Программа гражданско – патриотического воспитания
Автор: воспитатель ДОУ Горшенина Елена Николаевна.
МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольск Саратовская область.
Программа гражданско – патриотического воспитания « Маленькие граждане России»
Cоздание системы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Файл: программа
Программа гражданско – патриотического воспитания
«Маленькие граждане России»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государств были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов гражданско-патриотического воспитания –проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Основная цель,
которую я ставила перед собой-создание системы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи работы:
- Разработка методических материалов по теме “Гражданско-патриотическое воспитание детей старшегодошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
- Создание полноценной предметно-развивающей среды;
- Реализация проектов по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Основной метод
– проектный с использованием интеграции как одного из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
В процессе реализации задач методической разработки можно получить следующие результаты:
-повысить уровень развития дошкольников;
— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятием «человек»,«труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др.. Отсюда можно сформировать цель и задачи нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников.
Цель: воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
— воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн)
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи должны осуществляться во всех видах детской деятельности(на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.
В процессе воспитания очень важен учёт возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (горд, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально – культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.
На практике я убедилась, что через экскурсии, н.о.д., встречи с интересными людьми дети постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение художественной литературы, беседы, труд, игровую деятельность.
Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать те, которые помогут педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:
— «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
— непрерывность и преемственность педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребёнку;
— рациональное сочетание разных видов деятельности;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
Направление «Семь Я»
Цель: осознание детьми семьи какважнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей
Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе
Формы работы: беседы, родительские собрания, индивидуальные работы, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Направление «Родной город Вольск»
Цель: воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края
- Воспитывать у детей позицию «Я – житель Саратовского края»
- Формировать экологическое поведение
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми.
Направление «Герои – земляки»
Цель: осознание детьми ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам.
Направление « Москва. Россия»
Цель: формирование гражданской направленности личности, любви и гордости за свою страну.
Задачи:
- Формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
- Воспитывать у детей позицию «Я – гражданин России»
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины.
Направление«Космос»
Цель: формирование системы знаний о достижениях своей страны в космической области.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о космосе;
- Познакомить детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
- Вызвать интерес у детей к науке астрономии.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, предметные недели, игры.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей старшего дошкольного возраста.
- Систему тематических бесед, творческих встреч.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
Направление « Семь Я»
Проект
«Семь Я»
в старшей группе №5 МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Вольска Саратовской области»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории
Горшенина Е.Н.
ноябрь 2018-май 2018
Технологическая карта проекта:
Творческое название проекта: «Семь Я».
Тип проекта: информационно — практико – ориентированный.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Исполнители: дети старшей логопедической группы (5-6 лет), воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (с ноября по май).
Актуальность:
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно — ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3) У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5) Родители часто недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями, формировать у детей восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
8) Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
9)Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно-диагностический (ноябрь).
2 этап — формирующий (ноябрь-апрель)
3 этап — обобщающий (май).
Презентация проекта: Открытый урок «Семь Я».
Обоснование актуальности проблемы
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление важности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей — сверстникам, их родителям и окружающим людям;
— воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения — актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
— корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
— семья – хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются модели поведения, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
Во многих семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семь Я» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и часто отсутствием в детских садах педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в детском саду условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и детского сада.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость:
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Гипотезы исследования:я предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
— формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в детском саду;
— воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей;
— разработать систему сотрудничества педагогов и семьи;
— деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
Новизна:
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно — ценностных ориентаций, духовно — нравственному развитию.
Психолого-педагогические основы:
Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
— организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская);
— ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
— признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
— значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);
— применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
Принципы построения общей дидактики:
— Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится ребёнок, который проявляет свою активность.У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
— Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие детей с педагогом, с родителями и между собой).
— Принцип опоры на субъективный опыт детей (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
— Принцип учёта индивидуальности детей: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
— Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
— Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
— Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих детей мобилизующим фактором).
Этапы реализации:
1 этап — организационно — диагностический (ноябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкета для родителей разработала Горшенина Е.Н.- воспитатель высшей категории; Тест для детей «Рисунок семьи» — Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей» — книга для родителей и воспитателей.
На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники старшей группы, педагоги, родители и воспитатель. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап — формирующий (ноябрь-апрель).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми будут проводиться занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап — обобщающий (май).
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме открытого занятия «Семь Я». Были организованы выставки творческих работ детей: портретные галереи «Наши мамы», «Мой папа — самый лучший», «Моя семья», конкурсы «Моё родословное дерево», «Лучшая выпечка». Дети совместно с родителями подготовили рассказы о прадедушках – ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Технологии:
Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео-просмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности — играя.
Проблемно — поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы «Лучший рецепт выпечки», «Моё родословное дерево»; выпуск газет « Мы с мамой кулинары», «Вечная память. 9 Мая», чаепитие с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании детей»; анкетирование; открытое занятие «Сердце семьи»
Методы и приемы:
- Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
— метод сравнения
— элементарный анализ
— метод моделирования и конструирования
— метод проектной деятельности
— метод вопросов — постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
— метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
- Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
— игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
— сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
- Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
— прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании
— беседа – является связующим звеном
- Методы коррекции и уточнения:
— повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
— метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Результативность:
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов школы с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — педагог» и «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно — развивающей среды в группе.
Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.
Организации выставки в группе.
Рекомендации:
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в детском саду и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семь Я» в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Вольска Саратовской области»
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
Ноябрь. | Анкетирование родителей и диагностика детей | |||
1 и 2 неделя ноября
Моя семья |
1. Познавательный час «Моя семья».
2. Рисование «А у нас дружная семья!». 3. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье» |
Беседа на тему: «Кто это такие – родные, друзья, соседи?», «Традиции нашей семьи».
Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» |
Рассказы и рисунки детей: «Моя мамочка» | Консультация «Главные условия воспитания детей в семье» |
3 и 4 неделя ноября
Члены моей семьи |
1. Познавательный час «Что я знаю о себе»
2. Познавательный час «Кто живёт со мной» |
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери» Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина. |
Формирование фотоальбома своей семьи. | Презентация «История возникновения праздника «День матери» |
Декабрь.
Наши имена и фамилии |
1. Познавательный час «Наши имена»
2. Окружающий мир «Наши фамилии» |
Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактическая игра: «Придумай фамилию» |
Конкурс « Мы встречаем новый год» (новогодние поделки) | Личные консультации «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» |
Январь. Родительский дом – начало начал | 1. Рисование «Мой дом»
2. Познавательный час «Береги свой дом» |
Беседа на тему: «История моего дома»,
«Мой дом — моя крепость» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Пальчиковая игра: «Строим дом» |
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» | Консультация «Как дети создают конфликты между родителями» |
Февраль.
Мой папа Защитник Отечества |
1. Познавательный час «Защитники Отечества»
2. Лепка «Портрет моего папы» |
Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества
«Мой папа самый лучший» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». |
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Беседа с папой или дедушкой «Как я служил в армии» |
Совместный с папами праздник «Мой папа молодец!» |
Март. Моя мама. |
1. Ознакомление с художественной литературой «Как аукнется, так и откликнется»
2. Рисование «Портрет мамы» |
Беседа на тему: «Что любит моя мама»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ — «Моя мама красавица» |
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта | Индивидуальные консультации: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
Апрель. Профессии моих родителей | Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд». Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» |
Конкурс: «Лучший рецепт выпечки» для создания кулинарной газеты «Мы с мамой кулинары»
Чаепитие с родителями |
Индивидуальные консультации: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» |
Май. | Оформление выставки рисунков «Моя семья» | Составление рассказов о прадедушках – ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Конкурс «Моё родословное дерево» Открытое занятие для родителей «Семь Я» |
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей» |
Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»
Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.
- С кем ты живёшь?
- тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?
- Да
- Не всегда
- Нет
- Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?
- Да
- Не всегда
- Нет
- Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?
- Да
- Не всегда
- Нет
- Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
- Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье?
- Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?
- Часто
- Иногда
- Редко
- Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
- Часто
- Иногда
- Редко
- Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?
- Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль
- Отошлют к другому родителю
- Не захотят слушать совсем.
Направление «Космос»
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста
«Большое космическое путешествие»
в старшей группе №5 МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Вольска Саратовской области»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории
Горшенина Е.Н.
февраль – апрель 2018 года
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Большое космическое путешествие».(Презентация 1)
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
Одной из ступеней нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Родиной — Россией, с замечательными людьми, населяющими ее.
Любовь к Родине — самое великое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, надо знать не только тех, кто живет рядом с нами, но знаменитых соотечественников своей страны
Дети должны знать, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы. Они должны знать, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете «Восток», был россиянин и гордиться тем, что они тоже россияне.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
— название планеты, на которой мы живем;
— названия планет солнечной системы;
— благодаря чему существует жизнь на Земле (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
— название спутника Земли;
— Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца;
— почему бывает день и ночь, зима и лето;
— имена первых космонавтов (гордиться тем, что они россияне);
Итоги работы по проекту:
— составить рассказы по картинному плану и сделать иллюстрации к рукописной книге «Этот загадочный мир»;
— изготовить модуль «Планеты солнечной системы»;
— праздник «Большое космическое путешествие».
Цель: В игровой форме дать детям знания о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о космосе;
- познакомить детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
- вызвать интерес у детей к науке астрономии.
Коррекционные:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- активизировать словарный запас по теме «Космос»;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
- создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.
Система взаимодействия специалистов ДОУ в процессе работы над проектом
Таблица. Схема реализации проекта через разные образовательные области
Образовательные области | Виды деятельности |
Социализация | 1. Сюжетно-ролевые игры: [6]
— «Поликлиника для будущих космонавтов»; — «Космодром». 2. Дидактические игры: «Земля — планета, на которой мы живем»; — «Наблюдатели»; — «Звезды»; — «Почему звезды такие разные?»; — «Ракета»; — «Как устроен дом космонавтов?». 3. Подвижные игры: — «Тренировка на внимательность»; — «Быстро найди свою команду»; — «Быстро найди свое место в космическом корабле»; -«Партнеры». 4. Видеотека: — «Астрономия для самых маленьких» (мультфильм); — «Планеты Солнечной системы» (Презентация 2); — «Как Колобок небесную сестрицу догонял» (Презентация 3). 5. Создание групповой библиотеки: книги о Космосе, о космонавтах; иллюстрации; наборы открыток. |
Труд | Изготовление бумажного тоннеля « Планеты Солнечной системы» (совместное творчество) |
Познание | Сенсорное развитие:
— узнай космический корабль по силуэту. — найди отличия — найди две одинаковые ракеты — конструирование ракеты из спичек — конструирование ракеты из геометрических фигур Формирование целостной картины мира, расширение кругозора — Практическое исследование: «Почему бывает день и ночь?» |
Коммуникация | Занятия:
-«Путешествие на планеты Солнечной системы»; (Приложение 2) — Пересказ рассказа «Солнце» М. Булла ; (Приложение 3) — Пересказ сказки «Как колобок небесную сестрицу догонял»; (Приложение 4) — Занятие «Космическое путешествие»; (Приложение 5) — Космическая игра-путешествие «Помоги космонавту добраться до корабля». (Презентация 4) |
Чтение художественной литературы | 1. Чтение рассказов:
— «Почему солнце всходит и заходит» М. Булл — «Про Белку и Стрелку и их путешествие» М.А. Познанская 2. Заучивание стихов, считалок: — «По порядку все планеты» А. Хайт — «Сатурн» Р. Алдонина — «На луне жил звездочет» — «Комета» Г. Сапгир 3. Загадки на тему «Космос» |
Художественное творчество | Рисование на тему «Этот загадочный космос»
2. Лепка «Путешествие на луну» |
Взаимодействие с родителями | Сотворчество детей, родителей и педагогов:
— Рисунки для выставки — Конкурс — выставка «Этот загадочный космос». — Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. — Поиск материала по теме «Космос» (с помощью родителей). |
Работа над проектом проводилась при непосредственной помощи родителей и педагогов, работающих на группе. За этот период дети много узнали о космосе, с огромным удовольствием вместе с родителями искали материал в библиотеке и в интернете, делали рисунки и поделки из бросового материала, готовясь к выставке. Вместе с воспитателями изготовили бумажный тоннель «Планеты Солнечной системы». Итогом работы над проектом была конкурс — выставка «Этот загадочный космос».
Литература.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. Грамматика в картинках.- СПб., 2005.
- О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Скоролупова О., Федина Н.. //Дошкольное воспитание, 2010. №5. — С40-45.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. — М., 2010.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». М., 2003.
- Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. — М., 2003.