Открытое мероприятие с родителями воспитанников
Автор: классный руководитель Лобанова Ксения Васильевна.
МАОУ СОШ №22 г.Тюмени, г.Тюмень.
Я и мой ребёнок перед экзаменами
Файл: конспект
Открытое мероприятие с родителями воспитанников «Я и мой ребенок перед экзаменами»
Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, достижение способности к эмпатии(к пониманию переживаний перед сдачей экзаменов, состояния и интересов друг друга); выработка навыков адекватного и равноправного общения.
Время проведения: 40-45 минут. В классном кабинете.
Раздаточный материал:
— чистый лист формата А4 на каждого родителя, ручки
— памятка для родителей (см. Приложение)
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Прошу Вас пройти в классный кабинет.
Вступительное слово: Прошу Вас занять свободные места. Я благодарю Вас за то, что Вы нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Эта встреча будет не совсем обычной. Позволю себе назвать ее тренингом общения.
— Скоро ваши дети закончат обучение в школе. Кто-то, получив аттестат, пойдет учиться в колледж, кто-то захочет немного отдохнуть, ну а кто-то уже решил, что пойдёт работать. Но это будет еще не скоро. Что же ожидает ваших детей в этом году? (Ответы).
— Совершенно верно, ОГЭ. И многое, конечно, будет зависеть от вас. Как вы думаете, чем вы можете помочь своему ребёнку? (Ответы).
— Репетиторы, дополнительные занятия, интернет. Но этого недостаточно. Вы можете помочь своему ребёнку тем, что перестанете тревожиться. Казалось бы, какая же связь между вашей тревогой и экзаменами ребёнка?
Тема сегодняшнего вечера: «Я и мой ребенок перед экзаменами». Мы с вами поучаствуем в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Цель: установление доброжелательного контакта друг с другом, положительный настрой на дальнейшую деятельность.
Классный руководитель:
Упражнение №1
Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ОГЭ. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).
— Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).
— Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит, хорошо понимают друг друга. А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?
Упражнение №2
Игра «Аборигены и инопланетяне»
Цель: развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.
Классный руководитель: Я предлагаю группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.
Они могут говорить только «да» и «нет».
Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда задается вопрос без улыбки, они говорит «нет».
Вторая группа участников становится инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами.
Классный руководитель дает инструкцию сначала одной подгруппе, затем подгруппе, покинувшей помещение.
Классный руководитель: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».
Классный руководитель: «Я хотела бы пояснить смысл данного упражнения. Что мы можем подчерпнуть из него в общении с ребенком?
Существует термин «поглаживания», который ввел психолог Э. Берн. Поглаживание в так называемом Трансактном Анализе это единица признания. Это любой вербально или невербально выраженный знак внимания одного человека другому человеку. Примером поглаживания может служить следующее:
Таким образом, ответив на сообщение, Катя «погладила» Сережу.
Но жизнь вносит свои коррективы, поэтому кроме уже упомянутых нами позитивных поглаживаний, таких как: комплименты и похвала, люди порой вынуждены принимать и отдавать поглаживания, которые называются негативными: оскорбления, упреки.
Итак, существует положительное и отрицательное поглаживание. Мы с вами говорили сейчас – только «да» и только «нет». Только положительные и только отрицательные поглаживания одинаково вредны.
Многие дети не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, т. е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринимать и положительного поглаживания.
Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, он начинает протестовать: кричать, размахивать руками. В результате расшатывается нервная система.
Какие выводы мы можем с вами сделать?
Родители: ответы родителей, обсуждение мнений в положительной окраске.
Классный руководитель: Да действительно перед экзаменами не стоит ругать детей, а нужно просто попробовать встать на их место.
Упражнение №3 «Поругай и похвали».
Цель: выработать тактику «правильных» поглаживаний по отношению к ребенку.
Классный руководитель: Я предлагаю Вам разбиться на пары и договориться, кто будет первым, а кто вторым. Задание выполняется между парами.
Задания:
— похвалить себя,
— похвалить другого,
— поругать себя,
— поругать другого.
В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.
Классный руководитель задает вопросы после окончания упражнения
— Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?
— Что было легче? Хвалить или ругать?
— Хвалить себя или другого?
— Что вы по этому поводу чувствуете?
Все мы допускаем ошибки и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас. Предлагаю выработать правила «поглаживаний».
Мозговой штурм. «Правила «поглаживаний».
Классный руководитель предлагает участникам выработать правила положительного и отрицательного поглаживания. Правила могут быть следующими:
— Один раз поругай, но десять раз похвали.
— Поругать можно сразу после проступка, но никак не через время.
— Давайте попробуем придумать еще несколько правил.
Обсуждение
Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)
— Наказывать ребенка лишая его хорошего — это лучше, чем делать, ему плохое.
— Физических наказаний не должно быть.
— Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.
— Тон голоса – дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Классный руководитель: упражнение «Рисую спокойствие». Для того чтобы научится не наказывать ребёнка за плохую подготовку к экзамену, или плохую отметку, мы должны научится снимать с себя стресс.
— Уважаемые родители, сейчас мы с вами порисуем. Только вместо бумаги с красками и карандашами у нас будет поднос с манной крупой, а вместо кисточек – пальцы рук. Рисуйте все, что хотите. Вы можете рисовать одной рукой, можете двумя. Попробуйте расслабиться во время рисования, не думать о проблемах и заботах. (Во время рисования можно включить спокойную тихую музыку.Время упражнения до 10 минут).
Воспитатель: Хорошо. А теперь в заключении еще одно упражнение, которое позволит вам увидеть самые лучшие, самые замечательные качества своего ребенка и эти качества помогут вам встать на место своего ребёнка.
Я прошу вас взять по одному листу бумаги, карандаши. Нарисуйте своего ребенка. А рядом напишите самые лучшие качества своего ребёнка.
Самостоятельная деятельность родителей.
Классный руководитель: Замечательно. Поделитесь своей работой, своими мыслями.
— Молодцы, а теперь сложите руки в замок перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
— Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось наше занятие? Что больше понравилось? Пригодятся ли вам мои советы? (Ответы). В заключении хочу раздать вам памятку-напоминалочку «как помочь ребёнку успешно сдать экзамены»
— Надеюсь, что вы воспользуетесь моими рекомендациями, и ваш ребёнок сдаст ОГЭ без проблем. Всем спасибо! До свидания!
Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены
Памятка для родителей
• Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
• Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.
• Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
• Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
• Помните: количество полученных баллов на ОГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.
• Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.