Конспект урока Простые вещества — неметаллы
Автор: учитель биологии и химии Коновалова Наталья Владимировна.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай» г. Алзамай.
«Простые вещества — неметаллы» (8 класс)
Конспект урока «Простые вещества — неметаллы», с контрольным заданием двух уровней сложности при проверке усвоения ранее изученного материала, разноуровневым практическим заданием на этапе освоения новых знаний, с разработанной инструктивной картой для обучающихся, бланком внесения ответов и вопросами для рефлексии и самооценки. Разработан к учебнику «Химия. 8 класс» О.С.Габриеляна
Файл: конспект
Тема урока: Простые вещества – неметаллы.
Цель урока:
- Создание условий для выявления отличительных особенностей неметаллов, установления их причин;
Задачи урока:
- Личностные УУД — развивать умение сравниватьсвойства разных веществ (металлов и неметаллов); учитывать мнение другого человека;
- Регулятивные УУД — развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель урока; высказывать свою версию и вырабатывать план действий и оценивать их эффективность;
- Коммуникативные УУД — умение оформлять свои предположения в устной форме; слушать и анализировать мнения других; работать в группе, выполнять разные роли;
- Познавательные УУД — умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах;
Оборудование: коллекции простых веществ (металлов и неметаллов) с этикетками и без них, контрольное задание (Приложение 1), инструктивная карта для учащихся (Приложение 2), учебник «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян, цветные иллюстрации «Аллотропные модификации неметаллов».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
На сегодняшнем уроке вы проявите свои умения логически мыслить, строить предположения и умозаключения, на основе практических исследовательских действий. Мы продолжим изучать простые вещества. На прошлом уроке мы изучали простые вещества – металлы.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Вспомните, что называют простыми веществами (вещества, образованные атомами одного химического элемента).
- Выполните контрольное задание по изученной теме:
Разделите вещества на 2 группы, укажите названия выбранных вами групп, впишите свой ответ в таблицу бланка Приложения №1, запишите их названия. Перед выполнением работы определите уровень сложности и сделайте в бланке отметку:
1 уровень – при выполнении работы допускается использование таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
2 уровень – выполнение работы по памяти, без использования таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
Al, Ca, C, Cl, S, P, Fe, Na, Mn, Mg, N, Si.
Металлы | Неметаллы |
Al – алюминий
Ca – кальций Fe – железо Na – натрий Mn – марганец Mg — магний |
C – углерод
Cl – хлор S – сера P – фосфор N – азот Si — кремний |
- Выполните практическое задание. Исследуйте выданные вам простые вещества и разделите их на 2 группы.
1 уровень – при выполнении работы допускается использование таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
2 уровень – выполнение работы по памяти, без использования таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, по информации этикеток
3 уровень – по внешним признакам, не используя надписи этикеток (по «немым» образцам)
Охарактеризуйте свойства одной из групп. Для чего нужны эти знания? Как мы используем их в своей жизни? Есть ли у вас изделия из металлов? Назовите свойства, на которых основано их применение.
- Изучение нового материала «Простые вещества – неметаллы».
- Сформулируйте тему сегодняшнего занятия и его цель. Впишите в инструктивную карту/ Запишите тетрадь.
- Изучите материал учебника §14 (с. 73-78) и заполните в тетрадях сравнительную таблицу
Признаки сравнения | Металлы | Неметаллы |
Расположение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | В нижнем левом углу периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, относительно диагонали B-At. | В верхнем правом углу периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, относительно диагонали B-At. |
Строение внешнего электронного уровня | 1-3 электронов на внешнем уровне | 3-8 электронов на внешнем уровне |
Окислительно-восстановительные свойства | Восстановители (отдают электроны). | Окислители(принимают электроны) или окислители (отдают электроны). |
Тип химической связи (металлическая, ковалентная, ионная) | Металлическая | Ковалентная |
Физические свойства (агрегатное состояние, блеск, твёрдость, электропроводность, ковкость, хрупкость, пластичность) | Твердые (кроме ртути), имеют металлический блеск, электро- и теплопроводны, ковкие, пластичные, тягучие | Твердые (сера, фосфор, иод), газообразные (кислород, азот, водород, хлор, фтор), жидкие (бром), не имеют металлического блеска ( исключение – йод и графит), не проводят электрический ток (исключение — кремний, графит), хрупкие (в твердом состоянии). |
Вывод: свойства металлов и неметаллов зависят от строения внешнего электронного уровня атомов |
Какие новые термины встретились вам при изучении текста учебника? («аллотропия», «аллотропные модификации»)
Что такое аллотропия, как вы понимаете это явление? (способность одного атома образовывать несколько простых веществ). Анализ цветных иллюстраций.
Заполните в инструктивных картах/тетрадях схемы
О S Р С
- Закрепление. Рефлексия
— что было интересно делать на уроке?
— Что считаете самым важным?
— Что было сложным?
— Почему возникло затруднение?
Оцените результат своей работы в инструктивной карте.
- Подведение итогов урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Как нам это удалось?
- Домашнее задание:
- 14 с. 79, №3 и №5.
Приложение №1. Задание для самопроверки
Фамилия ______________________
Уровень сложности_____________
Разделите вещества на 2 группы, впишите свой ответ в таблицу, запишите их названия
Al, Ca, C, Cl, S, P, Fe, Na, Mn, Mg, N, Si.
Приложение №2. Инструктивная карта.
Тема: Простые вещества — ________________________________.
Цель: Изучить свойства ___________________, сравнить их с ________________________. Установить, в чём заключается причина отличий.
Задачи:
- Выполнить контрольное задание по изученной теме.
- Разделить вещества на группы, обосновав свой выбор.
- Изучить материал учебника §14 (с. 73-78)
- Заполнить сравнительную таблицу
- Сделать вывод по таблице, объяснив, в чём заключается причина отличий.
Ход работы
- Разделите вещества на 2 группы, впишите свой ответ в таблицу бланка Приложения №1, запишите их названия
Al, Ca, C, Cl, S, P, Fe, Na, Mn, Mg, N, Si.
Определите уровень сложности:
1 уровень – при выполнении работы допускается использование таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
2 уровень – выполнение работы по памяти, без использования таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
- Практическое задание. Исследуйте выданные вам вещества и разделите их на 2 группы.
1 уровень – при выполнении работы допускается использование таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
2 уровень – выполнение работы по памяти, без использования таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, по информации этикеток
3 уровень – по внешним признакам, не используя надписи этикеток (по «немым» образцам)
Охарактеризуйте свойства одной из групп. Для чего нужны эти знания? Как мы используем их в своей жизни? Есть ли у вас изделия из металлов? Назовите свойства, на которых основано их применение.
- Сформулируйте тему сегодняшнего занятия и его цель. Запишите в тетрадь.
- Изучите материал учебника §14 (с. 73-78) и заполните в тетрадях сравнительную таблицу
Признаки сравнения | Металлы | Неметаллы |
Расположение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | ||
Строение внешнего электронного уровня | ||
Окислительно-восстановительные свойства | ||
Тип химической связи (металлическая, ковалентная, ионная) | ||
Физические свойства (агрегатное состояние, блеск, твёрдость, электропроводность, ковкость, хрупкость, пластичность) | ||
Вывод: свойства металлов и неметаллов зависят от |
- Что такое аллотропия, как вы понимаете это явление.
Приведите примеры (заполните в тетрадях схемы)
О S Р С
- Самооценка __________
Мне было интересно узнать_______________, я считаю важным ______________, мне было сложно_________________________
- Домашнее задание: с. 79, №3 и №5.