Проект Удивительный космос
Автор: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Коннова Марина Шавкатовна.
ГКУСОМО Серпуховский(районный)СРЦН Городской округ Серпухов, деревня Пущино на Наре.
Проект «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОСМОС»
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Удивительный космос» направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей детей и осуществляется через различные виды детской деятельности.
Файл: проект
Информационно – познавательный, исследовательский проект
«Удивительный космос»
(срок реализации – долгосрочный)
Космос – это то, к чему всегда стремился человек. Ему посвящают песни и стихи. В нем находят применение все земные науки. О нем мечтают, его осваивают. Не остались безучастными и мы.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее ребята задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как эта тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность ребёнка. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, среда, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя!Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Удивительный космос» направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей детей и осуществляется через различные виды детской деятельности.Содержание проекта доступно возрасту, что даёт детям возможность освоить знания о космосе. В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса.
Участники проекта: детистаршего дошкольного и школьного возраста, специалисты по реабилитационной работе, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Время реализации: 2019 год.
Ожидаемые результаты:
— усвоение детьми знаний, представлений о космосе;
— повышение уровня мотивации к занятиям;
— развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Цель проекта:
— формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, звёздах и созвездиях, освоении космоса людьми);
— способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
— продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях, связанных с космосом;
— дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с русскими учеными К. Э. Циолковским и С. П. Королёвым, основателями теоретического и практического ракетостроения;
— продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Рассказать о первой-женщине космонавте В. В. Терешковой;
— развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
— расширять кругозор и активизировать словарь детей.
Этапы реализации проекта:
- Вводный:
— сбор информации, индивидуальные беседы с детьми.
— диагностика с целью выявление знаний детей о космосе: диагностические игровые задания.
— изучение учебно-методической литературы по проблеме:
сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации, видеоролики, материал по теме в сети «интернет»).
- Основной: осуществить отбор тем, расширяющих представления детей о космосе.
1 блок «Космос и его обитатели»:
Цель: познакомить детей с нашей галактикой, называемой Солнечной системой, планетами, входящими в ее состав, Луной — естественным спутником Земли, рассказать о созвездиях.
2 блок «Созвездия и легенды».
Цель:рассказать ребятам о созвездиях и легендах возникновения их имён. Познакомитесь с созвездиями Большой и Малой Медведицы, Цефея, Кассиопеи, Кита, Андромеды, Персея, Пегаса.
Наблюдение за звёздным небом, созвездиями.
3 блок «Как всё начиналось».
Цель: рассказать детям о том, как готовился полет человека в космос и сколько усилий приложили ученые и конструкторы всего мира для освоения космоса. Познакомить с русскими учеными К. Э. Циолковским и С. П. Королёвым, основателями теоретического и практического ракетостроения.
Дать знания о том, что с запуском первого космического спутника была открыта космическая эра в истории человечества.
4блок «Животные в космосе. Белка и стрелка».
Цель: рассказать ребятам о том, что дорогу в космос человеку проложили собаки (о первых опытах с отправкой в космос собак), а также о том, какие ещё животные побывали в космосе.
5 блок «Таких берут в космонавты».
Цель: рассказать о первом отряде космонавтов и об их подготовке к покорению космоса в Центре подготовки космонавтов.
6 блок «Он первым на планете подняться к звёздам смог!»
Цель: рассказать о Ю. А. Гагарине и первом полёте человека в космос.
7 блок «Женщина в космосе! В. В. Терешкова».
Цель:рассказать о первой-женщине космонавте, первом её полете, а также жизни после приземления.
8 блок «И на Марсе будут яблони цвести».
Цель: дать знания о развитии освоения космоса после полёта первого космонавта не только в нашей стране, но и в других странах мира: человек вышел в открытый космос, долетел до луны и высадился на неё, космические станции изучили Марс, Венеру, Юпитер, Сатурн и их спутники и другие достижения.
9 блок «Космос на службе у человека».
Цель: познакомить ребят с областями применения космических открытий в сферах жизни человечества.
«Читальный зал».
Чтение с детьми произведений о космосе:
- Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине».
- Г. Юрлин «Что внутри?».
- Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
- Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»,
«Малышам о звездах и планетах».
- К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе».
- Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».
- У. Гордон «Звездочет и обезьянка Микки».
- В. Бороздин «Первый в космосе».
- Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (детская энциклопедия).
- Загадки о космосе и др.
«Музыкально — поэтическая гостиная».
- Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.
- На музыкальном занятии прослушивание и разучивание детских песен: «Наш звездолёт» и др. песен про космос.
Космическая музыка:
Старые советские песни:
- «На пыльных тропинках далёких планет…» (в исполнении Сергея Трошина).
- «Мы в космос улетаем на работу…».
- «И на Марсе будут яблони цвести».
- «Родина слышит, Родина знает» (в исполнении Дмитрия Хворостовского).
Саундтреки:
- Тайм-аут «Этот большой мир» (ремейк песни из фильма «Отроки во Вселенной»).
- Александр Зацепин «Тайна третьей планеты».
- Ксения Ларионова «Ключ на старт» (из игры «Космические Рейнджеры 2»).
- Светлана Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы»).
Рок-попса:
- «Земляне» — «Трава у дома».
- «Баллада о сгоревшей звезде» (К. Батенко, муз.М.Выборов).
«Космокинозал».
Просмотр мультфильмов:
- «Тайна третей планеты».
- «Белка и Стрелка».
- «Тайна красной планеты».
- «Загадочная планета».
- «Возвращение».
- «Возвращение со звезд».
- «Главный звездный».
- «Мурзилка на спутнике».
- «Незнайка на Луне».
- «Новеллы о космосе».
- И других мультфильмов, и фильмов о космосе.
«Космический спортзал».
- Разучивание физкультминуток, динамических пауз на космическую тематику.
- Спортивный праздник «Большое космическое путешествие
«Космическая лаборатория».
Опыты и эксперименты:
- «Как увидеть звезды без лучей».
- «Почему днем звезды не видно».
- «Почему Луна на Землю не падает».
- «Кто съел месяц».
- «Как происходит смена дня и ночи».
- И другие «космические» опыты и эксперименты.
«Космическая мастерская».
- «Ракеты и кометы», «Космический корабль», «Космонавт в открытом космосе».
- Конкурс поделок «Инопланетяне из пластилина с использованием природного и бросового материала».
- И другие поделки на «космическую» тематику, выполненные в разных техниках.
«Детское моделирование».
- Моделирование созвездий из картонных звездочек.
- Постройка космического городка из строительного материала, конструктор «Lego.»
«Изо. деятельность «Космос глазами детей»».
- Рисование «Космическая фантазия».
- Нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель
«Полёт в космос», в технике свеча + гуашь «Дорога к звёздам»
- Выставка детских рисунков «Открытый космос».
- Выставка раскрасок детей: «Разноцветный мир космоса!»
«Космическая игральдия».
- Дидактические, компьютерные развивающие игры на космическую тематику.
- Обыгрывание смоделированных из строителя и конструктора построек.
- Сюжетно-ролевая творческая игра «Космическое путешествие к звездам»
- Итоговый:
- Вопрос на засыпку «Что я знаю о космосе».
- Викторина «Всё про космос».