Методы и приемы организации социально-культурной деятельности
Автор: художественный руководитель Дворца культуры им. В. П. Чкалова Ильяева Лариса Павловна.
МБУК «Дворец культуры им. В. П. Чкалова» Ростовская область, г. Белая Калитва.
«Инновационные методы и приемы организации социально-культурной деятельности в любительских хоровых коллективах»
Актуальность проекта обоснована тем, что культурно-досуговые учреждения Белокалитвинского района не имеют достаточной информации в сфере вокально-хорового исполнительства, и нуждаются в более подробном и развернутом методическом обеспечении по академическому хоровому воспитанию в области самодеятельного художественного творчества.
Файл: проект
Файл: презентация
ПРОЕКТ по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин» на тему: «Инновационные методы и приемы организации социально-культурной деятельности в любительских хоровых коллективах»
Обоснование актуальности проекта
Социально-культурное развитие личности – одна из актуальных задач современного общества. Социологические исследования особо остро выдвигают эту проблему, так как процесс формирования системы социокультурных ценностей у населения не дает положительных результатов.
Причин снижения уровня культуры несколько:
— первая – неустойчивость социального положения, шаткость материальных возможностей населения;
— вторая – изменения в ценностных, нравственных ориентирах, усилившаяся борьба за существование – создали предпосылки для формирования эгоизма, прагматизма и индивидуализма, что в свою очередь затрудняет социокультурное воспитание и толерантные взаимоотношения в социуме;
— третья причина – это многолетнее игнорирование важного значения музыки разных жанров и направлений, как социокультурного института в становлении духовности и нравственных ориентиров населения.
Решение данной проблемы возможно через деятельность культурно-досуговых учреждений, где происходит включение индивида в деятельность творческих коллективов, любительских объединений, кружков декоративно-прикладного искусства и другие формы социокультурной деятельности.
Одной из форм включения личности в творческую деятельность является хоровое исполнительство (пение). Это слияние вокально-хоровой музыки и коллектива, где наиболее эффективно происходит социальное взаимодействие, формирование ценностных ориентаций личности. Именно в хоровом коллективе человек усваивает социальные нормы, реализует потребность в общении, совместной деятельности и обменивается жизненным опытом.
Таким образом, хоровое исполнительство (пение) является многофункциональным ресурсом, которое оказывает положительное влияние на культурные, социальные, психологические, коммуникативные аспекты жизни, как детей, так и взрослых.
Актуальность проекта «Академический женский хор «Лада» со званием «Народный самодеятельный коллектив»обоснована тем, что культурно-досуговые учреждения Белокалитвинского района не имеют достаточной информации в сфере вокально-хорового исполнительства, и нуждаются в более подробном и развернутом методическом обеспечении по академическому хоровому воспитанию в области самодеятельного художественного творчества.
Название проекта: «Академический женский хор «Лада» со званием «Народный самодеятельный коллектив».
Целевая аудитория: непрофессиональные исполнители от 14 до 35 лет, нацеленные развивать вокально-хоровые навыки в условиях досугового учреждения (Дом культуры, Районный Дворец культуры, Центр культурного развития).
Проблемы социокультурной сферы.
На основе анализа научно-методической литературы были выявлены следующие проблемы:
1.Проблема творчества, самореализации и рекреации личности.
2.Проблема дефицита межличностной коммуникации.
3.Проблема духовного и эстетического воспитания личности.
4.Проблема развития и сохранения традиций жанра академического хорового пения.
Носителями данных проблем являются жители города Белая Калитва, посещающие любительское объединение «Академический женский хор «Лада» со званием «Народный самодеятельный коллектив»,при Муниципальном бюджетном учреждении культуры Белокалитвинского района «Дворец культуры им. В. П. Чкалова».
Инновационность проекта.
Разработка и внедрение инновационных методик и приемов организации социально-культурной деятельности в вокально-хоровом коллективе академического жанра.
Метод организации на основе клубной и групповой технологии. В культурно-досуговых учреждениях организуются клубы любителей вокальной музыки, где солисты-вокалисты проходят вокально-исполнительскую подготовку. Если количество участников клуба становится более 12 человек, на этой основе организуется хоровой коллектив.
Метод организации познавательной деятельности самодеятельного хора на основе дифференцированного обучения. Руководитель организует образовательный процесс с учётом особенностей отдельных хористов (возраст, артикуляция, вокализация, тембр и диапазон голоса), при этом стремится к повышению уровня звучания всего хора.
В работе хормейстера широко используются информационно-коммуникационные методы, которые способствуют формированию вокально-хоровых знаний и умений. На репетиционных занятиях прослушивается каждое новое произведение в исполнении профессиональных исполнителей. Демонстрируются видеозаписи концертов самого коллектива, для того чтобы хористы видели и слышали свои ошибки и не повторяли их в будущем. В вокально-хоровой практике присутствует такое явление как запись плюсовых фонограмм, которые создаются для того, чтобы на ответственном концертном мероприятии исполнитель (хор) чувствовал себя увереннее, выступая под аудиозапись собственного голоса.
Работа с самодеятельным хором строится на методах и приемах образования и воспитания.
Обучение – это организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса (в нашем случае – хормейстера и хористов). Изучение музыкальной грамоты и развитие вокальных навыков предполагают наличие двухстороннего взаимодействия: хормейстера как преподавателя и хористов как обучающихся.
Воспитательная технология в свою очередь тесно взаимодействует с образовательной. Включение в репертуарный план произведений гражданской направленности, наполненных лирическим, иногда философским смыслом, всегда сопровождается процессом воспитания участников хора.
Метод массовой организации обусловлен наличием большого количества участников в хоровом коллективе.
Если состав небольшой, от 12 до 20 человек, руководителю приходится использовать технологию компенсирующего обучения. Это объясняется тем, что разноуровневая подготовка вызывает закомплексованность у хористов, не владеющих определенными знаниями и навыками, что вызывает необходимость проведения индивидуальных занятий, а иногда и психолого-коррекционных вокальных упражнений.
Для достижения высокого исполнительского уровня в любом виде искусства и в самодеятельном хоровом в том числе, необходима длительная и кропотливая работа. Она включает ознакомление, привитие и закрепление единых вокально-хоровых навыков и исполнительской хоровой культуры у всех хористов. В этих целях необходимо проводить индивидуальные занятия по постановке голоса, работать над чистотой вокальной интонации, звуковедения, фонацией и артикуляцией.
Наряду с частнопредметными, используются интерактивные методы, активизирующие процесс усвоения новых знаний и стимулирующие коллективный творческий процесс. Хоровое пение само по себе уже является интерактивным методом обучения. Интерактивность заключается в использовании голосовых связок в качестве музыкального инструмента копирующего высоту услышанных звуковых волн. Слабо интонирующие хористы, находясь в потоке общего хорового звучания, начинают самостоятельно корректировать свой голос. В коллективе появляются желающие петь в малокомплектных ансамблях: дуэтах, трио, квартетах, квинтетах и т. д., в перерывах между репетициями самостоятельно заучиваются тексты и хоровые партии, что тоже положительно отражается на общем звучании.
Метод локальной технологии, ставит перед руководителем определенные цели в проведении репетиционных занятий, которые проводятся соответственно продуманному плану.
1)Распевание — разогревает связки, подготавливает голосовой аппарат к пению, осуществляет самоконтроль певческого дыхания, вокальной позиции, звукообразования и формирования гласных.
2)Разучивание нового произведения – хористы знакомятся с нотным и поэтическим текстами, стилем изложения хорового произведения, стараются осмыслить и интонационно чисто исполнить свою партию, совместно с руководителем проводят общий анализ гармонического строя.
3)Работа над выученным произведением – закрепляется выученный материал, проводится работа над нюансировкой и динамической составляющей, проводится заключительный этап выразительного и эмоционально-художественного исполнения произведения.
На протяжении всей репетиции в хоровом коллективе решаются одновременно образовательные и творческие задачи.
Важной составляющей хорового пения является умение передать художественный образ, заложенный композитором и поэтом в произведении. Этому довольно продуктивно способствуют эмоционально-художественные прикладные технологии. На первом этапе разбора музыкального текста определяются фразы, кульминационные построения, цезуры, темповые и динамические обозначения автора. Регулярное обращение внимания на эти составляющие развивают у хористов музыкальное мышление, которое наиболее точно и выразительно способно передать художественный замысел произведения. Роль хормейстера в этом процессе довольно велика. Только его воля, умение увлечь за собой, вдохновение, желание объединить коллектив единым пониманием авторского замысла будут способствовать художественной зрелости доверенного ему хора.
Одним из важнейших аспектов в хоровой педагогической практике являются здоровьесберегающие технологии. Это система мер по укреплению и охране здоровья участников хора, тем более что здоровье как физическое, так и психическое является главной составляющей гармонического развития личности в любом возрасте — от детского до пожилого.
В первую очередь это доброжелательный эмоциональный фон на репетициях, слушание и исполнение музыкальных произведений должно служить моментом психологической релаксации, которая позволяет снимать нервно-психические нагрузки. Участие в развлекательных программах и посещение концертов служат развитию эстетического вкуса и одновременно поддерживают эмоционально-энергетический тонус. При помощи здоровьесберегающихметодов и приемов поддерживается еще и физическое здоровье. Прежде всего проветривание помещения в течении часа перед началом репетиции. Здесь уместно проведение двигательных минуток (постоять, если репетиция проводится сидя, поворачивание головы, ритмические хлопки в ладоши и притопывания), соблюдение питьевого режима (каждый хорист приходит на репетицию с бутылочкой воды). Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, которая широко применяется не только вокально-артистической среде, но служит целительным средством от многих заболеваний органов дыхания.
Цели и задачи проекта.
Цели: Развитие певческих способностей, рекреация и удовлетворение потребности участников хорового коллектива в усвоении базовых навыков вокально-хорового искусства.
Задачи:
• Развивать музыкальные способности и эмоциональную отзывчивость.
• Совершенствовать музыкальные способности, слуховую координацию, чистоту вокально-хоровой интонации.
• Развивать чувство ритма и музыкальную память.
• Формировать навыки передачи художественного образа посредством вокально-хорового исполнительства.
• Развивать творческое и ассоциативное мышление, обучать анализу музыкального произведения.
• Укреплять физическое и психическое здоровье посредством здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики и двигательных упражнений.
• Приобщать к шедеврам Российской и зарубежной вокально-хоровой музыки.