Творчество своими руками
Автор: тьютор Шестопалова Полина Викторовна.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецк.
Адоптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Творчество своими руками»
Файл: программа
Адоптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
детского творческого объединения «Мастерская творчества»
«Творчество своими руками»
Возраст обучающихся: 7 -16 лет
Срок реализации: 1 года
Разработчик: педагог дополнительного образования Шестопалова Полина Викторовна
г. Липецк, 2019 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Адоптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Творчество своими руками»
детского творческого объединения для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мастерская творчества»
МАУ ДО ЦРТДиЮ «Советский»
1. | Полное название | Адоптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками» |
2. | Автор программы | Шестопалова Полина Викторовна, педагог дополнительного образования |
3. | Дата создания | 2019 год |
4. | Характеристика программы | Авторская |
5. | Направленность | Художественная |
6. | Сроки реализации | 1 год |
7. | Возраст учащихся | 7-16 лет |
8. | Цель программы | Создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка и декоративно-прикладными способностями на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью. |
9. | Краткое содержание программы | Программа разработана для детей с ОВЗ в целях развития их духовного потенциала средствами художественно-эстетической деятельности. |
10. | Планируемые результаты | · создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка с ОВЗ и удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
· способность ребенка самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа. |
11. | Перспективы развития | Освоение полученного материала иобеспечение подготовки к следующему этапу обучения.Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах. |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АДОПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, организации их свободного времени. При этом дополнительное образование является равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА), которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Занятия в творческом объединении «Мастерская творчества»в системе дополнительного образования детей с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА), в условиях МАУ ДО ЦРТДиЮ «Советский» являются составной частью всестороннего развития детей данной категории т.к. способствуют развитию духовного потенциала детей с ОВЗ средствами художественно-эстетической деятельности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Методические рекомендациипо реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 о направлении методических рекомендаций);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1725-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41);
- Устав МАУ ДО Центр развития творчества детей и юношества «Советский».
Направленность программы – художественная
Актуальность программы
Актуальность адоптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками» обусловлена необходимостью решения проблемы социально — педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной адоптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками» от уже существующих образовательных программ является то, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
— предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-способна обеспечивать включение «особого» ребенка в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;
-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА) и у их родителей.
Новизна программы
Новизна данной программы выражается в интеграции разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, бумагопластика, декоративно-прикладное творчество. Интеграция открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с ОВЗ, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения. В экспериментальной деятельности ребенок с ОВЗ может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. А многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей.
Педагогическая целесообразность
Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал.
Дети с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА), в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т.д.), неустойчивая эмоциональная сфера (особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству) создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.
Поэтому ребенку с ОВЗ необходимы средства выразительности адекватные, в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству умственно отсталого ребенка потенциально должно содержать в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.
Занятия изобразительной декоративно-прикладнойдеятельностью с умственно отсталыми детьми и детьми с РАС в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей обучающихся. Они предоставляют возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход к обучающимся в выборе сложности выполнения задания, поддерживают интерес обучающихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира.
Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.
Для детей с ОВЗ важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.
Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
Значимость программы
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.
Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы, формированию у детей социально-позитивных ценностных ориентировок.
Рисование, работа с бумагой, пластилином и природно-бросовым материалом являются самыми доступными и популярными видами изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА). Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи.
Адоптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками»дополняет учебные программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
Программа составлена в соответствии с принципами:
- принцип гуманности;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания;
- принцип сотрудничества;
- принцип целостности деятельности учреждения на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
- принцип научности;
- принцип программно-целевого подхода;
- принцип вариативности;
- принцип эффективности социального взаимодействия;
- принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
Уровень освоения программы:
1 год обучения – стартовый
Адресат программы
Программа предназначена для детей с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА) от 7 до 16 лет.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Объем программы
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 36 часов в год.
Режим занятий
1 раза в неделю по 1 часа (1 час=45 мин.) – 36 часа в год.
В ходе занятий проводятся динамические паузы.
Формы работы:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
-работа с раздаточным материалом;
-экспериментальные упражнения;
-игры с красками (изобразительным материалом);
-метод непосредственного показа;
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация выставок, конкурсов;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников.
Виды занятий
Реализация программа осуществляется через следующие виды занятий:
- практические занятия;
- обобщающие занятия;
- проверочные работы;
- праздники.
Наполняемость групп
Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком с ОВЗ (умственной отсталостью, РАС и НОДА).
Цель программы:
Создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка и декоративно-прикладными способностями на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить на элементарном уровне с основами изобразительной грамоты;
- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; создание условий для проявления ребенком стремления экспериментировать с материалом, инструментами;
- формировать элементарные представления о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;
- познакомить с особенностями художественных техник; помощь ребенку в подборе наиболее доступных средств для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги;
- расширить представления о художественной выразительности рисунка, о многочисленных разновидностях рисунка, различающихся методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения;
- дать знания о лепке, как о виде изобразительной деятельности;
- обучить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить основам изобразительного языка, лепке с натуры, по памяти и по воображению;
- обучить правилам работы с различными художественными материалами;
- познакомить со свойствами и различными видами бумаги;
- познакомить с различными техниками работы с бумагой;
- Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
Развивающие:
- развивать на доступном уровне изобразительные умения и навыки;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать интерес к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;
- активизация самостоятельной экспериментальной деятельности детей;
- развивать способности к творческому самовыражению;
- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;
- способствовать развитию опыта неформального общения с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
- способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного мышления;
- коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;
- коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;
- способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.
Воспитательные:
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитать аккуратность в работе;
- воспитать бережное отношение к материалам, инструментам;
- воспитать потребность к познанию нового и самосовершенствованию;
- воспитать уважение к традициям и культуре своего и других народов;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
- воспитывать понимание на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;
- воспитывать потребность выражать себя в доступных видах изобразительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-тематический план
(стартовый уровень)
№ п/п |
Название | Общее количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/
контроля |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | — | Устный опрос |
2. | Художественные техники (нетрадиционное рисование) | 10 | 3 | 7 | Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
3. | Природный и бросовый материал | 6 | 1 | 5 | Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
4. | Пластилиновая фантазия | 10 | 3 | 7 | Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
5. | Бумажные фантазии | 8 | 2 | 6 | Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
6. | Итоговое занятие | 1 | — | 1 | Итоговая аттестация |
Итого | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Теория.
Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности.
- Художественные техники (нетрадиционное рисование).
Теория.
Способы закрытия фона гуашевыми и акварельными красками. Способы смешения красок. Приемы получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами:солью.Особенности получения изображения с помощью ниток, мятой бумаги, ватных палочек, бумажных салфеток, пищевой пленки, мыльной пены.Разновидности применения техникикляксография и ее изобразительные возможности.Перспектива в рисунке. Компоновка рисунка на листе бумаги.
Практика.
Упражнения в нанесении фона акварельными и гуашевыми красками в технике по — сырому и по сухому. Рисование с помощью поролоновой губки («Деревья», «Лес»). Доведение до образа с помощью кисточки и ватных палочек.Экспериментальное рисование с помощью соли. Рассыпание соли по готовому влажному рисунку.Экспериментальное рисование с помощью сухой гуаши путем рассыпания сухой гуаши на готовом фоне («Пейзаж»).Практические упражнения в создании рисунка с помощью пищевой пленки путем нанесения на увлажненную поверхность акварельной краски, смешивая цвета и накладывания на невысохшую краску пищевой пленки (экспериментальные, «Узоры Деда Мороза»).Упражнения в создании рисунка с помощью бумажных салфеток («Капель»).Экспериментальные упражнения в рисовании нитками на готовом фоне («Декоративный букет»). Рисование с помощью мятой бумаги (экспериментальные упражнения, «Цветник», «Хризантемы», «Сирень»).Экспериментальное рисование с помощью мыльной пены. Доведение до образа с помощью кисточки или ватных палочек («Морской пейзаж»).Рисование с помощью техники кляксография: нанесение пятна-кляксы одного цвета («Картинки-невидимки»), нанесение пятна-кляксы с использованием нескольких цветов («Костер»).Нанесение фона акварельными красками, выполнение рисунка гуашью. Рисование с помощью ватных палочек («Рябина»).
- Природный и бросовый материал.
Теория.
Чтение стихов, загадок о цветах, показ картинок. Понятие об узоре. Узор в круге, в квадрате, в полоске. Свойства, значение, применение кофейных зерен в творчестве.Сюжетная мозаика. Инструкция поэтапной работы.Применение сухих ягод рябины, семян кукурузы в декорировании сосудов.
Практика.
Конструирование цветов с помощью листьев деревьев. Выполнение узора в круге из семян, скорлупок.Наклеивание зерен на сувениры (овечка, елочка).Наклеивание скорлупы на рисунок (осьминог, бухта).Оформление пластмассовых банок пластилином, природным материалом.Рисование и наклеивание круп на картон (зайка, утенок, грибы, елочка).
- Пластилиновая фантазия.
Теория.
Изучение видов рельефной лепки. Создание объемных композиций на плоскости в разных техниках.Пластилинография — создание копий картин художников («Золотая осень И.И. Левитан, «Букет, бабочка, птичка» Ф. П. Толстой») Используется работа пластилиновым мазком, налепами, вливание цвета в цвет.Рельефная лепка — использование различных техник, дополнительных декоративных элементов (бисер, стразы, контуры по стеклу и керамике).Лепка из соленого теста — создание более сложных изделий с последующим цветовым решением. Прием лепки из целого куска, вытягивания отдельных частей предмета, изображение отдельных частей предмета, изображение овощей, фруктов, животных, человека.
Практика.
Изготовление композиций в технике рельефной лепки: Цветочное солнышко» Композиция на диске, Панно «Аквариум», «Сказочный терем» с декоративными элементами, «Сиреневая веточка». Изготовление композиций в технике пластинографии: Пейзаж: «Золотая осень», Пейзаж «Зимний лес», «Бабочки».Лепка по форме: Ваза с декором» с декоративными элементами. Лепка из соленого теста: «Пасхальный пирог». Лепка из целого куска: «Любимый мультипликационный герой».
- Бумажные фантазии
Теория.
Свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества. Основы знаний в области композиции, формообразования. Основные виды работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, гофрирование и квилинг). Основные приемы работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание. Основные виды работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, гофрирование и квилинг).
Практика.
Изготовление творческих композиций в различных техниках: натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование); «Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы — оригами; улитка- скручивание в жгутик); открытка новогодняя (елочка — оригами из ажурной бум. салфетки); «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. Салфетки; «Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток); «Птица счастья» (оригами, гофрирование); Подарки для ветеранов ВОВ; «Цветок весенний» (квиллинг).
- Итоговое занятие
Теория.
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании».
Практика.
Мониторинг качества знаний воспитанников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
- интерес к доступным видам художественно-эстетической деятельности;
- знание и понимание названий и свойств изобразительных средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- умение использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов художественно-эстетической деятельности;
- умение использовать различные техники в процессе художественно-эстетической деятельности.
Личностные:
- ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах изобразительной деятельности;
- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
Метапредметные:
- получение удовольствия, радости от определенного видахудожественно-эстетической деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;
- выполнение действий по образцу и по подражанию;
- умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
- умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ;
- получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
- умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности;
- понимание правил организации рабочего места;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
- выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого, задание.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Элементы учебного графика | Характеристика элемента | |
Продолжительность учебного года, его начало и окончание | Этапы образовательного процесса | 1 год обучения |
Начало учебного года | 16 сентября | |
Окончание учебного года | 15 июня | |
Сроки комплектования учебных групп | 1 сентября – 15 сентября | |
Продолжительность учебного года | 36 недель | |
Продолжительность занятия | 45 минут | |
Каникулы осенние | 1 неделя (конец октября – начало ноября) | |
Каникулы зимние | 2 недели (конец декабря – начало января) | |
Каникулы весенние | 1 неделя (последняя неделя марта) | |
Каникулы летние | 3 месяца (июнь- август) | |
Учебная неделя | Продолжительность учебной недели — 6 дней | |
Режим работы в каникулярное время (осенние, зимние, весенние) | Расписание не меняется
Допускается смена форм организации учебного процесса Допускается проведение занятий с несколькими группами одновременно Активизируется работа с родителями, проводятся массовые мероприятия различной направленности и пр. |
|
Режим работы в период летних каникул | Расписание занятий меняется
Формируются сводные группы из числа обучающихся. По отдельному плану ведется работа со школьными оздоровительными лагерями (кружковая деятельность, массовые мероприятия) Проводится рекламная кампания по комплектованию учебных групп на новый учебный год |
Условия реализации программы
Реализация данной программы подразумевает наличие следующих основных составляющих компонентов:
Материально-техническое обеспечение
- Специального кабинета, оборудованного специальной мебелью: шкафами для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочими столами
- Доска настенная 1-элементная.
Информационное обеспечение
- Оборудования: мольберты, компьютер, проекционное оборудование, музыкальный центр, доска для оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных размеров.
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), стаканчики-непроливайки для воды, палитры.
- Изображения предметов и явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации) и последовательности выполнения работ; репродукций картин; альбомов с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием образовательной программы.
- Видеофильмы, презентации, аудиозаписи.
- доступ к сети Internet.
Кадровое обеспечение
Адоптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество своими руками»реализует один педагог дополнительного образования.
Педагогический мониторинг и формы аттестации
Для текущего и промежуточного контроля знаний и умений по итогам изучения каждого раздела проводятся анализ деятельности, показ достижений, рефлексия, самостоятельная творческая работа под руководством педагога.
Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется так же по качеству изготовления работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях.
Методическое обеспечение программы:
№ | Наименование разделов тем | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Введение в образовательную программу | · Эвристическая беседа | · Демонстрационные и наглядные материалы | |
2. | Художественные техники (нетрадиционное рисование) | · Комбинированные занятия
· Практические занятия · Конкурс · Выставка |
· Произведения изобразительного искусства
· Разноцветные геометрические фигуры для составления схем, · Наборы для детского творчества, · Музыкальные и художественные произведения |
Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
3. | Природный и бросовый материал | · Виртуальные экскурсии
· Исследование · Творческая визуализации · Творческая мастерская · Презентации. |
|
Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
4. | Пластилиновая фантазия | · Учебная игра
· Традиционная форма занятия · Комбинированная занятия |
· Образцы «пластилиновой живописи»
· Репродукции скульптур · Шаблоны · Образцы игрушек, работ из теста Схемы «последовательность лепки» |
Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
5. | Бумажные фантазии | · Традиционные занятия
· Комбинированные и практические занятия · Выставки |
|
Участие в конкурсах различного уровня, Мини-выставки |
7 | Итоговое занятие | Закрепления ранее приобретенных знаний и умений | Работа с демонстрационным материалом. | Итоговая аттестация. |
Нормативно-правовые документы
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ №09-3242 от 18.11.2015).
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 о направлении методических рекомендаций).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1725-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41);
- Устав МАУ ДО Центр развития творчества детей и юношества «Советский».
Литература для педагога
- Агапова И., Давыдова М., «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ.ХХI век» Москва, 2007г.
- Выгонов В. В., Галанова Т. В., Гончар Р. Н. «Поделки из разных материалов» — М.: П44 АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008 г.
- Гульянц З. К., «Что можно сделать из природного материала», М: «Просвящение», 1991 г.
- Долженко Г.И., «100 оригами». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль, 2002 г.
- Доронова Т. Н., Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – Москва: Школьная пресса, 2005 г.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Кобитина И.И., «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001г.
- Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005 г.
- Коньшева, Н.М., Лепка в начальных классах. /Н.М. Коньшева. — М.: Просвещение, 2005 г.
- Корнева Г., «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург, 2001г.
- Куцакова Л.В., «Творим и мастерим». Серия: библиотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва, 2010 г.
- Лыкова, И.А., Техника лепки. // Клепа № 1.- М.: Союз-К, 2012 г.
- Павлова О.В., Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Перевертень Г. И., «Поделки из скорлупы» — М.: «Издательство АСТ- сталкер», 2004 г.
- Хворостунина, С.А., Оригинальные поделки для дома./С.А. Хворостунина. — М.: Издательство Мир книги, 2010 г.
- Черныш И. В., «Забавные поделки к праздникам» — М.: «АЙРИС-ПРЕСС», 2004 г.