В гости в Доктору Айболиту
Руководитель: воспитатель Тихомирова Галина Евгеньевна.
Автор: воспитатель Матренина Инна Владимировна.
МДОУ детский сад №23 «Радость» г. Серпухов.
«В гости в Доктору Айболиту»
Конспект родительского собрания
Файл: конспект
Родительское собрание «В гости к Доктору Айболиту»
в средней группе.
Форма проведения: родительская гостиная
Цель: формирование интереса у родителей к экологическому воспитанию детей, систематизация знаний детей и родителей о лекарственных растениях, их целебных свойствах и правилах сбора.
Задачи :
Образовательные
— продолжать учить детей распознавать и называть лекарственные растения;
— расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений;
— закреплять умение взрослых узнавать лекарственные растения и травы, их лечебные свойства;
— познакомить детей и родителей с правилами сбора лекарственных растений.
Развивающие
— развивать разговорную речь, внимание, память, творческие способности;
Воспитательные
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: кукла Чихони, ёжика, Доктора Айболита, костюмы лекарственных растений, ростовые куклы девочки, мальчика, бабушки, дедушки, мишки, собачки, лепестки ромашки, карточки с изображением лекарственных растений , игрушка — микрофон для игры «Интервью с лекарственным растением», сундук с мешочками лекарственных растений для игры «Узнай растение по запаху», иллюстрации с изображением знаков, обозначающих правила сбора лекарственных растений, чайник для заваривания, чашки
Предварительная работа: беседа с детьми о лекарственных растениях , их пользе, наблюдение детьми за лекарственными растениями на фитоогороде; постановка сказки о лекарственных растениях и репетиция с детьми, изготовление оборудования для дидактических игр — «Интервью с лекарственными растениями» , «Узнай растения по запаху», подвижной игры «Бабочки и ветер», сотрудничество с родителями — изготовление костюмов лекарственных растений, презентации знаков экологической направленности , обозначающих правила сбора растений.
Ведущий: — Ребята! сегодня к нам в гости пришли ваши родители, что бы вместе снами поиграть.
Ведущий: — Давайте, помашем нашим мамам, поздороваемся с гостями.
Ведущий: — Вам нравиться гулять летом в лесу, бегать по травке на лугу?
Ведущий: — А хотите сейчас отправиться на прогулку в лес?
Появляется Чихоня и все время чихает.
Ведущий: — Здравствуй Чихоня ты, заболел?
Чихоня: — Я промочил ноги, и теперь все время чихаю и кашляю.
Ведущий: — Ребята, а кто может помочь Чихони?
(Ответы детей)
Ведущий: — Чихоня, Доктор Айболит живёт в лесу и мы с ребятами туда собирались.
Пойдём с нами.
На встречу идёт Ромашка, без лепестков, и плачет.
Ведущий: — Ребята, это ромашка и она почему-то плачет.
Ведущий: — Ромашка, что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Ромашка: — У меня один мальчишка оборвал все лепесточки, и они разлетелись по всему лесу, и я стала не красивая и ни кому, ни нужная. (Плачет)
Ведущий: — Ребята, что же делать как помочь Ромашке?
Ответы детей
Ведущий: — Мы Ромашка тебе поможем, соберём твои лепесточки.
Ведущий: — Пойдёмте дальше.
Детей встречает Ёжик.
Ёжик: — Здравствуйте ребята! я рада видеть вас на нашей лесной полянке!
Ёжик: — Вы, знаете, какие растения растут в лесу?
(Ответы детей)
Ёжик: — Тогда предлагаю вам поиграть. У меня на карточках изображены различные растения. Вам нужно положить в корзину только те растения, которые растут в лесу.
Дети выбирают растения леса.
Ёжик: — Давайте проверим.
Ёжик: Вы молодцы справились с заданием.
Ёжик: — В этой корзине есть лекарственные растения. Отгадайте про них загадку.
Загадки.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички —
Белые реснички (Ромашка)
Ёжик: — Отваром ромашки полощут горло, чтобы оно не болело.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Ёжик: — Отваром крапивы полощут горло, используют для укрепления волос. В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты.
Ягода приятная,
Очень ароматная.
Ты под кустик загляни-ка,
Там краснеет — …(земляника)
Ёжик: — Листья земляники, богаты витамином С.
Молодцы отгадали загадки.
Ёжик: — За это я вам подарю два таких красивых лепестка, которые мне на полянку сегодня принес ветер.
Ромашка: — Ой, так это же мои лепесточки.
Ведущий: — Пойдемте дальше ребята.
Ведущий: — Какая красивая лесная полянка.
Ромашка: А это моя полянка, я на ней расту. Садитесь ребята, я сейчас вам расскажу сказку.
Сценка про Олю.
Ведущий: Жила была девочка Оля.
Ведущий: Однажды летом наша Оля загрустила.
По бабушке и дедушке соскучилась.
Ведущий: Позову я волшебницу.
Ведущий: Волшебница! (Появляется Волшебница.)
Ведущий: Волшебница узнала Олино желание
и сказала волшебные слова.
Волшебница: Раз, два, три! В деревню лети!
Оля кружится, как будто летит. Оказывается у
дома бабушки и дедушки.
Ведущий: Вот Оля оказалась в деревне
(выходят бабушка и дедушка).
Около дома её встречают бабушка и дедушка.
Оля: Здравствуй дедушка!
Дедушка (обнимает Олю): Здравствуй, внученька!
Оля: Здравствуй бабушка!
Бабушка (обнимает Олю): Здравствуй, Оленька!
Оля: Какая у вас тут полянка красивая!
Ведущий: Смотрите, на полянку медведь идет!
Ведущий: Мишка, ты что еле-еле идешь?
Мишка: Я всю зиму спал, много сил потерял.
Бабушка: А вот смотри, мишка, — одуванчик!
Он тебе силы даст.
Одуванчик:
Я веселый одуванчик,
Золотистый сарафанчик.
Я на солнышке сияю,
Насекомых привлекаю.
Если вымочить в водице,
На салатик пригодится.
Нежным, сладким ароматом
Одуванчики богаты.
Мишка: Спасибо, одуванчик, я пошёл.
Оля: До свиданья, Мишка! Будь здоров!
Ведущий: А почему же Олины друзья
Маша и Ваня не идут гулять на полянку?
Ваня и Маша вместе:
Нам нельзя! Мы простужены!
Дедушка: Я знаю много растений
от простуды.
Больное горло полечит вот этот цветок.
(Показывает на ромашку).
Ромашка:
Я — аптечная ромашка.
В складку белая рубашка,
С брошкой на воротнике,
Я стою невдалеке.
Запах сильный, ароматный,
Свежий, нежный и приятный.
Листья у меня — метёлки,
Очень мягкие иголки.
Мой цветочек вам полезен —
Помогает от болезней.
Хорошо стоит в букете.
Собери цветочки эти.
Дедушка: А это – герань луговая.
От кашля спасает.
Герань: Мой голубой цветок кустист.
С эфирным маслом мой зеленый лист.
Под лепестками — плодик длинный,
Похож на клювик журавлиный.
Я красотою не горжусь –
Тебе в аптечке пригожусь.
Маша и Ваня: Спасибо! Мы будем лечиться.
Ведущий: Послушайте, кто это
так жалобно скулит?
Собачка: Гав, гав, гав
Оля: Собачка, что с тобой случилось?
Собачка: Я поранил лапку, у меня идёт
кровь.
Оля: Тебе нужен подорожник.
Подорожник:
По обочинам дорожки,
У реки, на берегу,
Ты увидишь подорожник,
На тропинках, на лугу
2.Стебелёк упругий, жёсткий,
Держит плотный колосок.
И невзрачный и неброский —
Подорожника цветок,
Им лечить бронхиты можно,
В ранке – кровь остановить:
Лист помыть и осторожно,
К свежей ранке приложить.
Ведущий: Так девочка Оля узнала
ещё и новые растения.
Попрощалась Оля с бабушкой с дедушкой,
Три четыре: Вот и сказочке конец,
а кто слушал молодец.
Ведущий: — Давайте поблагодарим наших артистов.
Ромашка: — Какие лекарственные растения вы запомнили?
(Ответы детей)
Ромашка: — А теперь я с вами поиграю.
Дидактическая игра «Бабочки и ветер»
(На полу лежат карточки с изображением лекарственных растений 4-5 картинок, по мере запоминания карточки замещаются новыми).
Одна часть детей — это бабочки, другая — ветер.
Ведущий: (Бабочки летают средь цветов)
Среди полей, среди лугов,
Жил бабочек красивых рой.
Весь день они играли,
С цветочка на цветок порхали.
Далее ведущий называет растения:
Ведущий:
— Здесь — одуванчик (бабочки делают круг возле названного растения);
— Здесь — ромашка.
— Здесь – грань луговая
— Здесь – подорожник.
Называя те растения, картинки которых лежат на полу.
Дети, которые изображают ветер, сидят на стульчиках и внимательно следят за ходом игры.
Потом ведущий говорит:
(дети, изображающие ветер, встают и разгоняют бабочек, произнося звук «у»)
Ведущий:
— Но тут, вдруг ветер налетел,
— И песенку свою запел: «у-у-у».
Бабочки разлетаются и садятся на стульчики.
Ромашка: — Смотрите, ребята, ветер принёс на полянку лепестки (Показывает два лепестка)
Ведущий: — Посмотрите на Ромашку, она собрала все свои лепесточки и стала красивая и веселая.
Ромашка: поиграю теперь с вами (Игра с родителями)
Дидактическая игра «Интервью с лекарственными растениями»
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности в процессе познания природы.
Правила игры: придумать интервью с лекарственными растениями.
Материал: игрушка микрофон.
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает представить, что лекарственные растения ожили и могут говорить. Далее предлагается придумать, какие вопросы задали бы лекарственным растениям, что хотели бы у них узнать.
Ведущий: — Пойдёмте дальше.
Ведущий: — Нас встречает доктор Айболит.
Доктор Айболит: — Здравствуйте ребята!
Доктор Айболит: — Что у вас случилось?
(Ответы детей)
Доктор Айболит: — Чихоню можно вылечить лекарственными растениями.
Доктор Айболит: — Где можно найти лекарственные растения
(Ответы детей: в лесу)
Доктор Айболит: — А зимой?
(Ответы детей: купить в аптеке)
Доктор Айболит: — У меня есть вот такой сундук. В нем хранятся коробочки с лекарственными растениями.
Доктор Айболит:
— Это Мята, настой из нее лечит сердце.
— Валериана помогает от волнения.
— Шалфеем лечат горло
— Ромашка от простуды.
Доктор Айболит: — А теперь я с вами поиграю.
Дидактическая игра «Узнай растение по запаху»
Цель: закрепить умения детей с помощью обоняния узнавать фитонцидные растения.
Правила игры: узнавать растения фитонциды по запаху.
Материал: мешочки с лекарственными растения (мяты, валерианы, пустырник и др. растений).
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает старшим дошкольникам закрыть глаза и попробовать по запаху определить, какое растение находится в мешочке.
Побеждает тот, кто быстрее и правильнее назовёт растение.
Доктор Айболит: — У меня в мешочках лекарственные растения вы должны пои запаху определить, что это за растение.
Доктор Айболит: — А теперь я поиграю с вашими родителями.
Проводиться игра с родителями.
Доктор Айболит: — Ребята, эти лекарственные растения применяют не только для лечения каких-то заболеваний, но и пьют с ними чай.
Доктор Айболит: — Давайте заварим с вами чай для ваших родителей.
Доктор Айболит: — Подойдите к ним и спросите, какое лекарственное растение они хотели бы, что бы вы им добавили в чай.
Доктор Айболит: — Насыпайте ложкой траву в кружку, и садитесь,
а я добавлю горячий чай.
Ведущий: — Пока остывает ваш чай, я хочу пригласить сюда Алины и её маму
Яну Николаевну они расскажут, как правильно собирать лекарственные травы?
Рассказ и показ знаков. Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать.
*Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы, и пользы от них не будет, только вред.
*Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
*Нельзя пробовать растения на вкус.
*Каждый вид растений собирают отдельно.
*После сбора растений вымыть руки с мылом.
*Не рвать растения без надобности.
Ведущий: — Я думаю, наш чай остыл. Предлагаю всем пить чай с этими замечательными печеньями в форме цветочков.
Ведущий: Хочу пригласить наших гостей.
Ведущий: В заключении хочется сказать.
У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Гуляя с детьми, в парке, лесу, в поле, знакомьте их с нашей матушкой-природой. Детям все интересно.
Рассказывайте детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывайте у них бережное отношение к природе.