Учимся понимать друг друга
Автор: тьютор Шестопалова Полина Викторовна.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецк.
Организационное родительское собрание для родителей детей с ОВЗ «Учимся понимать друг друга» (в рамках родительского клуба «Шаг навстречу»)
Организационное родительское собрание для родителей детей с ОВЗ
«Учимся понимать друг друга»
(в рамках родительского клуба «Шаг навстречу»)
Время проведения: 12 сентября 2019 г., в 16:30
Место проведения: филиал МАУ ДО ЦРТДиЮ «Советский»
Участники:родители детей с ОВЗ
Количество участников:30 человек
Ответственный: педагог-организатор Шестопалова П.В.
Материалы и оборудование: музыкальный фон, листы бумаги, цветные карандаши, бланки тест-игры «Экзамен», ручки, схема – круг, разделенный на цветные сегменты («можно», «иногда можно», «нельзя»), бланки анкет для родителей с ОВЗ.
План
- Вступительное слово
- Приветствие и знакомство друг с другом
- Игра «Экзамен»
- Упражнение «Правила жизни ребенка»
- Упражнение на релаксацию «Очищение от тревог»
- Заполнение анкет
- Вопрос-ответ
- Заключительное слово
Ход собрания
- Вступительное слово
— Добрый день, уважаемые родители и родственники! Мы очень рады видеть вас. Рады тому, что вы, отложив все свои многочисленные дела и заботы, пришли на встречу. Мы постараемся вместе с вами разобраться в некоторых сложных ситуациях, возникающих в вашей семье, школе. Сегодня мы подготовили для вас интересные упражнения, отобрали полезные сведения о правилах жизни «особых» детей в нашем учреждение и дома. Ну и, конечно, постараемся отдохнуть, набраться душевных сил. Девиз нашей встречи: «Учимся понимать друг друга».
— Давайте познакомимся друг с другом поближе. Напишите, пожалуйста, свои имена на листочках и прикрепите их к себе. (участники выполняют задание)
- Приветствие и знакомство друг с другом
— Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь друг другу. (участники выполняют задание)
— А теперь повернитесь друг к другу так, чтобы получились пары. Протяните руки друг к другу и пожмите их. Пусть один участник пары закроет глаза и попытается определить по пожатию руки, каким родителем (мягким, строгим и т.д.) является его напарник. (участники выполняют задание)
— Назовите качества, которые вам удалось определить. (работа проводится по кругу)
-А теперь поменяемся ролями и продолжим игру. Пусть второй участник пары сделает то же самое. (участники выполняют задание)
— Молодцы! Вы обладаете замечательными родительскими качествами. Проходите, присаживайтесь.
- Игра «Экзамен»
— Следующие наше задание поможет выяснить, насколько хорошо вы знаете, какой вы родитель. Предлагаем вам тест-игру. Отметьте галочкой те вопросы и фразы, которые вы наиболее часто употребляете в общении с детьми.
№ п/п | Вопросы и фразы | Выбор ответа | Число баллов |
1. | Сколько раз тебе повторять? | 2 | |
2. | Посоветуй мне, пожалуйста… | 1 | |
3. | Не знаю, что бы я без тебя делал(а)… | 1 | |
4. | И в кого ты такой уродился?! | 2 | |
5. | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 | |
6. | На кого ты похож(а)? | 2 | |
7. | Я в твои годы!… | 2 | |
8. | Ты – моя опора помощник(ца) | 1 | |
9. | Что за друзья у тебя? | 2 | |
10. | О чем ты только думаешь?! | 2 | |
11. | Какая (какой) ты у меня умница! | 1 | |
12. | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 | |
13. | У всех дети как дети, а ты… | 2 | |
14. | Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)? | 1 |
Интерпретация результатов.
Подсчитайте общее число баллов.
Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становление личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого себя.
Если у вас 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
- Упражнение «Правила жизни ребенка»
— Конечно, все вы стараетесь быть хорошими родителями для своих детей. Но это трудно. В арсенале родительского воздействия не так уж много средств. Это наказания и поощрения, запреты и уступки, ограничения и вседозволенность и т.д. Посмотрите, пожалуйста, на изображённую схему на листах. (На схеме – круг, разделенный на цветные сегменты («можно», «иногда можно», «нельзя»)
Обратите внимание, в каком соотношении находятся разрешительные и запретительные методы. «Можно» и «иногда можно» составляют 2/3, а «нельзя» только 1/3 круга. Считается, что это идеальное соотношение. А теперь вспомните и запишите правила, принятые в вашей семье. Что вы разрешаете ребенку, что разрешаете, но не часто, а что запрещаете? (Участники записывают правила и озвучивают их)
Эту работу вы можете продолжить дома.
Есть требования к правилам, которые помогут найти «золотую середину» в воспитании детей.
- Правила, ограничения, запреты, требования должны быть в жизни каждого ребенка.
- Правил не должно быть слишком много.
- Родительские требования не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.
- Правила должны быть согласованы между взрослыми.
- Требования должны предъявляться дружественным, разъяснительным тоном, а не повелительным.
- Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать плохое
- Упражнение на релаксацию «Очищение от тревог»
Я вам предлагаю сесть поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, выдох. Иногда мы очень устаем, и тогда нужно отдохнуть. Представьте себе необычное путешествие. Соберем в мешок то, что нам мешает: обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование. Завяжем его и отправимся в путь. Мы выходим из дома на широкую дорогу. Путь наш далек. Дорога тяжела, мешок давит на плечи. Руки и ноги устали, стали тяжёлыми. Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко подышим: вдох (задержка дыхания на 3 с), выдох (задержка дыхания на 3 с). Повторим 3 раза. Дышится легко, ровно, глубока. Вы чувствуете свежий запах травы, аромат цветов. Земля забирает усталость, тревоги, обиды, наполняет силой, свежестью.
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче. Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам. Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладони в воду и пьете с удовольствием чистую прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой? Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле… Хорошо!
Идем дальше. Мы попали на зеленую лужайку. На гладкой зеленой траве стоит красный белый дом. Дверь открыта. Вы входите внутрь. Перед вами печка. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие языки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя, угольки подмигивают. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги. Становится уютно и спокойно. Огонь забирает все наши печали, усталость, грусть…
Посмотрите, ваш мешок опустел… Вы выходите из дома. Вы довольны и спокойны и с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Оно будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью. Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, близкими друзьями. (Пауза не менее 30 с.)
Теперь откройте глаза и улыбнитесь. Вы среди друзей, вас любят.
- Заполнение анкет
- Вопрос-ответ
- Заключительное слово
— Заканчивая сегодняшнее собрание, хочется сказать большое спасибо всем участникам и выразить надежду, что этот вечер помог нам ближе узнать друг друга, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.
Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага! Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшнем вечере.