Безопасное образовательное пространство в ДОУ
Автор: старший воспитатель Букарева Ирина Александровна.
МБДОУ Детский сад № 226 город Уфа.
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.В работе раскрыты аспекты обеспечения безопасности образовательного пространства в ДОУ
Файл: методическая разработка
Методическая разработка
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенная задача нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:
- Охрана жизни и здоровья детей.
- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Действия руководителя ДОУ по обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:
- Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
- Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
- Целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ.
Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ — создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
- Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.
- Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
- Профилактика производственного травматизма.
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима. Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города.
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании – это, прежде всего:
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Научно-методическое сопровождение. Разработка программ и рекомендаций.
- Аттестация рабочих мест по условиям труда.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач не- обходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.
Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями:
- Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма).
- Пожарная безопасность.
- Антитеррористическая защита.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
С чего начинать работу:
Для достижения поставленной цели необходимо:
- Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.
- Алгоритм действий при организации работы по охране труда в ДОУ.
Заведующий:
1.Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.
2.Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.
3.Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте. 4.Утверждает положение об организации охраны труда
5.Утверждает положение о службе охраны труда.
6.Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.
7.Организует обучение по охране труда работников ДОУ.
8.Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.
9.В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда.
10.Организует предварительные и периодические медосмотры работников.
11.Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда.
12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.
13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.
14.Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.
15.Совместно с профкомом подводит 1 раз в полугодие итоги выполнения соглашения по охране труда.
Заместитель заведующего по административно — хозяйственной работе (завхоз)
1.Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.
2.Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.
3.Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.
4.Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.
5.Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.
6.Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.
7.Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.
8.Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей.
9.Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.
Старший воспитатель
1.Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий образовательного процесса.
2.Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
- Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала. 4.Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистра- цию.
5.Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
6.Контролирует наличие и исправность учебного оборудования для проведения образовательного процесса.
7.Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.
8.Участвует в расследовании несчастных случаев с воспитанниками.
Воспитатель
1.Соблюдает правила по технике безопасности при проведении образовательного процесса.
2.Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время образовательного процесса.
3.Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.
4.Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса.
5.Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.
6.Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.
7.Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.
Медицинский персонал
1.Организует и проводит мероприятия производственного контроля.
2.Огранизует и контролирует проведение мероприятий по закаливанию и оздоровлению детей.
3.Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками.
4.Углубленный медицинский осмотр воспитанников.
5.Профилактический осмотр сотрудников (1 раз в полугодие).
6.Проведение вакцинации.
7.Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи. 8.Контроль питания воспитанников.
9.Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ, ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — главной целью по охране труда работников, жизни и здоровья детей в детском саду является создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, при- смотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В связи с этим проводятся следующие мероприятия:
- Приказом заведующего введен контрольно-пропускной режим.
- 2 раза в год осуществляется административно-общественный контроль. Цель которого – проверка со- блюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время реализации воспитательно- образовательного процесса.
- В каждой группе имеются медицинские аптечки, термометры для определения температуры воздуха в помещении и на улице.
- Для обеззараживания воздуха в саду имеются бактерицидные лампы.
- Своевременная замена столовой посуды.
- Изъятие из обращения сломанных игрушек.
- На все игрушки имеется сертификат качества.
- На физкультурное оборудование имеется акт готовности.
- На прогулочных площадках игровое и физкультурное оборудование (скамьи, горки, песочницы и т.д.) надежно закреплено.
- Прогулочные площадки, веранды безопасны для прогулок, т.е. нет опасных для детей предметов (гвоздей, досок, стекла и т.д.), проводится ежедневная уборка территории.
- Проводится совместная работа педагогов и родителей направленная на формирование личности безопасного типа (безопасной для других и для себя в результате случайных стечений обстоятельств, пред- намеренных или непреднамеренных действий детей — столкновения во время бега, падение во время игр, защемление конечностей, бросание друг в друга предметов).
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
В ДОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса.
Совместно с ГО и ЧС и ОВД города:
- Разрабатывается план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Разрабатываются инструкции о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.
- Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.
- Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.
- В детском саду разрабатывается Программа обучения по охране труда работников МДОУ.
- Проводятся беседы и практические занятия с детьми на нахождение бесхозного предмета и действие в случае возникновения ЧС.
- В детском саду ведется дежурство дежурных администраторов, назначенных приказом заведующей.
- В детском саду необходим пропускной режим.
- В каждой группе должна быть информация по действиям в случае ЧС.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (Правила противопожарного режима №390 от 25.04.2002 г.). В ДОУ разрабатывается:
- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности. Противопожарный режим. План противопожарных мероприятий.
- Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.
- Установлена автоматическая пожарная сигнализация со звуковым и голосовым оповещателем.
- Проводятся работы по замерам сопротивления.
- ДОУ должно быть полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
- За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно-технического минимума.
- Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения по- жара совместно со специалистами пожарной части.
- Наличие планов эвакуаций.
- В группах оформляются уголки безопасности для детей и информация для родителей в приемных.
- Воспитатели проводят как беседы, так и занятия с детьми на тему пожарной безопасности в детском саду и дома, проходят выставки рисунков.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить — взрослый человек. И единственным способом — своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходима следующая работа:
- Установление межведомственного взаимодействия дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.
- Вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.
- Разработка и эффективное использование в работе перспективного планирования.
- Изготовление макетов дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения.
- Оформление стендов для детей и родителей по вопросам ПДД.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются:
- процесс адаптации при поступлении в ДОУ;
- уровень развития коммуникативных навыков;
- уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;
- отсутствие отклонений в поведении.
Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
- Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
- Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
- Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.