Условия использования современных психолого-педагогических технологий
Автор: тьютор Шестопалова Полина Викторовна.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Советский» Липецк.
Специальные условия использования современных психолого-педагогических технологий в общеобразовательной организации для образования детей с расстройствами аутистического спектра
Специальные условия использования современных психолого-педагогических технологий в общеобразовательной организации для образования детей с расстройствами аутистического спектра
Файл: доклад
Специальные условия использования современных психолого-педагогических технологий в общеобразовательной организации для образования детей с расстройствами аутистического спектра
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими аутизмом, разрабатывается в соответствии с требованиями:
Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);
На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015г., № 4/15);
локальными актами;
с учетом опыта работы образовательной организации по данной проблематике;
сучетомпрограммно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательной организации.
- процессе школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать их особыеобразовательные потребности. Учет этих потребностей в образовательной среде может проявляться в следующем:
- после выявления первичного нарушения развития обеспечивается получение специальной помощи средствами образования;
в индивидуальной подготовке к школьному обучению;
в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
в работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с таким ребенком, что позволит оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
в специальных условиях обучения, которые обеспечивали бы эмоциональный и сенсорный комфорт ребенка;
в отработке форм адекватного учебного поведения, навыков взаимодействия и коммуникации с учителем;
образовательная среда обладает упорядоченной и четкой временно-пространственной структурой, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
обучение организовано с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых умений и знаний, не допускающей их механического использования для аутостимуляции;
в процессе обучения разработаны специальные разделы, способствующие отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков, формированию представлений об окружающем;
программы обучения индивидуализированы, чтобы использовать в социальном развитии ребенка существующие у него избирательные способности;
в оценивании достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
в психологическом сопровождении, которое оптимизировало бы взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
в психологическом сопровождении, которое отлаживало бы взаимодействие образовательного учреждения и семьи;
в постепенном и индивидуально дозированном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
- начальной школе при обучении детей с расстройствами аутистического спектра О. С. Никольской предлагается три уровня образования:
- уровень, цензовый.
Данный уровень предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей детей с аутизмом и в то же время соответствует уровню образования здоровых сверстников.
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра предполагает:
в структуре образования осуществляется акцент на компонент «жизненная компетенция»;
«академический компонент» предоставляет возможность углубленного изучения предметов, позволяющих реализовать избирательные способности, которые могут помочь в социализации.
- уровень, нецензовый.
Второй уровень изменен по сравнению с уровнем образования сверстников с нормальным психофизическим развитием за счет значительного редуцирования «академического» компонента и расширения области развития жизненной компетенции ребенка. Приэтом в «академическом» компоненте существует возможность углубленного изучения отдельных предметов.
- уровень, нецензовый.
На третьем уровне академический компонент редуцируется до полезного ребенка с аутизмом элементов академических знаний, но при этом область развития его жизненной компетенции максимально расширяется за счет формирования доступных базовых навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации. Формирование доступных базовых навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации готовит ребенка с аутизмом, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Уровень образования определяется, исходя из степени проявления аутизма, которые в нашей стране определяются по психологической классификации аутизма. Это классификация раннего детского аутизма О. С. Никольской, разработанная в 80-х годах ХХ века. В данной классификации выделяются:
1 группа – полная отрешенность от происходящего;
2 группа – активное отвержение;
3 группа – захваченность аутистическими интересами;
4 группа – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.