Взаимодействие с родителями неговорящих детей
Автор: воспитатель Ляшко Лина Александровна.
МДОУ №48 «Энергетик» г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).
«Взаимодействие с родителями неговорящих детей»
Конспект родительского собрания
Файл: конспект
Тема родительского собрания «Взаимодействие с родителями неговорящих детей»
«Если человек не может говорить, это значит, не значит, что ему нечего сказать»
( австралийский педагог Розмари Кроссли»)
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально формировать, корригировать походку. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.
1.Используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т.п., опираясь на то, что ребёнку доступно.
-Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч), соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня), количество (покажи один – покажи много).
- Развитие слухового внимания:
Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит…);
Дифференциация тихих и громких звуков;
Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь).
Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика
Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки … та-та-та …
Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём). Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?).
Параллельно ведется работа по развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка ( игры на восприятия цвета, формы, на логику).
Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы:
- инсценировки (стихи-диалоги, сказки);
- вопросы — используйте альтернативные вопросы, например: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу? Что тебе дать – чашку или ложку? Что хочешь – рисовать или поиграть?» В такой формулировке вопроса ребёнок слышит и может использовать подсказку и повторить нужное ему слово.
- ситуативную ситуацию, как общение в ходе выполнения поручений. Например, взрослый, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, просит ребёнка принести его. Т.к. ребёнок не может достать предмет, ему придётся каким-то образом вступать к контакт со взрослым. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? – Дай собачку». В качестве поощрения ребёнок получает игрушку.
- театр игрушек, пальчиковый театр («Кто в домике живёт?», чаепитие для кукол);
- имитация и звукоподражание («Гуси-гуси», «Зайка», имитация звуков животных);
- договариваниепотешек; сказок;
- заучивание простых стишков;
- участие ребёнка в утренниках. Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребёнка формируется потребность в речевом общении. Здесь очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!
- Игры для развития мелкой моторики
- Сортировка мелких предметов.
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
- Прищепки
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку.
- Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
- Игра для неговорящих детей
«Ёжики»
– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
В результате проведённых с родителями бесед, были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить
Советы родителям.
- Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
- Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребёнку позволительно повторять только гласные: О, А, У. 6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребёнке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобок