Мой выбор профессии
Автор: воспитатель Равинская Зинаида Алексеевна.
ГБНОУ СО «Самарский региональный центр для одаренных детей» г. Самара.
«Мой выбор профессии»
Долгосрочная программа обучающихся 13-17 лет, разработка образовательного маршрута по выбору профессии и определению жизненного пути.
Файл: программа
«Твой выбор профессии».
Что нужно человеку для счастья? Мирное небо над головой, любимую профессию, семейное благополучие, крепкое здоровье.
При проведении анкетирования на выявление жизненных приоритетов выяснилось, что учащиеся Самарского областного лицея на первые позиции выдвигают интересную работу, нахождение своего профессионального предназначения, общественное признание, на вторые позиции – здоровье, семейное благополучие, затем – верные дружеские отношения, материальное благополучие и т.д.
Выбор профессии относится к одному из самых важных решений в жизни. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг, общение, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно, человек будет мучиться всю жизнь. Но, очень часто так и происходит, ребята стремятся получить любое высшее образование, или же родители всеми силами пропихивали своих чад в престижные, по их мнению, ВУЗы. Рынок труда наводнился никому не нужными специалистами,
Постепенно ситуация в экономики и всей государственной системе отношений изменилась. В стране, в целом, а также в нашем регионе возникла острая потребность в высококвалифицированных работниках особенно технических специальностей. Актуально стало определять свою профессиональную направленность в школе и чем раньше, тем лучше. Так как это позволит стать настоящим профессионалом в своей области. Совместная деятельность школы и родителей может помочь ребенку найти себя в этом мире, максимально проявить свои способности.
Родители, почти всегда, главные люди в жизни детей, но иногда им самим требуется помощь, совет, консультация, определяя детей на профильное отделение, они считают, что это уже решение проблемы.
Актуальность программы: не все и не всегда обучающиеся, даже профильных классов могут определиться не только с выбором профессии, но и учебное заведение, где бы они хотели продолжить обучение. Проведение основной воспитательной деятельности по вопросам профориентации во внеурочное время связано с противоречием, сохраняющимся в процессе профильного обучения: набор учебных предметов не является очевидным отражением мира профессий и ориентирует не на саму профессию, а только на область знаний, связанную с той или иной профессией. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, имеющего обзорное представление о мире профессий и способного принять ответственное решение о выборе профессии, осуществляется только в процессе спланированной профориентационной работы.
Противоречия:
— острая потребность общества, государства, конкретно Самарского региона в квалифицированных кадрах;
— для ребят — профессиональное самоопределение, комфортность существования в профессии;
— для родителей — самоопределение детей, уверенность в их будущем трудоустройстве,
но при этом:
— отсутствие трудовых навыков;
— отсутствие необходимых коммуникативных навыков;
— неготовность обучающихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
— ярко выраженное избегание самостоятельных решений о путях продолжения дальнейшего образования, необходимого для получения профессии;
— низкая мотивация, несформированность у обучающихся профессионального прогнозирования;
— отсутствие системы профориентации обучающихся.
Вектор современной профориентации – решение задач, связанных со становлением субъекта образовательно — профессиональной деятельности и его реализации. (Профориентация в стандартах нового поколения).
Профориентация в школе организуется в единой системе, где каждый выполняет необходимую для положительного результата функцию. Директор образовательного учреждения, заместители по воспитательной, учебной, научной работе, психолог, библиотекарь, классные руководители и воспитатели интерната все работают над едиными проблемами и решают их в целом, но каждый при этом имеет свой конкретный участок работы. Для решения проблемы профориентации возникает также проблема взаимодействия с социальными институтами: Областным центром профессионального образования, ВУЗами, предприятиями, городскими областными центрами молодежи, станциями технического творчества и т.д.
В логике построения целостного образовательно-воспитательного процесса перед классным руководителем стоят следующие задачи:
- совместно с учителями предметниками определить степень заинтересованности обучающимися учебными предметами;
- совместно со школьным психологом и с помощью различных методик изучить личностные особенности, профессиональные интересы, способности и намерения каждого ученика;
- ориентировать обучающихся на выбор спецкурсов согласно их отношению к учебным предметам и выбору будущей профессии;
- реализовать комплексную профессиональную ориентацию в классе;
- вовлекать учеников согласно их интересам и способностям в различные внеклассные и внешкольные мероприятия;
- уточнять семейные условия каждого ученика и мнение родителей о выборе их ребенком профессии;
- оказывать помощь в формировании представления о своих возможностях и особенностях;
- организация совместных мероприятий с Центром профессионального образования Самарской области;
- оказывать помощь учащимся и их родителям в получении профориентационной информации;
10.осуществлять связь с вузами и предприятиями Самарской области;
11.оказывать влияние на формирование гражданской ответственности за будущее своей страны, региона.
Цель программы: подвести обучающихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.