Статья педагога дошкольного образования
Автор: воспитатель Медведева Ольга Викторовна.
МБДОУ «Детский сад № 29» Нижегородская обл, г.Арзамас.
«Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники»
Файл: статья
«Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.
Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство — это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
В своей работе мы обратилась к мудрости и таланту русского народа. Изучив немало литературы, взялись за разработку проекта, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
Поставили для себя следующие задачи:
• Познакомить детей с русским народным творчеством.
• Пробудить и активизировать интерес детей к разным видам фольклора.
• Способствовать развитию у детей умения сопереживать, сочувствовать людям, животным, растениям.
• Поощрять в ребенке инициативность, самостоятельность и уверенность в своих силах и способностях.
Был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с русскими народными праздниками. Подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей и на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте.
Составили перспективный план календарных праздников по временам года.
Разработали содержания мероприятий, дидактического материала. В рамках проекта былипроведены беседы: «Город мастеров», беседа-развлечение «Традиции народа», народное гуляние «Будни и торжества улиц», «Жаворонки» и др.
Дети познакомились с потешками, закличками, пословицами, поговорками, загадками, играми, которые соответствуют календарным праздникам, разучили небылицы, считалки и дразнилки. Игры – хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Гори, гори ясно…», «Плетень», «Царевич- Королевич» и др.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД (непосредственная образовательная деятельность). Образовательный процесс строится фронтально и индивидуально — тематические, сюжетные, комплексные и другие занятия. В процессе образовательной деятельности предусматривается определенная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством. В НОД Рисование («Русская береза», «Масленица –барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);Аппликация («Игрушки для зверят на рождество», «Пасхальное яйцо» и др.); Лепка «Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке») ; Ручной труд («Куклы из соломы», «Рождественские подарки» и др.).
В группе прошли народные праздники: «Капустные посиделки», экологический праздник «Синичкин день», «Зимние забавы», «Рождественские святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Жаворонки», «Богатырские силушка», «Деревенские посиделки».
Театральное представление «Пасхальный радости».
Для детей очень важно, как организована предметно- пространственная среда, которая их окружает. Поэтому мы постарались сделать эту среду доступной их восприятию и пониманию, чтобы она как можно полнее удовлетворяла их потребности. В центре рукоделия собирали природный и бросовый материал для поделок с детьми. Центр дидактических игр пополнился авторскими играми в виде лэпбуков, где собраны развивающие дидактические игры: «Загадки- отгадки», «Что лишнее – чего не хватает», «Чудо сказки», «Лото», «Найди пару», «Собери картинку», «Составь узор» и др. Театральный центр был обогащён стилизованными русскими костюмами, для разыгрывания сцен из сказок; было положено начало создания макета быта русской избы (русская печь, стол, скамья, половики, ухват, коромысло, сундук, и др.) позже появились изделия из «Чудо- мастерской» (подносы, ложки, самовары, ухваты, чугунки, кринки, дощечки, посуда)росписанные детьми. В музыкальном уголке разместились русские народные инструменты — ложки, трещотки, бубны и др.; Предметная среда обогатилась техническими средствами. Использовалась мультимедийная установка, что позволило демонстрировать презентации для детей («Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Пасха», «Рождество» и др.)
Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его происходило и в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна).
На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими. Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок:
«Много снега – много хлеба»
«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся»
«Холоден сентябрь, да сыт»
Мы с детьми не только разбирали смысл пословиц, но и сами сочиняли их: «Осень — дождик просит», «Мороз у дверей, одевайся теплей», «Январь серый и морозный, одна радость – Новый Год». Обязательной частью прогулки стали народные игры: «Огородник», «Краски», «Медведь» «Капуста», «Гори ясно», «Ворон», «Аисты и лягушки» и др.
Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме использовала такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, круглые столы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, консультативная помощь. Старались активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, группы. В родительском уголке разместили информацию практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу- оберег, рождественский сапожок, народный котюм и др. В таких уголках размещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах…» и многое другое. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через совместные праздники и экскурсии убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. В результате родители стали союзниками и активными участниками групповых дел. Родители приняли активное участие в выставках совместного творчества детей и родителей: «Осенний вернисаж», «Птичья столовая», «Рождественский сапожок», акция «Новоселье птиц», «Пасхальные куличи и яйца», «Народные умельцы» и др. Прошла экскурсия в историко-художественный музей, где большое внимание было уделено обустройству комнаты русского быта, ее утвари и убранству.
Провели родительское собрание на тему: «Роль народных праздников в приобщении детей к истокам национальной культуры». В нетрадиционной форме прошло родительское собрание, на котором родители приняли участие в мастер – классе: «Кукла-оберег».
Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными его участниками.
Вместе с детьми они водят хороводы, играют на народных инструментах, готовят костюмы, угощения. Такие праздники всегда заканчиваются чаепитием из настоящего самовара.
Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.
Список литературы
1. Князева, Маханева: Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие
2. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
3. Тихонова, Смирнова: Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада