Творчество своими руками
Автор: тьютор Шестопалова Полина Викторовна.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецк.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками»
Файл: программа
· формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
· развитие речевой функции: повышение уровня понимания речи, значительное пополнение активного словаря.
· способность ребенка самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, организации их свободного времени. При этом дополнительное образование является равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС) и нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)), которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Занятия в творческом объединении «Мастерская творчества»в системе дополнительного образования детей с ОВЗ (ЗПР, РАС и НОДА) в условиях МАУ ДО ЦРТДиЮ «Советский» являются составной частью всестороннего развития детей данной категории т.к. способствуют развитию духовного потенциала детей с ОВЗ средствами художественно-эстетической деятельности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Методические рекомендациипо реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 о направлении методических рекомендаций);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1725-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41);
- Устав МАУ ДО Центр развития творчества детей и юношества «Советский».
Направленность программы – социально-педагогическая
Актуальность программы
Актуальность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками» обусловлена необходимостью решения проблемы социально — педагогической реабилитации детей с ОВЗ и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками» от уже существующих образовательных программ является то, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
— предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-способна обеспечивать включение «особого» ребенка в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;
-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ (ЗПР, РАС и НОДА) и у их родителей.
Новизна программы
Новизна данной программы выражается в интеграции разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, бумагопластика, декоративно-прикладное творчество. Интеграция открывает большие возможности для разносторонней деятельности ребенка с ОВЗ, которая как раз направлена на развитиетворческого самовыражения. В изобразительнойдеятельности ребенок с ОВЗ может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. А многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей.
Педагогическая целесообразность
Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал.
Дети с ОВЗ (ЗПР, РАС и НОДА) в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т.д.), неустойчивая эмоциональная сфера (особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству) создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.
Поэтому ребенку с ОВЗ необходимы средства выразительности, адекватные, в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству умственно отсталого ребенка потенциально должно содержать в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.
Занятия изобразительной декоративно-прикладнойдеятельностью с умственно отсталыми детьми и детьми с РАС в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей обучающихся. Они предоставляют возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход к обучающимся в выборе сложности выполнения задания, поддерживают интерес обучающихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира.
Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.
Для детей с ОВЗ важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.
Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
Значимость программы
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.
Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы, формированию у детей социально-позитивных ценностных ориентировок.
Рисование, работа с бумагой, пластилином и природно-бросовым материалом являются самыми доступными и популярными видами изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (ЗПР, РАС и НОДА). Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками»дополняет учебные программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
Программа составлена в соответствии с принципами:
- принцип гуманности;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания;
- принцип сотрудничества;
- принцип целостности деятельности учреждения на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
- принцип научности;
- принцип программно-целевого подхода;
- принцип вариативности;
- принцип эффективности социального взаимодействия;
- принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
Уровень освоения программы:
Iгод обучения – стартовый уровень
IIгод обучения – базовый уровень
Адресат программы
Программа предназначена для детей с ОВЗ (ЗПР, РАС и НОДА) от 7 до 16 лет.
Общие особенности детей с ОВЗ, поступающих на индивидуальное обучение в МАУ ДО ЦРТДиЮ «Советский»:
— недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики;
— нарушения интеллекта различной степени выраженности:
— нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
— недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.
При обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ следует учитывать их особенности: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение материала.
Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информации у детей с ОВЗ, некоторые темы изучаются ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ОВЗ целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Среди большинства учащихся с ОВЗ существует большая группа ребят с недостатками зрительно-пространственного восприятия, нарушениями конструктивно-пространственного мышления, поэтому такие учащиеся испытывают большие трудности при изучении теоретического материала.
Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
При НОДА наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга.
Психоэмоциональные отклонения детей с НОДА могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня. Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.
Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности. У всех детей с НОДА в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга.
Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Примерно у 30-50 % людей с НОДА наблюдается нарушение интеллекта.
Итак, развитие ребенка с НОДА имеет свои отличительные особенности. Нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.
Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.
Несмотря на то, что причины РАС еще недостаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз расстройство аутистического спектра. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РАС. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РАС.
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок с РАС нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РАС становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РАС навыкам бытового поведения.
Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.
В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений, а также применение леб-системы, жестов.
Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РАС. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
В настоящее время в некоторых случаях могут быть определены причинные расстройства или заболевания. Определена локализация некоторых поражений и найден ряд биологических отклонений.
Диагноз РАС базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза.
Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. Все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Эти варианты требуют и разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.
О.С.Никольской (1985-1987) выделены четыре основные группы РАС.
Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II – отвержение внешней среды, III – замещение внешней среды и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований.
Особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности.
Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
Исследования психологов выявили у большинства детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
— в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
— в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
— в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
— в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
— в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
— в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
— в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
— в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
— в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
— в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Срок освоения программы
Программа рассчитана на два год обучения.
Объем программы
- Iгод обучения 37 часов (1 раз в неделю по 1 часу (где 1 час равен 40 минутам).
- II год обучения 38 часов (1 раз в неделю по 1 часу (где 1 час равен 40 минутам).
Формы работы:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
-работа с раздаточным материалом;
— обучающие упражнения;
-игры с красками (изобразительным материалом);
-метод непосредственного показа;
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация выставок, конкурсов;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников.
Виды занятий
Реализация программы осуществляется через следующие виды занятий:
— практические занятия;
— обобщающие занятия;
— проверочные работы;
— праздники.
Наполняемость групп
Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА).
Цель программы:
Создание коррекционно-развивающих условий, способствующих раскрытию творческого потенциала личности, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с ОВЗ к новым социальным условиям через реализацию адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить гарантии прав детей с ОВЗ и инвалидов на образование, в том числе дополнительное;
- содействовать формированию навыков эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации ребенка, вовлекая его в активную творческую деятельность
- содействовать развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- формировать стремление к познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления;
- познакомить на элементарном уровне с основами изобразительной грамоты;
- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства;
- формировать стремления экспериментировать с материалом, инструментами;
- формировать элементарные представления о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;
- познакомить с особенностями художественных техник; помочь ребенку в подборе наиболее доступных средств для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги;
- расширить представления о художественной выразительности рисунка, о многочисленных разновидностях рисунка, различающихся методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения;
- дать знания о лепке как о виде изобразительной деятельности;
- обучить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить основам изобразительного языка, лепке с натуры, по памяти и по воображению;
- обучить правилам работы с различными художественными материалами;
- познакомить со свойствами и различными видами бумаги;
- познакомить с различными техниками работы с бумагой;
- познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства;
- развивать на доступном уровне изобразительные умения и навыки;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать интерес к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;
- развивать самостоятельность в экспериментальной деятельности детей;
- развивать способности к творческому самовыражению;
- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;
- способствовать развитию опыта неформального общения с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
- способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного мышления;
- способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;
- способствовать развитию произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;
- способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.
Воспитательные:
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам;
- воспитывать потребность к познанию нового и самосовершенствованию;
- воспитывать уважение к традициям и культуре своего и других народов;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
- воспитывать понимание на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;
- воспитывать потребность выражать себя в доступных видах изобразительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-тематический план
Iгод обучения (стартовый уровень)
№ п/п |
Название | Общее количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/
контроля |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | — | Устный опрос |
2. | Художественные техники (нетрадиционное рисование) | 11 | 3 | 8 | Наблюдение, устный опрос,
просмотр работ |
3. | Природный и бросовый материал | 6 | 2 | 4 | Участие в конкурсах различного уровня, просмотр работ |
4. | Пластилиновая фантазия | 9 | 2 | 7 | Участие в конкурсах различного уровня, просмотр работ |
5. | Бумажные фантазии | 9 | 2 | 7 | Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
6. | Итоговое занятие | 1 | — | 1 | Итоговая аттестация |
Итого | 37 | 10 | 27 |
Содержание учебного плана
I год обучения (стартовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория.
Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности.
- Художественные техники (нетрадиционное рисование).
Теория.
Способы закрытия фона гуашевыми и акварельными красками. Способы смешения красок. Приемы получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами:солью.Особенности получения изображения с помощью ниток, мятой бумаги, ватных палочек, бумажных салфеток, пищевой пленки, мыльной пены.Разновидности применения техникикляксография и ее изобразительные возможности.Перспектива в рисунке. Компоновка рисунка на листе бумаги.
Практика.
Упражнения в нанесении фона акварельными и гуашевыми красками в технике по — сырому и по сухому. Рисование с помощью поролоновой губки («Деревья», «Лес»). Доведение до образа с помощью кисточки и ватных палочек. Рисование с помощью соли. Рассыпание соли по готовому влажному рисунку.Рисование с помощью сухой гуаши путем рассыпания сухой гуаши на готовом фоне («Пейзаж»).Практические упражнения в создании рисунка с помощью пищевой пленки путем нанесения на увлажненную поверхность акварельной краски, смешивая цвета и накладывания на невысохшую краску пищевой пленки («Узоры Деда Мороза»).Упражнения в создании рисунка с помощью бумажных салфеток («Капель»).Упражнения в рисовании нитками на готовом фоне («Декоративный букет»). Рисование с помощью мятой бумаги (развивающие упражнения, «Цветник», «Хризантемы», «Сирень»). Рисование с помощью мыльной пены. Доведение до образа с помощью кисточки или ватных палочек («Морской пейзаж»).Рисование с помощью техники кляксография: нанесение пятна-кляксы одного цвета («Картинки-невидимки»), нанесение пятна-кляксы с использованием нескольких цветов («Костер»).Нанесение фона акварельными красками, выполнение рисунка гуашью. Рисование с помощью ватных палочек («Рябина»).
- Природный и бросовый материал.
Теория.
Чтение стихов, загадок о цветах, показ картинок. Понятие об узоре. Узор в круге, в квадрате, в полоске. Свойства, значение, применение кофейных зерен в творчестве.Сюжетная мозаика. Инструкция поэтапной работы.Применение сухих ягод рябины, семян кукурузы в декорировании сосудов.
Практика.
Конструирование цветов с помощью листьев деревьев. Выполнение узора в круге из семян, скорлупок.Наклеивание зерен на сувениры (овечка, елочка).Наклеивание скорлупы на рисунок (осьминог, бухта).Оформление пластмассовых банок пластилином, природным материалом.Рисование и наклеивание круп на картон (зайка, утенок, грибы, елочка).
- Пластилиновая фантазия.
Теория.
Изучение видов рельефной лепки. Создание объемных композиций на плоскости в разных техниках.Пластилинография — создание копий картин художников («Золотая осень И.И. Левитан, «Букет, бабочка, птичка» Ф. П. Толстой»).Работа пластилиновым мазком, налепами, вливание цвета в цвет.Рельефная лепка — использование различных техник, дополнительных декоративных элементов (бисер, стразы, контуры по стеклу и керамике).Лепка из соленого теста — создание более сложных изделий с последующим цветовым решением. Прием лепки из целого куска, вытягивания отдельных частей предмета, изображение отдельных частей предмета, изображение овощей, фруктов, животных, человека.
Практика.
Изготовление композиций в технике рельефной лепки: Цветочное солнышко» Композиция на диске, Панно «Аквариум», «Сказочный терем» с декоративными элементами, «Сиреневая веточка». Изготовление композиций в технике пластинографии: Пейзаж: «Золотая осень», Пейзаж «Зимний лес», «Бабочки».Лепка по форме: Ваза с декором» с декоративными элементами. Лепка из соленого теста: «Пасхальный пирог». Лепка из целого куска: «Любимый мультипликационный герой».
- Бумажные фантазии
Теория.
Свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества. Основы знаний в области композиции, формообразования. Основные виды работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, гофрирование и квилинг). Основные приемы работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание. Основные виды работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, гофрирование и квилинг).
Практика.
Изготовление творческих композиций в различных техниках: натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование); «Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы — оригами; улитка- скручивание в жгутик); открытка новогодняя (елочка — оригами из ажурной бум. салфетки); «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. Салфетки; «Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток); «Птица счастья» (оригами, гофрирование); Подарки для ветеранов ВОВ; «Цветок весенний» (квиллинг).
- Итоговое занятие
Теория.
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании».
Практика.
Итоговая аттестация. Изготовление творческих композиций на свободную тему.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I год обучения (стартовый уровень)
Предметные:
- интерес к доступным видам художественно-эстетической деятельности;
- знание и понимание названий и свойств изобразительных средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- умение использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов художественно-эстетической деятельности;
- умение использовать различные техники в процессе художественно-эстетической деятельности.
Личностные:
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах изобразительной деятельности;
- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
Метапредметные:
- получение удовольствия, радости от определенного видахудожественно-эстетической деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;
- выполнение действий по образцу и по подражанию;
- умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
- умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ;
- получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
- умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности;
- понимание правил организации рабочего места;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
- выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого, задание.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Учебно-тематический план
IIгод обучения (базовый уровень)
№ п/п |
Название | Общее количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/
контроля |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | — | Устный опрос |
2. | Рисунок | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, устный опрос,
участие в дистанционных конкурсах, мини-выставки |
3. | Живопись | 19 | 5 | 14 | Наблюдение, устный опрос,
участие в дистанционных конкурсах, мини-выставки |
4. | Пластилиновая фантазия | 11 | 3 | 8 | Наблюдение, устный опрос,
участие в дистанционных конкурсах, мини-выставки |
6. | Итоговое занятие | 1 | — | 1 | Итоговая аттестация |
Итого | 38 | 11 | 27 |
Содержание учебного планаIIгода обучения
II год обучения (базовый уровень)
- Вводное занятие.
Теория.
Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности.
- Рисунок.
Теория.
Рисунок «Астры»: беседа: «Времена года. Природа летом».Рисунок «Ходит осень по дорожкам»: беседа: «Краски осени», осенняя палитра. Рисунок «Мой Дружок»: беседа: «Домашние животные. Особенности строения фигуры собаки».Рисунок «Поет зима, аукает…»: беседа: жанры живописи «Пейзаж». Рисунок «А снег идет…»: Беседа «Времена года», «Деревья зимой». Последовательность построения композиции, перспектива.Рисунок групповой портрет «Мои любимые»: беседа: «Жанр портрета».Рисунок. «Ура! Победа!»: Строение тела человека. Последовательность выполнения элементов фигуры.
Практика.
Рисунок «Астры»: последовательность выполнения рисунка. Рисунок «Ходит осень по дорожкам»: построение многофигурной композиции, пропорции.Выполнение рисунка «Мой Дружок»: композиции,пропорции, последовательность построения.Рисунок «Поет зима, аукает…»: выполнение рисунка композиции, последовательность построения. Рисунок «А снег идет…»: передача перспективных изменений предметов.Рисунок групповой портрет «Мои любимые»: выполнение рисунка человека в полный рост. Пропорции, последовательность.Рисунок. «Ура! Победа!»: Построение композиции. Основные элементы. Размещение на плоскости листа. Пропорции тела человека.
- Живопись
Теория.
Живопись «Астры»:беседа: «Времена года. Природа летом», описание предмета/объекта по вопросам. Живопись «Ходит осень по дорожкам»: беседа: «Фигуры и геометрические и тела. Форма Цвет. Размер». Беседа: «Краски осени», осенняя палитра. Живопись «Мой Дружок»: беседа «Фигуры и геометрические тела. Форма. Цвет. Размер. Способы и приемы передачи шерсти животных».Живопись «Поет зима, аукает…»: беседа: жанры живописи «Пейзаж». Живопись «А снег идет…»: Беседа «Цвет колорит картины. Передача перспективы с помощью цвета».Живопись групповой портрет «Мои любимые»: Беседа «Цвет колорит картины. Передача перспективы с помощью цвета». Беседа: «Жанр портрета».Живопись. «Ура! Победа!»:
Практика.
Живопись «Астры»:выполнение заднего планакартины, выполнение переднего плана картины, выполнение дополнительных деталей, нюансов. Живопись «Ходит осень по дорожкам»: выполнение заднего плана картины, выполнение средних планов картины, выполнение мелких и украшающих деталей картины. Живопись: «Мой Дружок»: выполнение в цвете картины, задние планы, передние планы и основные детали.Живопись «Поет зима, аукает…»: выполнение в цвете заднего плана картины, выполнение переднего плана картины, выполнение деталей переднего плана картины.Живопись «А снег идет…»: выполнение задних планов картины. Выполнение передних планов картины. Элементы и детали переднего плана.Живопись групповой портрет «Мои любимые»: живопись. Гуашь. Выполнение фона картины. выполнение основных элементов картины, работа над передачей перспективы в картине с помощью цветовых отношений.Живопись. «Ура! Победа!»: военная форма: детали и элементы. Беседа: «Цвета родственные и контрастные».
- Пластилиновая фантазия
Теория.
Барельеф «Снегурочка»:материалы и инструменты при работе пластилином, техника безопасности, цвета холодные и теплые, оттенки, контрасты, нюансы.Лепка из пластилина «Рождественские дары»: материалы и инструменты при работе с пластилином. Техника безопасности. Беседа «Праздник Рождества». Пропорции элементов композиции. Беседа «Зимние забавы».Лепка из пластилина «Сказочная планета»: фигуры и геометрические тела. Форма. Размер. Пропорции. Цветы, деревья. Особенности строения растений. Беседа: «Цвета родственные и контрастные».Лепка из пластилина «Цветы в вазе»: беседа «Цвета родственные и контрастные».
Практика.
Барельеф «Снегурочка»: последовательность лепки фигуры Снегурочки, подбор цветовой палитры.Последовательность лепки одежды Снегурочки, выполнение украшающих деталей. Лепка из пластилина «Рождественские дары»: лепка основных деталей и элементов композиции. Последовательность сборки композиции. Соединение деталей. Украшающие элементы композиции. Лепка из пластилина «Сказочная планета»: лепка из пластилина основных деталей. Сказочные цветы. Сказочные деревья. Дополнительные элементы.Выполнение украшающих деталей и украшений.Оформление работы.Лепка из пластилина «Цветы в вазе»: выполнение вазы.Украшающих элементов вазы. Выполнение цветов.Передача строения цветка. Выполнение листьев.Передача особенностей строения и цвета листьев.
- Итоговое занятие
Практика.
Итоговая аттестация. Лепка из пластилина «Цветы в вазе».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
II год обучения (базовый уровень)
Предметные:
- интерес к доступным видам художественно-эстетической деятельности;
- знание и понимание названий и свойств изобразительных средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- умение конструировать из геометрических тел, сочетать их, учитывая пропорции при создании творческих работ из пластилина;
- умение строить плоскостные сюжетные композиции в пространстве листа, располагать элементы композиции относительно линии горизонта и относительно друг друга, создавая смысловые связи.
Личностные:
- ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах изобразительной деятельности;
- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
Метапредметные:
- получение удовольствия, радости от определенного вида художественно-эстетической деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;
- умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
- получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
- понимание правил организации рабочего места;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
- выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого, задание.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Элементы учебного графика | Характеристика элемента | ||
Продолжительность учебного года, его начало и окончание | Этапы образовательного процесса | I год обучения | II год обучения |
Начало учебного года | 7 сентября | 1 сентября | |
Окончание учебного года | 06 июня | 06 июня | |
Сроки комплектования учебных групп | 1 сентября – 7 сентября | ||
Продолжительность учебного года | 37 недели | 38 недель | |
Продолжительность занятия | 45 минут | 45 минут | |
Каникулы осенние | 1 неделя (конец октября – начало ноября) | 1 неделя (конец октября – начало ноября) | |
Каникулы зимние | 2 недели (конец декабря – начало января) | 2 недели (конец декабря – начало января) | |
Каникулы весенние | 1 неделя (последняя неделя марта) | 1 неделя (последняя неделя марта) | |
Каникулы летние | 3 месяца (июнь- август) | 3 месяца (июнь- август) | |
Учебная неделя | Продолжительность учебной недели — 6 дней | ||
Режим работы в каникулярное время (осенние, зимние, весенние) | Расписание не меняется
Допускается смена форм организации учебного процесса Допускается проведение занятий с несколькими группами одновременно Активизируется работа с родителями, проводятся массовые мероприятия различной направленности и пр. |
||
Режим работы в период летних каникул | Расписание занятий меняется
Формируются сводные группы из числа обучающихся. Проводится рекламная кампания по комплектованию учебных групп на новый учебный год |
Условия реализации программы
Реализация данной программы подразумевает наличие следующих основных составляющих компонентов:
Доступная среда:
- подъёмник гусеничный;
- система вызова помощи № 1;
- стол для колясочника;
- терминал информационный;
- компьютер с адаптивными программами;
- поручни двухуровневые для инвалидов.
Материально-техническое обеспечение:
- специальный кабинет, оборудованный специальной мебелью: шкафами для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочими столами;
- доска настенная 1-элементная.
Информационное обеспечение:
- оборудования: мольберты, компьютер, проекционное оборудование, музыкальный центр, доска для оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных размеров;
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), стаканчики-непроливайки для воды, палитры;
- изображения предметов и явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации) и последовательности выполнения работ; репродукций картин; альбомов с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием образовательной программы;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- доступ к сети Internet.
Кадровое обеспечение
Адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками»реализует один педагог дополнительного образования.
Педагогический мониторинг и формы аттестации
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга педагог дополнительного образования оценивает уровень сформированнности коммуникативных и социальных умений обучающегося, освоенных им представлений, действий/операций, внесенных в АДООП. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется АДООП на следующий учебный период.
В соответствии с требованиями к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
- Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
- Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
- Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
- Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
- Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
- Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
- Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
- Готовность к участию в совместных мероприятиях.
- Готовность к взаимодействию в творческой деятельности со сверстниками, взрослыми.
- Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Индивидуальная карточка динамики обучения детей по адаптированной дополнительной образовательной программы
Творческое объединение ____________________________________________
Дата начала наблюдений ____________________________________________
ФИО педагога ____________________________________________________
ФИО обучающегося _______________________________________________
Оцениваемые параметры | Балл | Примечание | |
Теоретическая подготовка | Владение специальной терминологией | ||
Знание истории предмета | |||
Умение оценивать произведение искусства | |||
Знание художественных приёмов и техник | |||
Умение ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства | |||
Практическая подготовка | Выполнение продуктов творчества (по выбранному направлению деятельности) по заданным эскизам | ||
Выполнение продуктов творчества (по выбранному направлению деятельности) по собственным проектам | |||
Навыки пользования различными материалами и инструментами в творческой деятельности | |||
Использование разнообразных художественных приёмов | |||
Аккуратность выполнения работы | |||
Средний балл |
Контрольно-измерительные материалы
для оценки динамики обучения детей
по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество своими руками»
(для обучающихся с НОДА)
Творческое объединение ____________________________________________
Дата начала наблюдений ____________________________________________
ФИО педагога ____________________________________________________
ФИО обучающегося _______________________________________________
Основная часть
- Выбери художественный материал для создания выразительного образа праздничного салюта, цветов в вазе, морского пейзажа, макета театра, зимнего пейзажа, дерева. Соедини стрелками художественный материал и изображаемый образ.
Художественные материалы | Изображаемый образ | |
Карандаш | Праздничный салют | |
Бумага, ножницы, клей | Цветы в вазе | |
Пастель | Морской пейзаж | |
Фломастер, уголь, сангина | Макет театра | |
Пластилин | Зимний пейзаж | |
Гуашь | Дерево |
- Рассмотри репродукции, расположенные перед тобой. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.
Живопись Графика Скульптура Архитектура ДПИ
- Рассмотри репродукции, расположенные перед тобой. Определи, к каким жанрам изобразительного искусства они относятся. Запиши рядом с названием жанра номер репродукции, относящийся к жанру.
Пейзаж | Натюрморт | Портрет |
- Создай мазками кисти цветовую гамму на основе теплой или холодной палитры. Например, для одной из композиций в теплых тонах: «Жаркий день», «Путешествие в Африку», «Караван в пустыне». Или для одной из композиций в холодных тонах: «Среди льдов Антарктиды», «Дождливый вечер», «Утренний туман».
Дополнительная часть
- Рассмотри натюрморт из трех предметов различной формы. Проанализируй геометрическую форму каждого предмета. Нарисуй (слепи) этот натюрморт с натуры, создавая выразительные образы изображаемых предметов.
Ключ (правильные ответы и количество баллов)
- Определять художественные материалы для наиболее выразительного художественного замысла
Художественные материалы | Изображаемый образ | |
Карандаш | Праздничный салют | |
Бумага, ножницы, клей | Цветы в вазе | |
Пастель | Морской пейзаж | |
Фломастер, уголь, сангина | Макет театра | |
Пластилин | Зимний пейзаж | |
Гуашь | Дерево |
Правильно соединены стрелками виды художественной деятельности и художественный материал (не менее 7 стрелок из 12 возможных). Максимум: 12 баллов.
- Различать произведения разных видов пластических искусств, понимать их специфику.
Живопись — 5, Скульптура – 3, Архитектура – 1, Графика -4, ДПИ – 2
Правильно определено не менее 4 репродукций. Максимум – 5 балла.
- Различать произведения основных жанров пластических искусств, понимать их особенности
Пейзаж | Натюрморт | Портрет |
3, 5 | 4, 7 | 1, 2, 6 |
Правильно определено не менее четырех репродукций. Максимум – 3 балла.
- Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности
- художественный материал выбран соответственно замыслу;
- размещение на листе правильное (размер фигур и их место положение соответствует размеру листа) -для работы, выполненной на плоскости;
- образ достаточно выразителен
Правильно использован художественный материал; выбор цвета отвечает теплой или холодной гамме в соответствии с выбранной темой». Максимум – 5 баллов.
- Оценивается готовая работа с натуры – максимум 5 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень – 25-30 баллов
Достаточный уровень – 10 – 25 баллов
Низкий уровень – 0 – 10 баллов
Диагностика творческих способностей детей с РАС (расстройство аутистического спектра) в изобразительной деятельности.
Тест- задание «Дорисовывание кругов»
Задания направленны на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Описание: задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.
Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
Высокий уровень (3 балла)ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
Достаточный уровень (2 балла) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).
Низкий уровень (1 балл) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.
Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста.
Оценка результатов проводится по следующим критериям:
Скорость и беглость – количество ответов.
Гибкость – степень разнообразия ответов.
Оригинальность – редкость идей.
Тщательность разработки идеи – детализация ответов.
Время исполнения заданий – 10 минут:
Серия заданий «Чудесная линия»
Тест-игра «Закорючка»
Описание: тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка.
Оценка результатов: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
Тест-задание «Что попало в сеть?»
Описание: Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается.
Оценка результатов: Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов.
Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.
Тест-игра «Геометрический человек»
Описание: педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы.
Оценка результатов: Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10.
Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
Серия заданий «Волшебная клякса»
Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.
Тест-задание «Дорисуй»
Описание: Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной.
Оценка результатов: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
Тест «Игра в прятки»
Описание: в предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств.
Оценка результатов: Оценивается оригинальность и выразительность решения.
Серия заданий «Отпечатки»
Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при бесконечном разнообразии цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.
Тест-задание «Отыщи картинку»
Описание: воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов.
Оценка результатов: чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
Тест-игра «Маэстро»
Описание: задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка.
Оценка результатов: Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д.
Методическое обеспечение программы:
№ | Наименование разделов тем | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы аттестации/
контроля |
1. | Вводное занятие | · Эвристическая беседа | · Демонстрационные и наглядные материалы | Устный опрос |
2. | Художественные техники (нетрадиционное рисование) | · Комбинированные занятия
· Практические занятия · Конкурс · Выставка |
· Произведения изобразительного искусства
· Разноцветные геометрические фигуры для составления схем, · Наборы для детского творчества, · Музыкальные и художественные произведения |
Наблюдение, устный опрос,
просмотр работ |
3. | Природный и бросовый материал | · Виртуальные экскурсии
· Исследование · Творческая визуализации · Творческая мастерская · Презентации. |
|
Участие в конкурсах различного уровня, просмотр работ |
4. | Пластилиновая фантазия | · Учебная игра
· Традиционная форма занятия · Комбинированная занятия |
· Образцы «пластилиновой живописи»
· Репродукции скульптур · Шаблоны · Образцы игрушек, работ из теста · Схемы «последовательность лепки» |
Участие в конкурсах различного уровня, просмотр работ |
5. | Бумажные фантазии | · Традиционные занятия
· Комбинированные и практические занятия · Выставки |
|
Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
7 | Итоговое занятие | Закрепления ранее приобретенных знаний и умений | Работа с демонстрационным материалом. | Итоговая аттестация. Изготовление творческих композиций на свободную тему. |