Проект Пешеходом быть наука Правила дорожного движения
Автор: воспитатель Василенко Елена Петровна.
МБДОУ ДС № 1 «Берёзка» г. Нижневартовск.
Проект «Пешеходом быть наука»
Проект по формированию правил безопасного поведения на дороге у старших дошкольников
Файл: проект
Проект по правилам дорожного движения
«Пешеходом быть наука»
(для воспитанников 5-7 лет)
Проект «Пешеходом быть наука»
«Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем.
Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать».
Возраст: старшая группа
Тип проекта: познавательно-игровой.
Сроки проекта: 1год(сентябрь 2018г — май 2019г)
Участники проекта: дети 5- 6 лет, воспитатели, родители.
Создание проблемы – Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Актуальность проекта. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов — доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Содержание образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» направлено на достижение цели по формированию навыков безопасного поведения через решение одной из важнейших задач, а именно через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
ФГОС говорят о том, что образовательная деятельность по данной образовательной области осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Эффективным методом обучения детей, дающим возможность актуализировать полученные знания, совершенствовать практические навыки, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности, является метод проектов.
В рамках реализации работы в этом направлении, мною был разработан образовательный проект «Пешеходом быть наука». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Метод проектов — совокупность учебно — познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
При построении работы я опиралась на требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, а также программу Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Образовательный процесс, согласно ФГОС, должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности должна быть игра.
Цель: Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
— Создать условия в группе для обучения детей правилам движения на улицах, дорогах, в транспорте.
— Способствовать формирования у родителей воспитанников ответственности за жизнь и здоровье детей.
— Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
— Формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге.
— Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.
Развивающие:
— Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни;
— Планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
— Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста.
Воспитательные:
— Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
— Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Образовательная деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:
- «Познавательное развитие» — (расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; совместное составление с детьми планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой).
- «Речевое развитие» — (чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал, использование во время образовательной деятельности художественного слова, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин, наблюдения на экскурсиях, беседы).
- «Физическое развитие» — (достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья).
- «Художественно – эстетическое развитие» — (использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада по данной теме).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Принципы построения проекта:
— принцип доступности;
— принцип последовательности и систематичности;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными, полоролевыми возможностями и особенностями детей;
— комплексно-тематический принцип.
Формы проекта: проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей:
— игровая (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
— коммуникативная (беседы, ситуативный разговор, загадки);
— трудовая (формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения);
— двигательная (подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования);
-познавательно-исследовательская (наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, работа с плакатами);
— музыкально-художественная (слушание, исполнение, праздник, развлечения);
— восприятие художественной литературы (чтение произведений, обсуждение, разучивание загадок, стихотворений);
— продуктивная (рисунок, лепка, аппликация, ручной труд).
Ожидаемые результаты:
- Расширены представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Развиты умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышены активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
- Развиты интегративные качества:
— «любознательный, активный» через заинтересованность новым в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;
— «способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительная работа
- Выбор и утверждение темы.
- Определение цели задач проекта.
- Подбор информационного материала, иллюстраций, научно – популярной литературы.
- Пополнение уголка в группе наглядным материалом.
- Создание картотеки игр.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Проведение анкеты с родителями.
- Обеспечение условий для реализации данного проекта.
- Осуществление контроля над реализацией проекта «Пешеходом быть наука».
2 этап. Основной этап
- Ознакомление дошкольников с художественными произведениями детских писателей.
- Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми.
- Организация выставок.
- Разучивание песен, хороводов.
- Экскурсии.
3 этап. Заключительный этап
- Презентация проекта на заседании педагогического совета.
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Внесение дополнений, поправок.
- Развлечение «Мы знатоки правил дорожного движения».
Интеграция образовательных областей
№ | Название образовательной области | Задачи | Содержание |
1 | Социально-коммуникативное развитие | уточнять и расширять знания об элементах дороги, о движении транспорта, о дорожных знаках, работе светофора и регулировщика;
продолжать знакомить с правилами пешеходов и пассажиров транспортного средства; знакомить с основами безопасности и правилами поведения на улице, формировать потребность вести себя в соответствии с общественными нормами; формировать знания о труде водителя, сотрудников ГИБДД. |
беседы, рассказы воспитателя; рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
целевые прогулки; использование ИКТ |
2 | Познавательное развитие | развивать любознательность и познавательную мотивацию, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. | беседы, рассказы воспитателя; рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
целевые прогулки; экспериментирование, моделирование, конструирование, использование ИКТ |
3 | Физическое развитие | Знакомить с играми-эстафетами по правилам дорожного движения; развивать двигательную активность детей. | подвижные игры, игры-эстафеты по правилам дорожного движения |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Продолжать развивать навыки театрализованной деятельности; развивать самостоятельную творческую деятельность воспитанников. | продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд); театрализованная деятельность |
5 | Речевое развитие | Формировать умение составлять устный рассказ по сюжетной картине; обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь. | чтение художественной литературы; составление рассказов по сюжетной картине; отгадывание загадок; сюжетно-ролевые игры |
План мероприятий по реализации проекта «Пешеходом быть наука»
№ | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная работа воспитателя
и детей |
Самостоятельная деятельность детей | Совместная работа с родителями |
1 | Социально-коммуникативное развитие «Транспорт» | Беседа «Как правильно вести себя на улице»
Чтение В.Арбекова «Про умных зверюшек» |
Рассматривание иллюстраций с видами улиц, перекрестков.
Сюжетно – ролевая игра«Регулировщик» |
Родительское собрание «Безопасность на дороге» |
2 | Художественно-эстетическое развитие «Транспорт» | Дидактическая игра: «Угадай транспорт»
Беседа «Правила дляпешеходов» Разучивание пальчиковой гимнастики «Светофор» |
Подвижная игра «Машина и пешеходы» | Консультация
«Дорога и дети» |
3 | Речевое развитие «Безопасность на дороге» | Чтение стихотворения «Шофером хочу быть» | Игра «Красный, желтый, зеленый».
Сюжетно-ролевая игра ««Мы автомобилисты» |
Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице» |
4 | Художественно-эстетическое развитие «Машины нашего поселка» | Дидактическая игра «Подумай-отгадай» | Игра «Запрещающие – разрешающие знаки» | Найти пословицы и загадки про дорожные знаки |
5 | Социально-коммуникативное развитие «Приключения Незнайки в городе» | Чтение «Сказка про дорожные знаки».
Беседа – рассуждение «Что случиться, если…» |
Прослушивание песни «Дорожные знаки» | Изготовление дорожных знаков. |
6 | Художественно-эстетическое развитие «Дорожные знаки» | Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль».
Разучивание физкультминутки «Шоферы». |
Штриховка — «Машина».
Настольно печатная игра «Дорожное лото» |
Папка-передвижка«Что должны знать дети о правилах дорожного движения» |
7 | Познание «Дети, автомобиль, дорога». | Беседа «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения»
Составление рассказов «Интересный случай на улице (дороге). |
Математическая игра «Автомобильная стоянка» | Встреча с сотрудником ГИБДД в рамках проведения акции «Дорога и дети» |
8 | Социально-коммуникативное развитие «Наша улица» | Чтение «Дорожная сказка».
Обыгрывание проблемной ситуации: «Помоги кукле перейти дорогу» |
Подвижная игра «Цветные автомобили» | Изготовление макета перекрестка. |
9 | Познание «По дороге в детский сад» | Чтение «Подарок от Зебры».
Обыгрывание проблемной ситуации: «Зайка на дороге» |
Сюжетно – ролевая игра: «Пешеходы» | Конкурс рисунков родителей с детьми «Это папа, это я, это улица моя» |
10 | Развлечение «Мы знатоки правил дорожного движения» | Дидактическая игра «Веселый жезл» | Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» |
Материально-технические ресурсы:
— уголок по правилам дорожного движения «Умный светофор»;
— дидактические и настольно-печатные игры;
— мультимедийное оборудование;
— художественная литература по данной теме;
— наглядно-дидактические пособия;
— наглядно-демонстрационный материал;
— игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобус, пожарные машины и т.д.);
— настольный макет;
— медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения»;
— картотека «Опасные ловушки»;
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
— картотека подвижных игр;
— методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Продукты проекта:
для детей:
-газета для любознательных родителей «Внимание!Дети!»;
-изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
для педагогов:
— информационный стенд «Состояние детского дорожного травматизма»
для родителей:
-совместное составление коллажа «Мой двор»;
Вывод: Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2007.-144с.
- Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., Просвещение, 2010. — 94с.
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С-П. Детство – Пресс, — 96с.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. С-П. Детство – Пресс, 2010.- 64с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 321 с.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2008. — 64с.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96с.
- Полынова В.К., Дмитренко З.С., Подпригорова С.П. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста С-П. Детство – Пресс, 2010.-240с.
- Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года» (с изменениями на 30 сентября 2013 года). [Электронный ресурс]
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». [Электронный ресурс]
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет М.: ТЦ «Сфера», 2014.- 80с.
- Фролова Н.В. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России. Анализ современных программ. [Электронный ресурс]
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007. — 80с.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 79с.