Исследовательская работа по литературе
Руководитель: учитель русского языка и литературы Ахрютина Марина Валентиновна.
Авторы: 6 класс Анохина Юлия, Купцова Мария.
МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского» с.Ижевское Спасский р-н, Рязанская обл..
«Образ Бабы Яги в народных сказках»
Файл: исследовательская работа
Исследовательская работа по литературе на тему
«Образ Бабы Яги в русских сказках»
Тема: «Образ Бабы Яги в русских сказках»
Введение
В мир сказок мы втупаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.
Русская волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветками детей, убегающих от посланных Бабой Ягой гусей-лебедей. А кто такая Баба Яга? Слушая сказки, мы привыкли считать её необходимым персонажем.
Что в этом мифологическом существе такого, что пугает, но одновременно и притягивает к сказкам слушателей и читателей?
Цель нашей работы: на примере сказок А.Н.Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
• Найти истоки образа Бабы Яги;
• Показать связь образа Яги с одноногими божествами;
• Установить генеалогию образа;
• Проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых;
• Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы Яги по отношению к сказочному герою.
Для решения поставленных задач в работе мы использовали методы наблюдения, классификации, обобщения.
Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева, русские народные сказки.
«Портрет» Бабы Яги.
Бабба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря-энциклопедии Britannica, то можно найти информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга — это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребёнок был бы очень расстроен и обделён, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, родственный русской Бабе Яге.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна – сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Баба – первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.
У неё необычная, чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга, костяная нога. ( «Иван Быкович»).
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).
Вошёл в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).
В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист – ясный сокол»).
Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).
Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит – поворачивается. («Гуси-лебеди»).
Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.
Так в сказках она ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), чёрных котов, воронов; считалось так же, что у неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила ( например, сказочный кот Баюн, наделённый голосом, слышимым за семь вёрст, и способный своим мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Такой образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках.
Исследуя образ Бабы Яги, мы обнаружили, что волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.
1.Яга-воительница.
Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в её царство богатырей, причём, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Её «рать — сила несметная».
…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба Яга»).
2.Яга – похитительница.
Это наиболее распространённый образ, характерный для сказок северных областей.
В сказках Яга часто похищает дете и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о Яге-похитительнице возникли на снове древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своебразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы, вместо них «родились» мужчины, войны и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по- видимому, мужчина, охотник.
Однако могла руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мёртвых.
3.Яга-дарительница.
Этот образ целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов.
Пошла Марьюшка, а лес стал ещё темнее. За ноги её цепляет, за рукова хватает… идёт Марьюшка, идет и назад не оглянётся.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнём горит.
Говорит Марьюшка:
— Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.Сама чёрная, а во рту клык торчит.
Увидела Баба Яга Марьюшка, зашумела:
— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
— Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола.
— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
— Спасибо тебе, бабушка!
— Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста-ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли – да все на Марьюшку. («Финист-ясный сокол»,русска народная сказка).
Такой нам с детства знакома Баба Яга.
а) Яга-советчица.
Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
— Послушай же, ступай по тропинке и дойдёшь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»).
б) Яга-повелительница.
Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» повелевает волками, медведями, другим лесным зверьём).
…Баба Яга вышла и сказала своей работнице:
— Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри хорошенько. («Баба Яга»)
…Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь». («Василиса Прекрасная»).
в) Яга-охранительница (покровительница).
Следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и прочее) за похождениями героя.
4.Яга-прародительница.
Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка. (Сказка «Баба Яга»).
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги:
• Ягишна, ведьма;
• Старуха, колдунья, бабка.
А иногда — мужские: Кощей; колдун; старик Сам с ноготок, борода с лоток; леший; Идолище Поганый; Морозко.
Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстаёт как похититель девицы, а иногда – как пленник суженной главного героя, случайно освобождённый любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.
Анализ результатов исследования
Таким образом, в прочитанных сказках Баба Яга представляется старой, неопрятной женщиной, одетой в лохмотья, с растрёпанными волосами, длинным носом. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо дверей — ноги, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково, называя её «бабушка». Баба Яга помогает им, если они заслуживают это. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной — падает в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке — даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущим, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Она обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знаний, помогающих главному герою одолеть своего противника («Царевна — лягушка»).
На основе проделанной работы можно сделать вывод о сущности Бабы Яги:
• она испытывает людей, наказывает их, губит, одаривает путеводной нитью, дает советы, которые способствуют достижению цели;
• «чует сердцем», а значит — ведает судьбой;
• Баба Яга губит непокорных людей, похищает и ест детей и людей;
• связана с ночью и тьмой, огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром, ей служит черный кот;
• она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);
• живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома — ограда из черепов Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик);
• служат ей дикие звери, гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
• Баба Яга летает на ступе, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией. Она ведает огнем (глаза черепов в ограде);
• Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Таким образом, исследование показало, что Баба Яга — вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти Морена. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Заключение.
В процессе выпонения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывать в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» её родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Всё это позволило лучше понятьи принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.
Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна,отзывчива на чужую беду. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Литература.
1.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки».-М.: Просвещение,1999;
2.«Гуси-лебеди»: фольклор для дете от колыбельных до былин/ сост., вступ.ст. и коммент. В.И.Калугина. – М.: Правда, 1990;
3.Пропп В.Я. «История изучения сказки».- Просвещение,1986;
4.Пропп В.Я. «Поэтика фольклора». – М.: Просвещение,1996;
5.Томашевский Б.В. «Теория литературы. Поэтика». – М.: Аспект-Пресс,1999.
6.Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль – М.: Мир книги, 2002.