Публикация конспекта урока тема Профессиональная карьера
Автор: учитель технологии Гуник Ольга Петрвна.
МБОУ «СОШ № 14» НГО г. Находка.
Публикация конспекта урока, тема «Профессиональная карьера»
Файл: конспекта урока
Автор: Гуник Ольга Петровна
Должность: учитель технологии
Учреждение: МБОУ «СОШ №14» НГО
Наименование материала: конспект урока по теме: «Профессиональная карьера», 11 класс.
раздел «Профессиональное самоопределение и карьера».
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями «карьера», «профессиональная карьера». «карьеризм», «призвание», «успех»;
- продолжить формирование навыков профессионального самоопределения; в ходе беседы-диспута выявить, что влияет на успешную профессиональную карьеру.
Воспитательные:
- содействовать трудовому воспитанию учащихся;
- влиять на профессиональное самоопределение;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;
- воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
- воспитание интереса к предмету, к учению;
- формировать потребность в постоянном самообразовании.
Развивающие: развивать стремление учащихся в достижении определенных успехов в профессиональной деятельности.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные результаты:
— формирование мотивации к изучению блока «Профессиональное самоопределение и карьера» и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых и межличностных отношений, умение ставить цели и строить жизненные планы; формирование готовности и способности к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельному и независимому определению жизненных целей и выбору будущей профессии; формирование коммуникативной компетенции;
Метапредметные результаты:
— умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
— развитие смыслового чтения,выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность фактов;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе.
Предметные результаты:
— знать смысл понятий «профессиональная карьера», «карьеризм», «призвание», «успех»;
— уметь оперировать этими понятиями; продолжить формировать навыки профессионального самоопределения учащихся; уметь работать с информацией по предложенной теме, осуществлять анализ и синтез текстового материала, уметь публично представлять свои результаты работы, уметь оценивать свои способности и готовность к труду в конкретной предметной области.
Структура урока:
- Оргмомент — 1минута.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 1 минута.
- Актуализация знаний, повторение изученного материала – 8 минут.
- Изучение нового материала – 8 минут.
- Практическая работа – 16 минут.
а) работа с текстом – 3 минуты.
б) просмотр видео, ответы на вопросы – 13 минут.
- Самостоятельная работа – 8 минут.
- Подведение итога урока, информация о домашнем задании, рефлексия – 3 минуты.
Ход проведения:
- Организационный момент.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний, повторение изученного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с видами профессионального образования. Вам необходимо пройти по ссылке, ввести свой логин и выполнить задание с выбором правильного ответа на сервисеLearningApps/org.
Онлайн-игра «Скачки» по теме «Виды профессионального образования»
- Изучение нового материала (методы: рассказ, беседа, дискуссия).
Наш разговор мы должны начать с определения понятия «карьера», для этого воспользуемся толковым словарем.
Словарь.Карьера— быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Карьера – французское слово вошло в русский язык в 30-40 годы Х1Х века, как конкурент слова «поприще» (область деятельности).
Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» — значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого, важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий может посчитать, что самое важное – быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, прав каждый по-своему, прав в отношении именно своей карьеры. Карьера – понятие индивидуальное, невозможно дать универсальный рецепт успешности. В каком направлении расти и чего достигать – каждый решает для себя сам.
- Как вы думаете, что такое профессиональная карьера? (ответы учащихся)
Обратимся к словарю с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Словарь: Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Различают вертикальную и горизонтальную карьеру.
Вертикальная карьера – должностной рост, продвижение по служебной лестнице.
Горизонтальная карьера – рост профессионального мастерства.
Вопросы для беседы:
- Скажите, что лучше для человека продвижение по вертикали или горизонтали при профессиональной карьере?
- Почему вы так считаете?
- А могут ли, находиться в какой-то взаимной связи должностной рост и мастерство?
- Правильно ли утверждение, что если есть мастерство, то должность приложится?
Очень часто параллельно с понятием «карьера» проходит такое понятие как «карьеризм».
Обратимся к словарю:
Словарь: Под карьеризмом понимается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженных или нечестным образом полученных (взятка, лесть, обман, шантаж).
Как вы считаете, карьеризм — это хорошо или плохо?
Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством.
Этапы профессионального становления
Название этапа ПС | Результат | Возрастной этап |
Формирование профессиональных намерений | Выбор профессии | Юность |
Профессиональное обучение | Профессиональная обученность | Молодость |
Вхождение в профессию | Профессиональная компетентность | Взрослость |
Реализация в самостоятельной трудовой деятельности | Профессиональное мастерство и творчество | Зрелость |
Выбор профессии в соответствии со своими способностями должен быть сделан к моменту окончания школы.
Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование – профессиональную обученность.
И уже в процессе профессиональной деятельности формируется профессиональная компетентность – глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда.
Следующая степень профессионального становления личности – профессиональное мастерство – это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.
Качество профессионального мастерства предполагает элемент профессионального творчества. Профессиональное творчество – это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве.
На профессиональную карьеру человека большое влияние оказывает уровень притязаний, т. е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения.
Уровень притязаний может быть заниженный, завышенный или реалистичный. Заниженный или завышенный уровень притязаний проявляется в выборе слишком легких или слишком трудных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах и т.п. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью. Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру человека представлено в таблице.
Влияние уровня притязаний на профессиональную карьеру
Уровень
притязаний |
Характеристика
человека |
Карьера |
Заниженный | Не уверен в себе, не верит в свои силы и возможности, часто испытывает тревогу и робость, придает большое значение неудачам. | Не будет большого роста вертикальной карьеры (повышения в должности) |
Завышенный | Склонен преувеличивать свои возможности и способности. | Не будет большого роста горизонтальной карьеры (повышения мастерства) |
Реалистичный | Склонен объективно оценивать свои личностные качества, способности и возможности. | Будет обеспечен рост вертикальной и горизонтальной карьеры |
Несомненно, влияние призвания на профессиональную карьеру.
Призвание человека– это внутренний голос, который зовет за собой. В словах “призвание”, “зовет”, “зов” – один и тот же корень. Призвание — склонность к тому или иному делу, профессии.
Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека, требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию, кроме внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения процессом деятельности.
Давайте прочтем высказывание великого педагога В.А. Сухомлинского о призвании и ответим на вопрос: «На какой основе может развиться и сформироваться призвание?»
«Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благоприятной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нем – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек творец своего призвания» (В.А.Сухомлинский).
Условия, на которых развивается призвание:
- Надо знать мир профессий, избираемую профессию, а для этого профессию надо изучить не только, теоретически, но и практически.
- Надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т.д.) В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «Я»).
Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:
- Человек показывает высокие результаты труда
- Быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела
- Соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы
- У человека возникает чувство удовлетворения результатами своего труда и самоуважение
Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов.
Группы факторов | Содержание |
Личностные | Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство |
Служебно-производственные | Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции |
Социально-экономические | Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита |
Всё ли вам понятно? Ученики отвечают на вопросы учителя.
Профессиональную карьеру можно и нужно планировать.
Структура плана профессиональной карьеры может включать в себя следующие пункты:
- смысл и цель жизни;
- планируемая профессия (основной и запасные варианты), предполагаемое образование (содержание и уровень);
- профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- предполагаемые должность, пост;
- желаемый размер оплаты труда;
- место проживания, жилищные условия.
Первым пунктом в этом перечне стоит цель. Что это такое?
Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
- Практическая работа.
а) Работа в группах, парах. Ученики знакомятся с текстом«Логинтюдное исследованиев Йельском университете» (см Приложение), анализируют его, выделяют главное и делают вывод.Логинтюдное исследование-метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течение времени.)
б) Ученики смотрят видео фрагмент(см презентацию) «Постановка жизненной цели как главный этап выбора будущей профессии» (вебинар Наталии Шеиной). Письменно отвечают на 3 вопроса, которые появляются на экране:
- Чего я хочу достичь в жизни?
- Как бы вы провели ближайшие 3 года при условии, что нет финансовых ограничений?
- Если бы вы узнали, что вас через 6 месяцев не станет, как бы вы прожили до этого дня?
Жизненная цель на сегодняшний момент для старшеклассника – это мечта. Это должно быть то, что вам интересно, важно и это должно быть ваше. Возможно, что она есть в этом списке. Если нет, подумайте дома, чего бы вам действительно хотелось.
- Самостоятельная работа. Вам необходимо пройти по ссылке, ввести свой логин и выполнить задание на сервисеLearningApps/org, выбрав правильные ответы.
Викторина с выбором правильного ответа «Подготовка к профессиональной деятельности»
7.Подведение итога урока, информация о домашнем задании, рефлексия.
Домашнее задание. Составьте план своей будущей профессиональной карьеры.
Рефлексия.
— Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру.
-А какое впечатление на вас произвел сегодняшний урок? Для ответов можно воспользоваться методом незаконченных предложений (ответы детей)
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
на уроке мне понравилось……
я хотел бы узнать еще……
-Рада, что наш урок получился интересным и продуктивным, мы справились с поставленными задачами. Сегодня хорошо работали (имена учеников), они получают (озвучиваются оценки за урок).
Благодарю всех за работу! Урок окончен.
Образовательные ресурсы:
- Симоненко В.Д. учебник «Технология» 9 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2002 с. 51- 53.
- Симоненко В.Д. учебник «Технология» 11 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2002 с. 174- 177.
- Твоя профессиональная карьера / Под редакцией С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2012.
- Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся образовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш); под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана – Граф», 2012 с. 224.
- Толковый словарь Ожегова.
- Твоя профессиональная карьера / Под редакцией С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2012.
Приложение
Логинтюдное исследование в Йельском университете
В 1953 году выпускникам Йельского университета задали 3 вопроса:
- Вы поставили себе цели?
- Вы записали свои цели?
- Есть ли у вас план, как достичь этих целей?
Оказалось, что только 3% выпускников записали свои цели с планом их достижения. У 13% были цели, но они не были записаны. 84% сказали, что у них нет целей, и единственная их задача – «наслаждаться жизнью».
В 1973 году (20 лет спустя) этих людей спросили вновь. У тех 13%, чьи цели были сформулированы, но не записаны, доходы были в среднем вдвое выше, чем доходы тех 84%, у кого не было целей. Но самое удивительное в том, что те 3%, которые записали цели и сформулировали план достижения этих целей, зарабатывали в 10 раз больше, чем объединенные доходы оставшихся 97% студентов этого курса.
Задание. Проанализируйте текст, выделите главное и сделайте вывод по прочитанному тексту.