Рабочая программа дополнительного образования
Автор: учитель начальных классов Жданова Ирина Викторовна.
МБОУ СОШ № 28 город Северодвинск.
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение грамоте (чтение)»
Файл: программа
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Развитие речи играет важную роль в обучении дошкольников, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Программа дополнительного образования «Обучение грамоте (чтение)» помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу.
Данная программа создана на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», авторской программы дошкольного курса подготовки к обучению грамоте (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)
Цель обучения — комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи обучения:
1) развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов;
2) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
3) обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки;
7) развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Декларацией прав ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Программа строится на принципах:
1.Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2.Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3.Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
4.Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6.Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Методами успешной реализации программы являются:
- Игровые (использование игр и игровых персонажей).
- Наглядные (показ способа написания буквы).
- Словесные (объяснение, беседа, использование художественной литературы).
- Практические(выполнение заданий).
Основные направления программы:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов.
- Формирование буквенногогнозиса.
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков.
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Место учебного предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг— на изучение курса «Обучение грамоте (чтение)»отводится 1 занятие в неделю. Программа рассчитана на 27 занятий (с октября по апрель).
Система оценивания и формы контроля:освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- различать звук, слог, слово;
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
- составлять предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа
простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения;
- представления о русском языке как средстве межнационального общения;
- представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
- осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Для достижения результатов обучения занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы.
Необходимым условием успешной реализации программы является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Названияразделов | Количество занятий |
1 | Гласные звуки | 4 |
2 | Согласные звуки | 21 |
3 | «Дружные»(йотированные) звуки | 1 |
4 | Повторение | 1 |
Итого | 27 занятий |
Гласные звуки
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости — мягкости согласных звуков. Функция букв а, о, у, э, ы, и.
Согласные звуки
Знакомство с классификацией звуков: согласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Выделение в слове согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
«Дружные» (йотированные) звуки
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости — мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Календарно-тематическое планирование
(По программе –27занятий при1 занятии в неделю)
№ п/п |
Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Даты занятий
По плану |
Даты занятий
По факту |
< | < | Гласные звуки-4 часа. | < | |
1. | Звук [А]. Рассказ по сюжетной картинке. | Распознавать на слух новый звук в словах, определять место звука в слове.Приводить примеры слов с изучаемым звуком в начале, середине, конце слова.
Соотносить звук и букву. Составлять рассказ по сюжетной картинке.Рассуждать о взаимопомощи. Объяснять значение слова «взаимопомощь». Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть новый звук, называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. Обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой-моделью. Исправлять ошибку. Определять место изученной буквы на «ленте букв». |
||
2. | Звуки [О], [Э]. | |||
3. | Звук [И]. Рассказ по сюжетной картинке. Звук [Ы]. Звуки [И] – [Ы]. | |||
4. | Звук [У]. Гласные звуки. | |||
Согласные звуки — 8 часов. | ||||
5. | Звук [М]. Слоги. Рассказ по сюжетной картинке.
Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать изучаемые звуки словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Соотносить новые звуки и буквы, их обозначающие. Делать вывод о том, что твердый и мягкий звуки обозначаются одинаково. | ||
6. | Звук [Н]. Звук [Н’]. | |||
7. | Звук [П]. Звук [П’]. Рассказ по сюжетной картинке. | |||
8. | Звук [Т]. Звук [Т’]. | |||
9. | Звук [К]. Звук [К’]. | |||
10. | Звук [Х]. Пересказ текста. Звук [Х’].
Звуки [К] — [Х], [К’] — [Х’]. |
|||
11. | Звук [Ф]. Звук [Ф’]. Пересказ текста. | |||
12. | Звук [Й’]. | |||
«Дружные» (йотированные) звуки- 1 час. | ||||
13. | Звуки [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]. | Различать звуки. Воспроизводить звуковую форму слова по его схеме. Функция звуков [й-э], [й-о], [й-у], [й-а] (йотированные). | ||
Согласные звуки — 13 часов. | ||||
14. | Звук [Л] и [Л’]. Комбинированный рассказ. Звуки [Л’] и [Й’]. | Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | ||
15. | Звуки [В] — [Ф], [В’] — [Ф’]. Звонкие и глухие согласные Рассказ по сюжетной картинке. | Воспроизводить сказку по серии рисунков.
Строить собственные высказывания о любви к Родине. Определять разные значения одного слова. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
||
16. | Звук [Ч’]. Звук [Щ’]. Рассказ по сюжетной картинке. Звуки [Ч’] и [Щ’]. | |||
17. | Звуки [Б] и [Б’]. Звуки [Б] — [П], [Б’] — [П’]. | |||
18. | Звуки [Д] и [Д’]. Рассказ по сюжетной картинке. Звуки [Д] — [Т], [Д’] — [Т’]. | |||
19. | Звуки [С] и [С’]. Рассказ по сюжетной картинке. | |||
20. | Звук [Ц]. Звуки [Ц] — [С], [Ц] — [Ч’]. | |||
21. | Звуки [Г] и [Г’]. Звуки [Г] — [К], [Г’] — [К’]. | Выделять согласные звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации. | ||
22. | Звуки [З] и [З’]. Комбинированный рассказ. Звуки [З] — [С], [З’] — [С’]. Свистящие согласные звуки. | |||
23. | Звук [Ш]. Звуки [Ш] — [С], [Ш] — [Щ’]. | |||
24. | Звук [Ж]. Пересказ текста. Шипящие согласные звуки. Звуки [Ж] — [Ш], [Ж] — [З]. | |||
25. | Звуки [Р] и [Р’]. Звуки [Р] — [Л], [Р’] — [Л’]. | |||
26. | Звуки [Р] и [Р’]. Звуки [Р] — [Л], [Р’] — [Л’]. | |||
Повторение – 1 час | ||||
27. | Повторение.
Страна Азбука. |
Повторение пройденного материала. | ||
Итого | 27 часов. |
Содержание учебного предмета
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
- Работа со звуком. Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
- Работа со слогом. При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
- Работа со словом. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
- Работа с предложением. Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Структура занятия изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения. Основное направление: от звука к букве.
- Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
- Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы. Дети определяют следующее: из каких элементов состоит буква; как расположены эти элементы в пространстве.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы. Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; обведение буквы по трафарету; обведение буквы по контуру; запись буквы в воздухе;
- Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
10.Самостоятельное написание печатной буквы.