Квест-игра Городок есть на Волге старинный
Автор: педагоги дополнительного образования Кузнецова Марина Илларионовна, Кузнецова Елена Илларионовна.
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области Центр детского и юношеского туризма и экскурсий город Ярославль.
Квест-игра «Городок есть на Волге старинный»
Квест-игра по станциям с выполнением заданий краеведческой направленности
Файл: квест-игра
Методическая разработка
квест-игры «Городок есть на Волге старинный»
Цель:
– воспитание у обучающихся любви к малой родине, чувства патриотизма.
Задачи:
– пробудить познавательный интерес к изучению города, к умению сопоставлять факты местной и общей истории;
– воспитывать краеведческую культуру обучающихся, направленную на изучение и сохранение культурного наследия края;
– выработать умение самостоятельно работать в поисках решения;
– выработать умение работать в команде.
Актуальностьигры заключается в том, что в связи с юбилеем города в 2018 году возрастает интерес к истории города, к народным промыслам, знаменитым землякам. Квест-игра «Городок есть на Волге старинный» способствует популяризации и пропаганде краеведческих знаний среди обучающихся, воспитанию чувства гордости за свой город, его историю, его старинное название (Романов-Борисоглебск), в основу которого легли имена трех русских святых: Бориса, Романа и Глеба.
Методические рекомендации
Место проведения: квест-игру можно проводить как в помещении (школа, учреждение дополнительного образования и т. д.), так и на местности: улицы города, городской парк и т. д.
Для проведения игры организаторы выбрали старую часть города. Станции расположены в исторических и памятных местах:
«Их именами славен край» — у вечного огня, на аллее славы.
«Что Романов-городок своим именем нарек» — Юбилейная площадь.
«Древних храмов позолота» — площадка перед Воскресенским собором.
«Тихие улочки старого города» — пересечение улицы Ярославской и Косого переулка.
«Листая времени страницы» — в парке Советского периода,
«Крестьянский быт» — площадка перед экспокомплексом «Борисоглебская сторона».
Участники игры: обучающиеся 6 – 8 классов. Если участники – дети младших классов, можно упростить задания.
Продолжительность игры: в помещении – 1 час, на местности – 1,5 -2 часа.
Формы и методы реализации
Краеведческое мероприятие «Городок есть на Волге старинный» проходит в виде квест-игры, которая включает в себя разнообразные задания, выполняемые на станциях. За правильно выполненное задание команда получает кусочек старинной карты. Если задание не выполнено или выполнено не полностью, команда вместе с кусочком карты получает 5 минут штрафа.
Результативность
Игра способствует созданию атмосферы здорового соперничества, сплочению детских коллективов.
Область применения: квест может быть проведен для объединений туристско-краеведческой направленности, туристской группы во время похода; для участников летних оздоровительных лагерей, спортивных лагерей, лагерей актива.
Необходимое оборудование:
– секундомер или часы с секундной стрелкой для отсечки времени на станциях;
– карточки с заданиями;
– карты-схемы маршрута;
– маршрутные листы с указанием станций.
Условия игры
- В игре участвуют команды по 4 человека. Количество команд не ограничено.
- Каждая команда на старте получает карту-схему маршрута с обозначенными на ней красными кружками станциями. Проходить маршрут необходимо строго в заданном направлении.
- Команды стартуют раздельно с интервалом в 5 минут.
- Контрольное время на каждой станции 5 минут.
- Команда, выполнившая задание правильно в отведенное время, получает кусок карты. Если же команда не справилась с заданием, она получает кусок карты со штрафом 5 минут (штраф заносится в маршрутный лист).
- На обратной стороне каждого куска карты — строка из загадки, которую командам предстоит разгадать на последней станции.
- На последней станции команды должны сложить куски карты, прочитать загадку и предполагаемый ответ написать на маршрутном листе.
- Команда-победительопределяется по наименьшему затраченномувремени.
Станции:
«Их именами славен край»
Команда разгадывает кроссворд «Герои-земляки».
«Что Романов-городок своим именем нарек»
На листе бумаги таблица (9 клеток), в каждом ряду которой изображения брендов города. То, что не является брендом, нужно вычеркнуть.
«Древних храмов позолота»
Команда получает карту-схему города и 10 картинок с номерами (фотографии храмов города). На карте необходимо написать номера храмов в тех местах, где они находятся.
«Тихие улочки старого города»
На листе бумаги – таблица с названиями улиц города, новыми и старинными. Стрелками нужно соединить названия.
«Листая времени страницы»
Команде предлагается тест с вопросами по истории города. Необходимо отметить правильный ответ.
«Крестьянский быт»
В трех таблицах – определение предметов крестьянской утвари, одежды, блюд русской кухни. Необходимо из предложенных слов выбрать правильные и записать напротив каждого определения.
Приложение 1
Приложение 2
Старинная карта, которую собирают участники квеста
Приложение 3
Обратная сторона карты
из земли взяли |
на огне грели |
опять в землю положили |
а как вынули — |
стали бить |
чтобы мог говорить |
Приложение 4
Станция «Их именами славен край»
Кроссворд «Герои – земляки»
По горизонтали
- Герой Советского Союза, летчик-капитан, родом из поселка Константи-новский. В совершенстве владел искусством воздушной разведки в тылу противника.
- Маршал Советского Союза, родом из деревни Андроники Ярославской области. Начальник штаба Закавказского и Крымского фронтов. С 1943 года – командующий 3-им, 4-ым Украинскими фронтами. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно.3. Механик-водитель танка, гвардии сержант, кавалер 3-х орденов Славы. Принимал участие в разгроме врага под Сталинградом, на Орловско-Курской дуге. За боевые подвиги награжден орденами Славы II и III степени.
- Генерал-майор, заместитель командующего 5-й ударной армией, участвовал в Берлинской операции, командовал 25-м стрелковым корпусом.
По вертикали
- Военный летчик, повторивший подвиг Николая Гастелло.
- Генерал-лейтенант медицинской службы, военный хирург отдельного хирургического отряда, с 1942 года – главный армейский хирург 5-й армии.
- Генерал-майор артиллерии. За успешные действия по взятию Берлина был награжден высшим полководческим орденом – орденом Суворова, а дивизия получила название Берлинской.
- Генерал-майор, участвовал в Курско-Белгородской операции, в форси-ровании Днепра, в Ясско-Кишиневской операции. За героизм и мужество при форсировании Дуная был удостоен звания Героя Советского Союза.
Приложение 5
Станция «Что Романов-городок своим именем нарек»
Приложение 6
Станция «Тихие улочки старого города»
Соедините стрелками бывшие и современные названия улиц
улица Даниловская |
улица Петра Шитова |
улица Крестовоздвиженская |
улица Панина |
улица Луначарского |
улица Романовская |
улица Ярославская |
улица Рыбинская |
улица Полевая |
улица III Интернационала |
улица Кирова |
улица Красноармейская |
Приложение 7
Станция «Листая времени страницы»
Вопросы по истории города
- О гербе какого города идет речь: «В центре стилизованного щита изображен стоящий на задних лапах медведь с секирой, вокруг которого гирлянда распустившихся цветов, на каждом из которых буквы из названия города…»
а) Романов
б) Борисоглебск
в) Романов-Борисоглебск
- В каком сражении принимала участие романовская рать в XIV веке?
а) В Куликовской битве романовские воины бились с ордынцами
б) В мятеже с польско-литовскими интервентами
в) В сражении с крестоносцами на Чудском озере
- Что называлось «романовками» в Борисоглебской слободе?
а) Знаменитая порода овец
б) Быстроходные речные суда
в) Романовские дубленки и шубы
- Почему Борисоглебская слобода в XV – XVIII веках называлась «дворцовой ловецкой слободой»?
а) Разводили рыбу в больших количествах
б) Жители обязаны были поставлять рыбу для царского двора (рыбный оброк)
в) Отлавливали каторжников, беглых на этой территории
- 5. Чьим указом Борисоглебская слобода стала городом?
а) Екатерины II, в 1777 году
б) Петра I, в 1704 году
в) Ивана Грозного, в 1563 году
- По какой причине Екатерина II выслала потомков ногайских мурз из Романова в Кострому?
а) Не платили дань
б) Жестоко обращались с крестьянами
в) Не приняли православие
Приложение 8
Станция «Крестьянский быт»
Выбери название блюда и вставь в таблицу: кутья, расстегай, кулич, козуля, заваруха.
№ | Название блюда | Пояснение |
1. | Овсяная, ржаная, пшеничная кашка; в пустой горшок льют кипяток и сыплют под мутовку муку. Её едят холодной с постным маслом или поджаривают на сковороде. | |
2. | Пасхальный хлеб; печется на дрожжах, сдобный, с миндалем, изюмом. |
Выбери название одежды и вставь в таблицу: епанча, казакин, камзол, охабень, зипун.
№ | Название одежды | Пояснение |
1. | В прошлом русская крестьянская верхняя одежда из грубого домотканого сукна, типа кафтана, без воротника, с длинными рукавами или без них и раскошенными книзу полами. | |
2. | Мужская длинная просторная одежда с откидными рукавами, столь длинными, что они были вровень с подолом. Одежда имела большой отложной воротник прямоугольной формы. Его расшивали шелком и золотыми нитями, украшали пуговицами из драгоценных камней и металлов. Так как рукава имели чисто декоративный характер, то на уровне локтя в них делали прорези для рук. Одевали поверх кафтана. |
Выбери название предмета домашней утвари и вставь в таблицу: грохот, ендова, квашенник, ставец, гребень.
№ | Название предмета утвари | Пояснение |
1. | Большой широкий округлый сосуд, деревянный или медный, с носиком, употреблявшийся в крестьянском быту во время коллективных трапез для розлива вина, пива, браги. | |
2. | Большое решето из проволоки для просеивания намолоченного хлеба, очистки его от крупных примесей (камешков и проч.) |
Приложение 9
Станция «Древних храмов позолота»
Приложение 10
Станция «Древних храмов позолота»
Храмы города, которые нужно расположить на карте