Патриотическое воспитание на уроках истории
Автор: учитель истории Сафронова Светлана Михайловна .
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Плодовитенская средняя общеобразовательная школа» село Плодовитое.
Патриотическое воспитание на уроках истории
Файл: доклад
История создания музея
БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
МКОУ «Плодовитенская СОШ»
В 1980 году 8 мая, в год празднования 35-летия победы в Великой Отечественной войне, в школе была открыта Комната боевой и трудовой славы. История села, богатая событиями прошлого и настоящего, встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии по родному краю дали возможность пополнить Комнату боевой и трудовой славы новыми материалами, экспонатами, и в 1982 году Комнате славы был присвоен статус музея Боевой и Трудовой Славы. (Приложение № 1)
У истоков его создания стоял коллектив учителей и учащихся. Большую помощь оказывали партийная организация колхоза им. Ильича, администрация сельского совета.
Материалы экспозиций отражают историю села Плодовитого по следующим направлениям:
- Быт села в прошлом.
- Исторические события Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в судьбах жителей села.
- История колхоза им. Ильича.
- Великая Отечественная война в судьбах жителей села.
- Развитие народного образования в селе Плодовитое.
Профиль музея – комплексно-краеведческий.
Основной фонд составляет 1113 экспонатов, среди них 200 – подлинных.
Помещение музея занимает комнату в 48 кв. м. На стенах стенды, отражающие в фотографиях и документах историю села, школы, колхоза. В витражах – подлинные экспонаты, ценные реликвии. (Приложение № 2)
Работа музея строится на основе программы краеведческого кружка, которая определяет следующие цели и задачи:
* изучение прошлого и настоящего родного края;
* изучение культурного и духовного наследия, традиций, обычаев народов, проживающих на территории нашей родины;
* воспитание патриотизма, высокой духовности гражданина своей страны;
* формирование навыков поисковой деятельности, умений по ведению исследовательской работы;
* формирование информационной культуры.
В течение многих лет музей является центром патриотического воспитания в школе. На основе материалов музея решаются вопросы изучения родного края, села, республики. На боевых и трудовых традициях старшего поколения воспитываются в учащихся качества гражданина, общественного деятеля, самостоятельного и компетентного. Воспитывается чувство гордости за труд отцов и дедов, формируется стремление приобщиться к духовным ценностям нашего народа, стремление понимать и ценить дружбу народов России. (Приложение № 3)
Школьный музей объединяет детей единой целью. Здесь дети ощущают себя частью истории.
Участвуя в поисковой работе, учащиеся овладевают навыками краеведческой и музейной деятельности. Беседуя с ветеранами войны и труда, знакомясь с документами, архивными материалами, учащиеся учатся понимать, как история родного края связана с историей России.
Музейная работа развивает умение общаться с людьми, проявлять инициативу. (Приложение № 4)
Наш музей не только центр многоплановой воспитательной работы с учащимися, но и профессиональной работы педагогов школы. Материалы музея используются в преподавании русского языка, литературы, истории, биологии, географии, искусства, в проведении внеклассных материалов.
Экспозиционная деятельность музея.
Открывается экспозиция музея разделом из истории возникновения и развития села. Здесь архивные документы (копии астраханского архива), удостоверяющие год возникновения села, списки первых поселенцев, схема первого поселения. В витраже предметы крестьянского быта, фотография первого поселенца. (Приложение №5)
Второй раздел рассказывает об участии плодовитенцев в Первой мировой войне (имеются списки), об отношении к революции и гражданской войне.
Следующий раздел – «История колхоза им. Ильича». На стендах в фотографиях и материалах показано, как постепенно росло, богатело крестьянское хозяйство, как после войны в село пришли праздники с новыми обрядами, с празднованием Дня Победы, Дня освобождения села от фашистов. 18 лет руководил хозяйством в послевоенное время ветеран войны Дьяченко Петр Иванович, удостоенный за доблестный труд орденов Ленина и Знак Почета.
Многие труженики хозяйства в эти годы награждены за труд орденами и медалями. Списки их и фотографии имеются в музее.
Самым объемным по количеству экспонатов, материалов стал раздел «Великая Отечественная война в судьбах односельчан и истории села».
К юбилею великой Победы раздел пополнился новыми материалами, что позволило обновить экспозицию, посвященную70-й годовщине Победы. Она представлена следующими подразделами:
- Оружие времен войны, найденное в результате раскопок в окрестностях села.
- Судьбы односельчан, защитников Отечества: «И мужество, как знамя пронесли».
- «Они освобождали село» — о воинах 126-й стрелковой краснознаменной Горловской дивизии и 4 механизированного танкового корпуса.
- Село Плодовитое во время оккупации.
В этом разделе списки тех, кто ушел защищать Родину (более 700 человек), тех, кто погиб на фронтах (278 односельчан).
- О подвигах односельчан рассказывает экспозиция «И мужество, как знамя пронесли».
В альбомах, папках, в витражах материалы, рассказывающие о судьбах участников войны:
* «Никто не забыт, ничто не забыто» — о Кулакове Викторе Ивановиче, бывшем вожатом школы, а на войне – командире, погибшем в 1943 году при освобождении Украины.
* «Он видел войну в лицо» — об Абрамове В. В., участнике штурма Берлина.
* «Через войну к мечте и счастью» — о Жирноклееве А. Ф., начавшем войну на калмыцкой и сталинградской земле, а закончившем у стен Берлина. Кавалер двух орденов Славы.
* «Солдат Победы» — об Убушиеве Б. З., воевавшем на Воронежском фронте, разведчике, совершившем подвиг с товарищами – разведчиками. Через 27 лет узнали школьники г. Коротояка об их подвиге, выкопав бутылку с запиской воинов.
*«Их именами названы улицы» — улица Братьев Дьяченко. 6 братьев ушли на войну, вернулись только двое. Улица Братьев Зайцевых – в память о четырех братьях, ушедших на войну и не вернувшихся. О братьях Дьяченко и братьях Зайцевых написана исследовательская работа «Земляки» ученицей 9 класса Трепалиной Ю.
*«Выстояли и победили» — об односельчанах, воевавших на территории Калмыкии в составе 28 армии.
* «Герой Советского Союза Пяткин Георгий Яковлевич». О нем узнали в результате поисковой работы.
В витраже материалы о подвиге воина-интернационалиста Хадыкина Алексея Г., выпускника школы, посмертно награжденного орденом Красной Звезды.
Поисковая работа кружковцев.
В витражах, на стендах подлинные экспонаты военных времен: похоронка, фронтовые письма, солдатский медальон с именем погибшего. Найденные в окопе на территории Лесхоза, где героически сражался Винницкий пехотный полк, два канцелярских сейфа с сохранившимися строками военных приказов об усилении политической подготовки воинов при защите Сталинграда. Об этом написал Даниил Гранин в книге «Клавдия Вилор».
Особое место в экспозиции музея занимают материалы о ветеранах 126-й Горловской дважды орденоносной стрелковой дивизии, освобождавшей наше село в день начала Сталинградского контрнаступления на южном направлении 19 ноября 1942 года. Здесь переписка с участниками освобождения села, фотографии, рассказывающие о встречах с ними в юбилейные праздники, посвященные 40-летию, 60-летию, 65-летию (2007 г.), 70-летию (2012 г.) освобождения села от фашистских захватчиков.
Особую ценность в экспозиции имеют книги, автор которых участник освобождения села в 1942 году Филютович П. В. Здесь его публицистика «Трудный орден комдива», «Степной батальон». Сборник стихов «С любовью и тревогой», повесть «Надломленная березка» и документальная книга «Опаленные строки» (фронтовой дневник связиста, воспоминания однополчан, короткие рассказы о войне). Напечатана в 2014 году. Автор – житель города Волжский, часто бывает в школе, встречается с учащимися, проводит с ними экскурсии по местам боев (к мемориалу «Катюша» в с. Цаца, где начиналось Сталинградское контрнаступление.
К 70-летию победы собран материал о воинах-односельчанах, воевавших на территории Калмыкии. «У нас одна история и родина одна» – так называется эта исследовательская работа ученицы Трепалиной Юлии.
Многие односельчане — плодовитенцы в составе 28 армии участвовали в боях на территории Калмыкии. Вот их имена: Пастухов Г. М., Молчанов Б. П., Кулаков С. Л., Горбатов А. В. (до войны завуч школы), Дьяченко И. И., Дейнека Михаил, Жирноклеев А. Ф.
Боевым крещением стал для них жестокий бой под Яшкулем, Хулхутой. Здесь плечом к плечу стояли насмерть русские и калмыки, украинцы и дагестанцы.
Здесь в те дни конца лета и осени 1942 года сдерживали воины фашистов, рвавшихся к Волге. Выстояли и победили.
Здесь погиб наш выпускник 1940 года Пастухов Г. М. В письмах к родителям просил сохранить его книги, тетради для поступления в институт. В ноябре 1942 г. в составе 28-й армии в звании командира батальона участвовал и погиб в бою под Яшкулем. Ему шел 22-й год.
В 2010 году из материалов областной Волгоградской библиотеки кружковцы узнали о нашем бывшем односельчанине, Герое Советского Союза Пяткине Георгии Яковлевиче. Материалы о его судьбе собраны в музее.
Особую гордость вызывают материалы музея, рассказывающие об участии школьного поискового отряда в слете поисковых отрядов России в 1985 году, где командир отряда Трепалин Сергей выступил с отчетом о поисковой работе.
Следующий раздел музея – «История народного образования села Плодовитое». В фотографиях, материалах, воспоминаниях прослежена история развития школьного образования. Собран материал о выпускниках школы, об учителях, ушедших на войну и не вернувшихся; об учителях, работавших в школе в послевоенное время.
В витраже материалы, рассказывающие о судьбе учителя, директора школы с 1945 по 1950 год, автора книги «История и народная поэзия села Плодовитого», Игнатова Василия Ивановича, горячего патриота родного села, не теряющего связь с ним и в годы работы в Москве, в Министерстве просвещения России.
Научно-просветительская и общественно-полезная деятельность музея.
Работа музея широко освещается в печати. Газетный материал хранится в музее.
Особое значение имеет работа кружковцев. Они ведут не только поисковую работу, но занимаются оформлением экспонатов, проводят экскурсии для учащихся школы, готовят юбилейные мероприятия, встречи с ветеранами войны и труда. (Приложение № 6)
В целях активного привлечения учащихся к краеведческой деятельности, к истории жизни старшего поколения жителей села и республики ежегодно в школе проводятся недели «Музей и дети». Приурочены они к важнейшим событиям в жизни республики: 2008-2009гг. – «400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России»; 2010-2011учебный год – «100-летие со дня рождения Б. Б. Городовикова»; 2012 – 2013 учебный год – «70 лет со дня начала Сталинградского контрнаступления и освобождения села Плодовитого от фашистских захватчиков»; 2013 -2014 учебный год – «70 лет со дня начала депортации калмыцкого народа в Сибирь»; 2014-2015 учебный год – «70-летие Великой Победы».
На основе материалов музея учащиеся пишут исследовательские работы по истории родного края, выступают на районных и республиканских конференциях «Бичкн Терскн». Выпускница 2007 г. Заруднева Алла – активный участник музейной работы, автор очерков о судьбах односельчан «Сельская учительница», «Война лишила их детства». Трепалина Юлия, выпускница 2011 г., неоднократный победитель конкурсных работ, автор очерков «Из истории села Плодовитого», «Страницы памяти людской», «Внуки о героях Победы», «У нас одна история и Родина одна», эссе «О земле, на которой я живу», «Шумят сады в селе Плодовитом»»; Ахадуев Савр – «Б. Б. Городовиков в воспоминаниях моего дедушки».
Многие кружковцы в процессе работы в музее стали хорошими экскурсоводами. Бреусова Ирина, Глуходедова Светлана, Заруднева Алла, Искам Николай, Трепалина Юлия, Игнатова Наташа – старшая группа. Их дело продолжили Бреусова Ксения, Трепалина Таня, Чебакова Лера. Работа музея продолжается.
Школьный музей играет важную роль в патриотическом воспитании. Воспитывать патриотизм в подрастающем поколении — главная задача сегодняшнего дня.
Руководит работой музея на протяжении многих лет Трепалина З. Д., учитель русского языка и литературы.