В мире звуков
Автор: учитель-логопед МАРИНА СЕРГЕЕВНА ЗЮЛЯЕВА.
МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка.
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «В мире звуков»
Файл: конспект
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «В мире звуков»
Участники: дети подготовительной группы
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.
Тема:«В мире звуков».
Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал.
Задачи:
- Образовательные.
- Учить детей в игровой форме классифицировать и обобщать накопленные знания и умения по звуковой культуре речи.
- Учить детей организованности, собранности, ответственности на пути решения поставленных задач.
- Учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.
- Коррекционные.
- Развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развивать умение на слух дифференцировать звуки, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные.
- Развивать у детей способность правильно и грамотно программировать свой ответ на поставленный вопрос.
- Воспитательные.
- Воспитывать в детях чувство коллективизма, соревнования, сопереживания за своих товарищей.
- Воспитывать у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе.
Оборудование:звуковые пеналы, магнитная доска, магниты синего, зеленого и красного цвета, «Звукоград», индивидуальные зеркала, колокольчики.
Ход занятия.
- Орг. момент. Логопед (Л.) – Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю Вас побывать в волшебном городе звуков. Называется он Звукоград. Многие живые существа (животные, птицы) издают звуки. Но только люди умеют разговаривать и наши звуки называются речевыми. Какие звуки речи вы знаете?
Дети (Д.) – Гласные и согласные звуки.
Л. – Правильно!
- Л. – А какие гласные звуки вы знаете?
Д. – А….О….У….И….Ы….Э.
Л. – Совершенно верно. А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Д. – Красным цветом. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Откройте свои звуковые пеналы и вытащите квадратик красного цвета.
Л. – Гласные звуки живут в этом красном замке (показывает). Они очень любят петь. Голос идёт свободно, ничего не мешает голосу.
- Дидактическая игра «Узнай гласный звук».
Л. – Давайте с вами поиграем. Я беззвучно буду говорить гласные звуки, а вы догадайтесь, какие гласные звуки выходят из замка погулять. Пожалуйста, поднимите красный квадратик, если узнаете гласные звуки.
Л. – (Мимикой показывает, но не говорит в слух):
И…О…Ы…Э…А…У.
Дети отгадывают гласные звуки, поднимают красные квадратики.
- Л. – Ребята, а теперь я вас хочу пригласить в самый большой и высокий замок. Там живут твёрдые согласные и мягкие согласные. У твёрдых согласных твёрдый характер и произносятся они твёрдо: «Д…Б…Р…З…». Если мы слышим эти твёрдые согласные звуки, мы обозначаем их…каким цветом….?
Д. – Синим цветом.
Л. — Да, это правильно! Теперь достаньте из пеналов квадратик синего цвета.
- Дидактическая игра «Какая преграда?».
Л. – Когда мы произносим согласные звуки, то обязательно возникает преграда: мешают или зубы, или губы, или язык. Сейчас я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы скажите мне пожалуйста: какая преграда стоит на пути звука, что ему мешает?
Л. – Г…П…Р…С…В…
Дети отгадывают предложенное задание.
- Дидактическая игра «Какой звук?».
Л. – Перед вами красный и синий квадратики. Сейчас я буду называть звуки, а вы поднимайте красный квадратик, если услышите гласные звуки, и синий квадратик, если услышите согласные звуки.
Л. – А…Д….У…Ы…Н…К…О
Дети слушают и поднимают или красные, или синие квадратики.
- Физкультминутка.
«Как живешь?»
Как живешь? Вот так!
А плывешь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
- Дидактическая игра: «Узнай твёрдые и мягкие согласные».
Л. –Скажите, ребята, почему крыша замка сине-зеленая?
Д.- Потому что эти звуки бывают мягкими.
Л.- Правильно. Эти же звуки могут быть и мягкими. Так они называются потому, что у них мягкий характер и произносятся они мягко: Ль….Вь….Ть….и т.д. Они как мягкая зелёная травка и поэтому обозначаются зелёным цветом. Вытащите из звукового пенала квадратики зеленого цвета. Ушки на макушки! Слушаем: если мы услышим твёрдый согласный звук, то поднимем синий квадратик. А если мягкий, то поднимем…
Д. – Зелёный квадратик!
Логопед называет твёрдые и мягкие согласные, а дети поднимают нужный по цвету квадратик.
- Дидактическая игра «Волшебные колокольчики».
Л. – Кроме того, согласные звуки в сказочном городе не только твёрдые и мягкие. Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухие согласные не любят шума, голоса и разговаривают глухо: С…П…Т…Звонкие согласные обожают звучать, шуметь так, чтобы их заметили. Они хотят звучать ярко, например: Г…Б…Ж…З. Давайте с вами поиграем в волшебные колокольчики. Если вы услышите звонкий согласный звук – позвоните, пожалуйста, в волшебный колокольчик. Логопед называет ряд согласных звуков, а дети угадывают звонкие согласные и звонят в колокольчик.
Л.- Следующая игра называется «Звуковые бусы».У каждого из вас карточки с нарисованными бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Я буду называть слова. А вы должны определить первый звук и положить в бусину нужного цвета кружок: красным, если первый звук гласный, синим, если согласный твердый и зеленым, если согласный мягкий.
- Итог занятия.
Л. – Итак, ребята, мы с вами побывали в волшебной стране звуков. Речевые звуки бывают гласные и …
Дети: — Согласные!
Л. – Правильно. Согласные звуки бывают твёрдые и …
Дети: Мягкие!
Л. – Глухими и…
Дети: — Звонкими!.
Л. – Совершенно верно! Вы очень хорошо работали, внимательно слушали и прекрасно отвечали. Вас смело можно назвать Знатоками звуков. Поэтому хочу каждому из вас дать вот по такой медали, на которой написано «Знаток звуков».
Л. – До свидания, ребята.
Используемая литература.
- Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985.
- Е.В., И.А.Тихонова «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи», М., 2000.