Формирование чувства патриотизма
Автор: педагог дополнительного образования Шамстдинов Руслан Тальгатович.
МБУ ДО ЦЕНТР «Потенциал» Сарапульский район, с. Сигаево.
Формирование чувства патриотизма у обучающихся
Файл: нравственное воспитание
Формирование чувства патриотизма у обучающихся
Введение:
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство –силой его патриотизма.
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Например, президент России Владимир Путин выступили в Краснодаре с таким обращением: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент –это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом,обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у обучающихся».
Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. В. В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент –это патриотизм». Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту,общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Объект исследования–патриотизм
Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у обучающихся.
Цель данного исследования: разработать и экспериментально апробировать программу патриотического воспитания у учащихся.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у обучающихся, тем более устойчивыми они будут.
Цель, объект, предмет исследования,а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:
1.ознакомиться с термином «патриотизм»и «патриот» в разных источниках;
2.изучить научную литературу по данной теме;
3.проанализировать важные аспекты отечественного и зарубежного опыта по воспитанию патриотизма у молодёжи;
4.составить несколько анкет для разных школьных возрастов;
5.провести анкетирование учащихся МБУ ДО Центр «Потенциал»
;6.проанализировать данные анкет;7.составить модель ученика-патриота;
8.составить программу «Патриот-2020»на 1 год (2020-2021г.)по формированию чувства патриотизма;
9.представить программу «Патриот-2020» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации центра.
10.проводить мероприятия по данной программе в течение года;
11.провести повторное анкетирование после педагогического эксперимента и проанализировать его результаты;
12.сделать выводы по программе «Патриот-2020»;
13.отправить доработанную программу «Патриот-2020»в Управление Образования Сарапульского района, в Министерство Образования Удмуртской Республики, в Министерство Просвещения Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли образовательного учреждения в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.
В ходе научной работы были использованы следующие методы:
-теоретические:анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;
-эмпирические:беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.
Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.
Основная база исследования: исследование проводилось в МБУ ДО Центр «Потенциал» Сарапульский район.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:-проанализировали разные термины патриотизма;
-изучили методы патриотического воспитания зарубежного государства;
-изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;
-разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2020» по формированию патриотических качеств у обучающихся.
Прикладная ценность работы состоит в разработанных анкетах, а также для дальнейшего использования программы «Патриот-2020» педагогами заместителем директора по учебно-воспитательной работе для формирования патриотических качеств у обучающихся.
Апробация работы: программа «Патриот-2020» рассчитана на 2020-2021учебный год, в основном для возраста 7-10 лет.
Научное исследование планируется провести в 3 этапа:
1.анализ научной литературы и интернет-источников(теоретический);
2.анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2020» (теоретический, частично эмпирический);
3.контрольный, апробация программы и проведение повторного анкетирования учащихся (эмпирический).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.