филология»)
Класс | Успеваемость
по предметам |
Направление, название проекта | Акценты тьюторского сопровождения |
5 класс | Успеваемость
русский язык «4», литература «4» |
социально-гуманитарное направление: «Слова-паразиты в речи учеников 5 «Б» класса»; продукт — плакат для классного уголка | определение специфики интереса, темы проекта, цели, задач, продукта |
6 класс | Успеваемость
русский язык «4», литература «4» |
предметная область «Филология»: учебный проект «Основные типы ошибок в речи и способы их исправления» | корректировка цели и задач, методов работы с материалом, продукта — буклета-памятки |
7 класс | Успеваемость
русский язык «4», литература «4» |
естественно-научное направление «Пищевые добавки: польза и вред» | другой тьютор |
8-9 классы | Успеваемость
русский язык «5», литература «4» |
«Задачи жанров журналистики»; продукт «Куда поступить гуманитарию после 9 класса?» (аналитическое обозрение) | контроль работы с научной литературой |
10-11 классы | Успеваемость
русский язык «5», литература «4» |
«Жанры и средства выразительности языка публицистики»; продукт — презентация «Секреты успеха публицистического текста» (см. приложения) | контроль работы с научной литературой, продукт |
Ученица, начавшая движение от точки абсолютной неопределённости интересов, в результате проектной деятельности в предметной области «Словесность» (индивидуальные образовательные проекты) обрела уверенность в своих силах, повысила качество обучения по русскому языку, определилась профессионально. Тьюторское сопровождение принесло плоды: очевиден личностный рост, сформированность метапредметных и предметных компетенций.
Работа с проектами в последние пять лет, принявшая в школах, в частности в лицее №2 г.Рыбинска, массовый характер, принуждает обозначить некоторые вопросы, поиск решения каждого из которых важен и для всей ОО, и, разумеется, оперативно для тьютора:
1) как не потерять одарённых детей в предметной области, выстроить систему работы с ними в условиях проектных требований ступени общего образования в лицее?
2) как создать ситуацию успеха, довести до защиты и помочь присвоить ценность продукта проекта, осознать личностный рост тем, для кого проектная деятельность неинтересна или интересна в другой предметной области?
Решая первый вопрос, стремлюсь выявить и поддержать одаренных детей, и всякий раз сама прибегаю к долгосрочной проектной деятельности, результат которой однозначно спрогнозировать нельзя.
Так, знакомясь с классом (как правило, это пятиклассники), наблюдаю, активны ли дети на уроке, интересны ли им поисковые мини-задания, как сформирована у них устная речь. Создаю атмосферу «творческого и речевого кипения» — предлагаю своим ученикам добровольное участие в 3-х образовательных классных событиях:
— обозначить ребятам класса на уроке «Ярмарка лингвистических парадоксов» интересное вопрос или замечание, связанное с предметной областью «Словесность» и родным русским языком, которые в дальнейшем можно было бы разработать и представить единомышленникам, например, при защите проектов или на Дне науки в лицее (январь),
— поучаствовать в подготовке номера для традиционного концерта ко Дню пожилого человека (октябрь), проводимого в лицее,
— в малой творческой группе вместе с педагогом составить выступление-приветствие 1-го класса того учителя, что работал с пятиклассниками предыдущие 4 года в начальной школе.
Формирую фоновую дополнительную образовательную среду во внеурочной деятельности: «Клуб любителей словесности» (провожу занятия разновозрастной группы при ГОУ ДОШ «Новая школа»), «Театральная мастерская».
Все обозначенные действия не дают полного представления об уровне одарённости ребят в классе, однако помогают организовать наблюдение за интересами учеников, расположить их к изучению предмета и внеурочной деятельности, с ним связанной, побуждают задавать вопросы, высказывать догадки, предположения, выявляющие актуальную область интересов и познания, а значит, готовят ученика к индивидуальной проектной деятельности.
В работе с одарёнными детьми использую прежде всего технологию учебного проектирования и технологию поддержки ребёнка. В выборе тем проектных работ одарённых детей стараюсь ориентировать на исследовательские педагогические приемы.
Для решения другого проблемного вопроса — ведение проектов с немотивированными учениками — использую технологию педагогической поддержки ребёнка. Стремлюсь выделить сферу интересов ученика, рассмотреть спектр его способностей, чтобы какие-либо из них использовать для создания проекта в своей предметной области.
Так, в случае с немотивируемым на создание индивидуального проекта учеником 10-го социально-гуманитарного класса Егором Ч., с трудом защитившимся на предыдущей ступени (компиляция «Русский язык в социальных сетях») красивый тембр голоса стал решающим: первоначально заявленная тема «Фразеология. Создание практикума для работы на уроках русского языка» была абсолютна неинтересна, её заменила «Аудиокнига как образовательный продукт». Формировать идейное содержание, а главное, осуществлять строгий контроль выполнения действий пришлось на всех этапах, кроме оформления продукта — учебного пособия из 15 фонетических упражнений для отработки акцентологической нормы в 10 классе в курсе по выбору «Культура речи». Удалось добиться того, что тьюторант не пользовался, как прежде, чужим проектом, деятельно участвовал в составлении оригинальных заданий, улучшая при этом свои предметные компетенции, прошёл этапы создания проекта, выполняя поставленные задачи, обрёл самостоятельность, защитился с отметкой для аттестата «5». Для обоих — ученика и тьютора — это тяжело давшийся, но важный педагогический результат.
Таким образом, до принятия тьюторских обязанностей следует создать образовательную среду для проявления способностей учащихся в предметной области «Русская словесность», поскольку это напрямую связано с мотивацией ученика на выполнение проекта. С принятием обязанностей тьютора значимо помочь определить ученику будущий продукт и характер проекта — практико-ориентированный, исследовательский или творческий. Заинтересованному ученику следует скорректировать учебный маршрут, чтобы максимально освободить время для качественного выполнения проекта, ученику немотивированному, работающему принудительно — мобильно корректировать тему и контролировать на всех этапах. Тьютору индивидуального образовательного проекта ученика необходимо понимать образовательный запрос ученика и при этом вести его к результату, обеспечивающему развитие важных метапредметных компетенций.
2.2. Реализация проектной деятельности на учебных занятиях по русскому языку и литературе как продуктивного метода освоения учеником современного образовательного результата
Учебный проект на занятиях может явиться способом актуализации и повышения качества письменных работ учеников и, как следствие, обучения смысловому чтению.
Сочинения, в которых ребёнок выступает в роли писателя, а не критика, создавать нашим ученикам становится всё сложнее. Скудный сюжет, бедная речь — результат, обусловленный отсутствием практики чтения — это, конечно, первое, чем учитель объяснит несовершенство. Но, к сожалению, жизнь наша с её быстрым темпом и потоком информации, с попираемыми ценностями не располагает к наблюдению, которое даже для мотивированного ученика лежит в основе данного очень нужного вида литературной работы.
Организовать наблюдение может, как ни странно, проектная деятельность на уроке — коллективное решение проектной задачи — и широко применяемая в практике ФГОС технология критериального оценивания.
Пример тому — система уроков в 5 классе — «От рассказа «Муму» И.С.Тургенева к собственному произведению».
В ходе выполнения коллективного предметного проекта мы получаем три важных образовательных результата: совершенствуем жанр отзыва для пятиклассников, качественно обогащая структуру и содержание, составляем модель жанра «рассказ» — универсальный продукт урока, нацеливающий на восприятие конкретного произведения внутри системы, выявляем критерии для самооценки и оценки сочинения (таблица 3).
Таблица №3 Смысловые составляющие этапов проекта «От рассказа «Муму» И.С.Тургенева
к собственному произведению»
Характеристика деятельности, содержание | Смысловая составляющая процесса проектной деятельности | Образовательный результат и его инструмент — оценочный результат |
Этап 1. Осознание цели, проектирование продукта проекта
Цель: выработать критерии, позволяющие понимать, что задание «написать рассказ» выполнено верно Продукт: собственный ХОРОШИЙ рассказ |
ученики включены в проектную деятельность, обозначен продукт |
нацелены на выработку критериев оценивания собственной работы |
Этап 2. Планирование. Определение задач
1 написать отзыв о рассказе Тургенева 2 сопоставить впечатления и оценки ребят из класса- читателей 3 определить, почему рассказ Тургенева интересный 4 выработать в результате обсуждения требования к ХОРОШЕМУ рассказу 5 написать собственные рассказы |
учениками — субъектами проекта — выработана траектория действий, маршрут |
мотивированы на выработку критериев оценивания собственной работы |
Этап 3. Решение задач проекта
3.1.Решение задачи 1 — написание отзыва 3.2.Решение задачи 2 — обсуждение провокационной работы-отзыва, выработка критериев оценки 3.3.Решение задачи 2 — оценивание собственной работы-отзыва в соответствии с новыми критериями 3.4. Решение задачи 3 — выяснение читательских ожиданий от РАССКАЗА 3.5. Решение задачи 3 — создание МОДЕЛИ рассказа 3.6. Решение задачи 3 — открытие: полученная модель — это и есть критерии для самооценки при написании рассказа |
выполняются шаговые действия субъектами проекта фиксируется решение задач |
выработаны критерии оценивания отзыва
самооценка отзыва 1 результат: качественно обновлён отзыв как жанр критического монологического высказывания 2 результат: получен универсальный инструмент предметной работы — модель ЖАНРА «РАССКАЗ», получены критерии оценки «ХОРОШЕГО рассказа» |
Этап 4. Создание продукта проекта. Самооценка согласно выработанным критериям (выполнение последней задачи) | акцентируется социальная значимость продукта | 3 результат осмысленно создан новый текст —РАССКАЗ, критически осмыслен |
Этап 5. Праздник читательских удовольствий | реализуется социальная значимость продукта | осуществляется взаимооценка, оценка социумом |
Предложенный метод проектной деятельности по достижению значимых предметных результатов, в котором проектные действия дополняются оценочными, демонстрирует возможность проектных действий стать инструментом достижения оценочного результата в решении более локальных, меньших по объёму задач.
Можно понять, что применение проектной деятельности на уроке с целью достижения предметных важных результатов обеспечивает и другие виды результатов — метапредметные и личностные.
2.3. Алгоритм организации и ведения межпредметного проекта с учетом ресурсов учебных предметов и занятий внеурочной деятельностью
Программы учебных курсов предметной области «Словесность» достаточно далеки друг от друга. Считаю целесообразным в определённом периоде сблизить их именно через проектную деятельность. Подобного рода проектная работа в течение нескольких занятий нужна ученику, чтобы понять тесную связь предметов «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», скоординировать деятельность ребёнка по нескольким предметам для достижения одного значимого учебного результата. Такая деятельность воспитывает грамотного читателя и человека, способного уважать слово, историю государства и своей малой Родины, формирует столь важные для ФГОС личностные результаты.
Представляется важным и то, что в межпредметной проектной работа можно демонстрировать ученику необходимость в его учебном процессе как учебной, так и внеурочной деятельности в их взаимосвязи.
Например, лирика Н.А. Некрасова — удобный материал для интегрированного учебного проекта, способного связать классику с современностью, с личной судьбой ученика, историей его семьи.
Возможности проектной деятельности, направленной на реализацию обозначенного выше, хотелось бы представить инструментально в алгоритме ведения коллективного межпредметного проекта «Путешествие с Н.А. Некрасовым во времени: мир “Крестьянских детей”». Этапы осуществления проекта технологичны, предметно данный проект может быть использован учителем в организации работы по созданию индивидуального проекта области «Филология». В обоих случаях «погружение в зону ближайшего развития выводит ребёнка на новый уровень обучения» (6, А.Б. Воронцов и Е.И. Чудинова).
Таблица №4 Алгоритм процесса ведения проектной деятельности межпредметного учебного проекта «Путешествие с Н.А. Некрасовым во времени: мир “Крестьянских детей”»
Способы включения в учебный процесс | Выполняемые предметные действия | Этапы создаваемого проекта |
Установочное занятие. «Родной русский язык» | Творческая работа с фрагментом текста: подбор рифмующегося слова, формирование представления об образах. Работа с учебными текстами «Н.А. Некрасов», «Дворяне и крестьяне» | Актуализация темы, выдвижение цели, определение задач, распределение ролей |
Модуль 1. Внеурочное занятие «Театральная мастерская» (группа учащихся класса, посещающих курс) | Работа с фрагментами стихотворения. Создание детьми под руководством учителя сценарного варианта текста эпизодов «В сарае», «Мужичок с ноготок». Осмысление образов охотника и детей, инсценирование. | Выполнение задачи № 3, подготовка одного из продуктов проекта — постановка сцен для представления классу |
Модуль 2. Внеурочное занятие «Самосовершенствование личности» 1 | Определение стратегии группы учащихся, отбор и обсуждение художественных произведений. | Выполнение задачи № 2, подготовка одного из продуктов проекта — «Малой картинной галереи» |
Модуль 3. Внеурочное занятие «Самосовершенствование личности» № 1 | Определение стратегии другой группы учащихся по отбору и освоению русских забав и игр, работа с текстами-инструкциями. | Выполнение задачи № 4, подготовка одного из продуктов проекта «Играем вместе в народные игры». |
«Русский язык» или «Родной русский язык» (учащиеся класса) | Групповая исследовательская работа с устаревшей лексикой: поиск, отбор во фрагменте текста слов, требующих комментария. | Решение задачи № 1 всем классом |
«Русский язык» или «Родной русский язык» | Освоение языкового материала. Практикум. Сборка толкового словарика темам или по алфавиту. | Создание продукта «Толковый словарик к стихотворению «Крестьянские дети». |
Индивидуальная внеклассная работа | Изучение словарика. | Освоение продукта по задаче освоения устаревшей лексики. |
«Литература» или «Родная русская литература» | Праздник «читательских удовольствий». Комментированное чтение стихотворения. Выразительное чтение текста. | Реализация цели. Учебное событие. |
Внеурочное занятие «Самосовершенствование личности» № 2 | Рефлексия. Выполнение заданий, связанных с пониманием текста (6 человек — кураторы станций, другие учащиеся делятся на группы). | Использование продукта проекта: квест «Путешествие во времени с Н.А. Некрасовым». Подведение итогов проекта |
В ходе выполнения проекта достижимо многоуровневое чтение текста, его постепенное освоение. Сначала учащиеся знакомятся с фрагментом в несколько строк, определяя задачи проекта, затем как одновременно видят инсценированные эпизоды, так и осуществляют сами лингвистическую работу по нескольким фрагментам, и, наконец, читают полный текст выразительно.
На наш взгляд, важно обратить внимание на возможность включения в учебный процесс этапов выполнения проекта, обеспечивающих «погружение» и продуктивность действий каждого ученика.
Целесообразно с учениками не сразу осуществлять чтение, а подготавливать его, что подразумевает определение и планирование своих шагов детьми. Глобальная цель проекта проста — совершенствовать навык восприятия художественного текста. Он становится объектом лингвистического и культурологического анализа.
Стихотворение «Крестьянские дети» непросто читать школьникам 11-12 лет, и воспринимается оно детьми поверхностно прежде всего в силу непонимания быта и уклада жизни героев, достаточно большого количества устаревших слов (4, А.С. Сиденко). Часто именно эти причины обусловливают то, что к чувствам лирического героя и даже к сюжетным движениям ученики остаются глухи.
Именно в чём-то непонятный ученикам текст должен стать началом работы над проектом. Ситуация «осознанного непонимания» принудит ребят обнаружить проблему, поставить цель и задачи.
Создавая такую ситуацию, мы, во-первых, предлагали ученикам поучаствовать в эксперименте (2, studme.org): придумать рифмующееся слово и вставить его в пробел.
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску,
А тот, подвязавши под горло ……………, (рубашку)
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Слово «рубашку» вряд ли можно ожидать от детей. Проблемы с рифмовкой собственных вариантов слов, их неподходящая длина побудят учеников удивиться авторскому слову, да ещё в сочетании «подвязавши под горло», не останется незамеченным ребятами и непонятное слово «пожня».
Во-вторых, на уроке мы просим отыскать слова-маркеры, дающие представление о личностях героев. В этом задании обнаружится детская чуткость — в героях они угадают детей, но не своих современников.
В результате ученикам удастся самостоятельно определить, что для полного понимания автора требуется представление о портретах детей, об укладе их жизни, знание значений всех авторских слов.
В этот момент учителю важно подвести ребят к пониманию цели — понять авторскую задачу в стихотворении, а также помочь осмыслить детям каждое их требование как задачу, научить определять вместе с ними практический итог работы по каждой из них:
1) определить устаревшие слова и разъяснить их в созданном «Толковом словарике»,
2) собрать из полотен русских живописцев «Малую картинную галерею», представляющую образы крестьянских детей,
3) инсценировать фрагменты стихотворения «В сарае», «Мужичок с ноготок»,
4) смоделировать русские народные игры и забавы, восстанавливая уклад жизни крестьян.
Вместе с учениками следует определить возможные способы введения в учебный процесс решаемых задач и использования продуктов.
Процесс освоения исторического контекста следует начать со знакомства с автором, с особенностями устройства общества времени написания стихотворения. На наш взгляд, выносить этот важный вопрос в задачи не стоит, т.к. с адаптацией сложных исторических текстов детям даже под руководством учителя не справиться. Продуктивна на уроках «Родного языка» устная работа с подготовленным учителем текстом «Крестьянин и барин» (на основе материалов из книги (8, Н.В. Беляева)): обсуждение, освоение нужных понятий — помещик, барин, дворянин, крестьянин, крепостной человек. Знакомство с автором можно дать через учебный текст для записи «Н.А. Некрасов — поэт-земляк», в котором представлены все изученные случаи постановки знаков препинания.
В начале работы по проекту важно также актуализировать наличие конечного продукта, о чём дети в проектной деятельности часто забывают.
В данном случае это либо очень важный «Праздник читательских удовольствий» (5, Е.И. Белякова), основой которого станет осмысленное выразительное чтение текста, либо, кроме «Праздника…», учебный квест, фиксирующий достигнутое по поставленной цели и дающий возможность обнаружить личный рост каждому ребёнку.
Важно, что квест проводится учащимися для учащихся класса, материал заданий подготавливается группами учащихся, решающих отдельные задачи проекта. (Подробное ведение квеста представлено в приложении 2).
Представленная в алгоритме форма проектной работы предметно позволяет приобщить учащихся к красоте и глубине классики, она же формирует большую часть метапредметных компетенций.
2.4. Конструирование образовательных модулей предметной области «Филология» («Русский язык», «Литература») средствами внеурочной проектной деятельности
Во внеурочной деятельности по словесности проектные действия имеют прежде всего творческую направленность. Задача учителя — опыт создания индивидуальных и коллективных проектов с уроков применить в новой, не учебной ситуации. Цель учителя — через свободу пробудить созидательную ученическую самостоятельность.
Юность стремится к самовыражению. Так, благодаря учащимся социально-гуманитарного класса в истории лицея имеют место два ученических проекта — «Поэтические завтраки» и «Поэт и театр». Проекты можно считать результатом работы объединения «Театральная мастерская» и классной внеурочной работы по предмету «Литература». В учебный процесс ученики через создание проекта самостоятельно добавили константную творческую составляющую.
Уже в 8 классе в рамках совместной с учениками подготовки классных часов-занятий по курсу «Самосовершенствование личности» (автор Г.К. Селевко) выявилось в разговоре о любви, что даже современным школьникам лирика небезразлична. Из этого вырос первый маленький классный проект «Ты знаешь, если звезды зажигают…», где ученики (учитель только спровоцировал их на это) сами предложили представить свои поэтические открытия, сделанные случайно (через песню, через впечатление или совет). Конечно, это во многом напоминало известную с урока литературы РО (Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская) форму «Праздника читательских удовольствий», но, поскольку инициативы детской было больше и представляли выбранные произведения не в формате урока литературы, чувство самостоятельности было более ощутимым.
Действия тьютора — разработка идеи с активом — дали результат: большая часть учеников участвовала в проекте: кто-то читал наизусть, кто-то с листа, кто-то принёс чтение актёром выбранного самостоятельно стихотворения. Главным оказалось дать настоящую свободу выбора лирики ребятам.
Малый творческий проект стал основой большого. К дате смерти А.С.Пушкина ученики сами предложили провести утреннюю встречу для желающих слушать и читать лирику в рамках первого урока пятницы, отведённого в лицее под классный час.
Проектные действия: продукт — сценарий — репертуар — техническое обеспечение — костюмы — публика.
Сценарий разрабатывали ученики. Как в первый раз, так и потом в такой встрече ими были предложены 3 составляющих:
1) удобный сюжет для чтения стихов (имитируемый на сцене экзамен, кастинг, редакционный совет по публикации); репертуар: февраль 2017 — стихи А.С.Пушкина, на других встречах — ноябрь 2018 — стихи Владимира Высоцкого, февраль 2019 — Бориса Рыжего (для класса), октябрь 2019 — поэтов 20 века о себе и о любви,
2) тематический видеосюжет (чтение стихотворений актёрами, фрагмент фильма о жизни поэта, фрагмент телепередачи)
3) свободный микрофон для гостей. Название встречи в шутку получили «Поэтические завтраки», так как были утренние, ранние. Роль учителя: индивидуальная работа с инициативным учеником-лидером, контроль всех этапов подготовки.
Другой творческий проект «Поэт и театр» — мини-спектакль — результат ученического осмысления философских стихотворений. С учениками мы обсудили продукт — представление стихотворений можно сделать маленьким спектаклем, в котором раскроется человек не в действиях, а в помыслах: поиск смысла жизни, любовь, творчество.
Проектные действия — форма продукта — репертуар — сценические действия — техническое обеспечение — музыкальное сопровождение — работа с аудиторией — планировали ученики.
Паспорт творческого проекта
Продукт: мини-спектакль «Поэт и театр»
Востребованность продукта — праздничный лицейский концерт для педагогического коллектива лицея 06.03.2020 Репертуар — А.Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», Б.Ахмадулина «В тот месяц май, в тот месяц мой…», Б.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…» и «Гамлет», И.Бродский «Пилигримы», Р.Казакова «Мальчишки, смотрите…» Сопровождение: слайд-шоу «Ночное звёздное небо», Рольф Ловланд «Таинственный сад» |
Надо отметить, что школьная сцена очень важна для общения подростка, юноши с поэзией, с высокой культурой: в классе в формате урока чтение у доски немногих располагает передавать текст артистично и даже искренне, честно. Результат проекта — выступление на сцене в зале для публики — прежде всего воспитательный.
Интересно использование проектной деятельности в практике внеурочных занятий «Театральной мастерской» (5-9 классы). Как правило, четверть класса посещает постоянно занятия и очень заинтересованно «играет» на сцене. В практике педагога самодеятельный театральный коллектив удобно формируется в параллели с классным руководством.
Конечно, при условии «одно занятие в неделю» рост коллектива проявляется в первую очередь на фоне самих для себя: личностный рост каждого участника оказывается очевидным в конце каждого учебного года. Играли сценки, инсценировали стихи А.Барто и С.Михалкова, русские народные сказки, сказки Братьев Гримм, Е.Шварца и во фрагментах М.Метерлинка и А.Н.Островского. Кроме двух последних авторов, к постановкам сами делали сценарии.
Задав проблемную ситуацию — играть надо, а текста, использовать который было бы удобно, нет — можно, как показывает опыт, побудить «актёров» научиться переводить эпический текст в драматический. Проектная деятельность в этом случае как инструмент необходима. Ученик понимает, каким должен быть продукт, но не обладает нужным опытом для постановки и решения задач. Запрос ученика на организацию отрезка учебного процесса очевиден. Учитель и ученики договариваются сконструировать процесс, и ребята осознанно идут на то, что в решении отдельных проектных задач их будет направлять учитель.
Проиллюстрировать можно это на сказке «Морозко», постановку которой для учеников начальной школы готовилась осуществить наша «Театральная мастерская» (см.приложение).
Нужно заметить, что работу по умению формировать реплику (без введения термина) проводить начинаю ранее, предлагая детям общее представление о сценарии. Для этого мы, например, используем задание по рассказу «Школьный вальс» Ф.Искандера из книги «Литература. Задачник-практикум, 8-11 классы», автор Г.Г. Граник, где ученики должны, придумывая финал недочитанному рассказу, представить, что говорят герои.
Актуализация продукта проекта; заказ учителя начальной школы — представить во 2 классе сказку «Морозко».
Текст сказки есть. Обнаруживаем, что текст непригоден к игре на сцене — в нём нет достаточного количества слов героев, чтобы удобно было работать. Как сделать возможным представление им сказки, или что нужно, чтобы эпос в драму перевести? Задачи определяются ребятами без труда, однако механизмы решения, как говорилось выше, им неизвестны. Таким образом, каждая задача осмысливается как проектная, инструменты к решению которой помогает обнаружить учитель (таблица 5).
Таблица№5 Стратегия тьютора на этапах решения проектных задач
( проект «Из эпоса в драму»)
Предложения учеников на этапе постановки задач | Действия учителя на этапе решения задач:
следует перераспределить порядок решения предложенных ребятами задач |
||||
1 придумать слова героям
|
Проектная задача № 2 «1 придумать слова героям»
Следует ввести понятия «вступительная ремарка» через присвоение героям имён, «реплика» через передачу слов героям в пространстве одной сцены — первой. Проблема: объём слов РП (рассказчика-повествователя) превосходит объём слов героев Проблема обусловливает важность решения следующей задачи №3 |
||||
2 исключить слова РП (рассказчика-повествователя) | Проектная задача № 3
«2 исключить слова РП (рассказчика-повествователя») Ввод понятия «ремарка» и особенностей её построения через игровую деятельность. Ролевая игра «Актёры и РП»: рассказчику запрещено говорить, можно только делать замечания говорящим актёрам о интенсивности произношения (тихо, громко, шёпотом) и способах передвижения по сцене. |
||||
3 разделить текст на части из-за разных декораций | Проектная задача № 1
«3 разделить текст на части из-за разных декораций» Следует помочь установить связи между понятиями «эпизод» и «сцена», обращая внимание на то, что на сцене всё происходит в настоящем времени
Задание ребятам: попробуйте применить то, что вы научились делать на уроке литературы — выделить элементы сюжета — завязку, кульминацию, развязку и, исходя из них, разбить текст на эпизоды. |
||||
Новая задача №4. Практическая учебная задача, решение которой очевидно для учителя, но не предусмотрено ребятами в начале выполнения проекта Ролевая игра «Верю — не верю»: герои-актёры, вычитывая реплики, определяют степень выраженности характера своего персонажа и вносят коллективно изменения в его слова. Задание для ребят: Необходимо расписать реплики для героев в каждой (их всего шесть) сцене. Причём героям, которые, остались на сцене без РП, необходимо не только заговорить, им необходимо в словах проявить свои характеры. |
Однажды выполнив проект по созданию собственной пьесы, ребята-участники объединения становятся весьма инициативной командой: они способны создать драматический текст с разработанными характерами героев, они воспринимают критику.
Воспитание сценой в человеке ответственности, толерантности, любви к слову, пожалуй, самый главный результат рассматриваемой внеурочной деятельности, и удачно использование проекта как способа его достижения.
III. Анализ результативности применения проектной деятельности
в практике работы учителя предметов филологического цикла
За годы работы учителем русского языка и литературы сложилась система реализации проектной деятельности. Результат её функционирования — успешность выпускника и его самоопределение в профессиональной деятельности. Безусловно, оба показателя — итог работы ученика и коллектива учителей, но в общем деле можно видеть и вклад конкретного педагога.
В лицее №2 по сложившейся традиции выпускные классы профильные. За период с 2016 по 2020 годы автором данной работы выпущены три класса: 2016 — физико-математический класс, и в 2018, 2020 — социально-гуманитарные классы.
Определение выпускников физико-математического класса может показать только общую картину успешности. Средний балл сдачи ЕГЭ русский язык в 2016 году -86,6 (средний по ЯО — 73,3), 11 из 25 выпускников получили от 90 до 98 баллов, это способствовало 100%-му поступлению в вузы, в т.ч. в ведущие вузы России (бюджет): МГУ (геология, мехмат), ВШЭ г. Москва (информатика), МФТИ (прикладная математика), РЭУ им. Плеханова (математика в экономике и информатика), РУДН (экономика), СПбГУ (математика и информатика), ЛАТИ (информатика). Всего в вузах на бюджетной основе учатся 19 человек.
Выпуск социально-гуманитарного класса 2018 года показателен в выборе вузов (средний балл сдачи ЕГЭ русский 83,1 (средний балл ЯО 74,7)): из поступавших 20 выпускников (всего в классе 21 человек) выбрали специальности гуманитарной направленности 15 человек (рисунок 1). Выпуск социально-гуманитарного класса 2020 года также показателен в выборе вузов гуманитарной направленности -16 человек из 24 поступивших (из 26 выпускников) (средний балл сдачи ЕГЭ русский 79,7 (средний балл ЯО 74,7), литература — 61,2 (средний балл ЯО 60,4)) (рисунок 2).
Показательно измерение результативности применения проектной деятельности в практике — удовлетворение образовательного запроса ученика. Занятия, на которых применяются проектные технологии, должны нравиться ученикам и обеспечивать им успешность. В период 2016-2020 гг. успешность всех обучающихся у педагога учеников по русскому языку 80,6% (274 из 340 учеников), литература 87,6% (298 из 340).
Рисунок 3 Занятия с применением проектных технологий. Основной мотивационный показатель учащихся.
Приведём пример проведённого опроса группы учащихся 6 класса в 2020 (рисунок 3): из 26 учеников 2 человека не удовлетворены, остальные мотивированы на участие в проектных действиях; основные показатели мотивации — интерес, смена деятельности на уроках и работа в команде учеников. Успешность опрашиваемого класса по предметам в 2019-2020 учебном году: русский язык — 89%, литература — 93%.
Одно из курируемых педагогом направлений проектной деятельности, как говорилось выше, создание учащимися индивидуальных образовательных проектов. Результативность работы учителя по данному направлению можно диагностировать, во-первых, по количеству созданных ученических индивидуальных проектов, которые прошли защиту, во-вторых, по качеству представленных проектных работ за рамками лицея:
— В период с 2015 по 2021 год являлась по предметной области «Филология» тьютором 56 учащихся. Все проектанты прошли процедуру защиты в лицее успешно, без замечаний.
— Анализ периода 2015 — 2020 гг. показывает успешное представление в социуме проектно-исследовательских работ учащимися.
Таблица №6 Результаты представления проектно-исследовательских работ учащимися
Достойных работ немало. Но их могло бы быть больше. Ежегодное обязательное создание индивидуального проекта в 5-7 классах в указанной области — 5 класс – «Социально-гуманитарное», 6 класс — предметная область «Филология», 7 класс – «Естественно-научное направление», занятость учителей — потенциальных тьюторов, а также диктат времени — скорость — влияют на качество проектных работ, во многом обусловливают недостаточную исследовательскую ученическую активность одарённых детей.
Между тем успешность способных учащихся в образовательном пространстве за рамками лицея по предметам «Русский язык» и «Литература» — один из показателей результативности применения проектной деятельности в учебном процессе — на занятиях по предметам и внеурочных. Это успехи как в выступлениях на конференциях с проектами, так и в олимпиадном движении.
Считаю целесообразным привести в качестве иллюстрации результатов фрагмент отчёта о проделанной работе по программе лицея «Одарённые дети» в 2018 учебном году:
Содержание деятельности | Осуществлённые действия | Результаты в 2017-18 учебном году |
Подготовка и участие школьников в муниципальных, областных и всероссийских предметных олимпиадах, мониторинг этой работы. | Индивидуальные консультации учащихся по запросу, работа в кружке «Клуб любителей словесности» (провожу занятия от ГОУ «Новая школа»), проектные формы работы на уроке | Участие детей в олимпийском движении:
Русский язык, муниципальный этап 7 класс -3, призёры -2; 8 класс-3, победитель – 1; 10 класс -1, призёр -1 Русский язык, региональный этап 10 класс – 1 участник Малая областная олимпиада РЯ, 7 класс участие – 4, призёры -2; 8 класс-участие- 3, призёр -1 Литература, муниципальный этап 7 класс-2 участника, призёр -1, 8 класс -2 , призёр -1 , 10 касс- 1, призёр -1 Малая областная олимпиада по литературе 7 класс -2 участника, призёр -1, 8 класс -2, призёр -1 |
Организация и участие обучающихся в Российском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» «Золотое руно», «Пегас» | игровые формы работы на уроках, коллективные предметные проекты | Количество участников 61 человек («Русский медвежонок»), 16 участников («Золотое руно»), 8 человек («Пегас) |
Участие в областном чемпионате интеллектуальных игр «Команда года». | Подготовка команды- тренинги | Команда 7,8,10 принимали участие в дистанционных играх чемпионата (очных не проводилось) |
Создание индивидуальных проектов с учениками | Тьюторство (индивидуальные консультации и работа в малых группах) | 18 работ в 2016 году 6 класс, предметная область «Филология»,
2017- 15 работ в 8 гуманитарном классе |
Поддержка активного участия обучающихся в дистанционных конкурсах и научных конференциях, играх | Тьюторство, наставничество проектно- исследовательских работ,
классные творческие проекты (внеурочная деятельность) |
Представлены на областных юношеских чтениях им. Н.Н.Пайкова 7 класс -2 работы, «Золотарёвские краеведческие чтения» (муниц)- 2 , призёр -1, «Городская малая научная конференция « (муниц, «Молодые таланты») -4, призёр -1; всероссийский конкурс сочинений о героях — 1 призёр; «Дорогами Ошанина» (муниц) – команда 7 кл, 4 место
«Маленький оратор» (муниц) 1, 2-ое место, Конкурс стих. «Мой Рыбинск» (муниц) -1 |
Главное измерение результативности применения проектной деятельности в практике — удовлетворение образовательного запроса ученика и выполнение заказа ФГОС ООО. Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что обе задачи в системе решаются педагогом для обеспечение деятельностного подхода в учебном процессе.
Заключение
Применение проектной деятельности педагогом с целью создания ситуации осознанной необходимости нового знания для ученика в учебном процессе, мотивированного следования школьника по образовательному маршруту обусловливает уместность и значимость данного инструмента достижения педагогических результатов.
Одно из требований ФГОС — способность выполнения учеником индивидуальных учебных проектов. Учителю-тьютору необходимо понимать образовательный запрос тьюторанта, и при этом вести его к результату, обеспечивающему развитие важных метапредметных компетенций. Важно до принятия тьюторских обязанностей создать для учеников образовательную среду в конкретной предметной области, поскольку это напрямую связано с мотивацией ученика на выполнение проекта и проявление его способностей.
Как показала практика работы, метод проектной деятельности по достижению значимых предметных результатов демонстрирует возможность проектных действий стать инструментом достижения оценочного результата в решении локальных учебных задач.
В межпредметной проектной работе ученику демонстрируется необходимость в его учебном процессе как учебной, так и внеурочной деятельности, как следствие, в условиях восприятия целостности учебного процесса достижение метапредметных компетенций становится эффективным.
Во внеурочной деятельности главным результатом применения проектной деятельности является возможность воспитания в человеке ответственности, толерантности, любви к слову.
Диагностика результативности применения проектной деятельности в практике педагога показывает, что две задачи — успешность учащихся по предметам «Русский язык», «Литература» и удовлетворение их образовательного запроса — в реализуемой системе работы по филологии решаются качественно.