Театрализованная деятельность как средство развития ребенка
Автор: воспитатель Пивцакина Ольга Валерьевна.
БДОУ Детский сад № 4 Город Омск.
Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.
Статья о роли театрализации в формировании личности ребенка и как это происходило в нашем детском саду.
Файл: статья
Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.
Шекспир сказал: «Весь мир- театр, а люди в нем – актеры и каждый не одну играет роль!» Дети – маленькие человеки и они подпадают под это определение. И, действительно, дома они одни, в детском саду – другие, играя-третьи. Причем роли, которые они будут играть во взрослой жизни, не врожденные, а формируются воспитанием, окружением, поступками близких, литературой, кино, театром.
Театр в воспитании ребенка играет особую роль. Когда ребенок видит и слышит героя, его образ, его поступки четче «отпечатываются» в его сознании, оказывают сильное влияние на формировании личности.
В нашем Детском саду № 4 понимают это и, поэтому, придают большое значение не только чтению сказок и рассказов для детей, но и театральным постановкам. И это не потому, что 2019 год объявлен годом Театра, но и твердым убеждением в необходимости этого.
Конечно, старшие группы могут организовать поход в ТЮЗ, или театр, но для младших – постановки самих спектаклей предпочтительней. Участие в коллективных сценах учит детей быть общительными, раскованными, развивает речь и воображение.
Не участвующие в спектакле, смотря на своих одногруппников, перестают быть застенчивыми и обидчивыми.
В группе № 4 поставили сказку «Заюшкина избушка», в группе № 7 «Муха Цокотуха», в группе № 13 «Три поросенка». Все группы принимали участие в оформлении декораций и атрибутов к сказкам, а затем проигрывали их вместе с детьми перед родителями.
В моей группе №6 была постановка сказки «Маша и медведь». Остановимся более подробно на процессе организации и подготовки спектакля. Воспитатели выступают в качестве режиссеров. На них и общая организация спектакля, и подбор «актеров», и оформление. Начали с того, что очень внимательно прочитали сказку. Обсудили и осудили поведение Маши (когда она решила обмануть медведя), похвалили благородство медведя (то, что он согласился отнести корзину с пирожками бабушке и дедушке в деревню). При этом, наблюдала за реакцией ребят. Некоторые очень эмоционально воспринимали все происходящее, радовались за Машу, смеялись над обманутым медведем. Другие воспринимали все спокойно, но, все равно, неосознанно, может быть, делали какие-то выводы для себя из поведения персонажей. Активно реагирующие ребята были главными претендентами на роли в спектакле. И, когда спросили: ’’ Кто хочет участвовать в постановке ?’’,- именно они первые подняли руки. Отбор шел также по внешним данным. Так, на роль Медведя, подошел упитанный мальчик и звали его, между прочим, тоже Мишей, — Миша Пчелинцев.
Довольно усилий было потрачено на изучение ролей, на правильное произношение монологов, мимику и поведение на сцене. Особо надо обратить внимание на оформление сцены. И тут, конечно, большую часть работы проделали наши родители, вырезали, изготавливали декорации, шили платье для Маши. Раскрашивать елочки к сказке помогали сами дети. Для них это был и труд, и развлечение. Большая благодарность родителям участников спектакля и всем, кто принимал в этом участие. Некоторые родители не участвовавших детей были недовольны, что их дети не заняты, но их успокоили, что в следующем спектакле будут заняты все, хотя бы в массовке.
Своим спектаклем, мы показали и рассказали детям, что такое театрализация, ознакомились с театрализацией сказки «Маша и медведь», дали представление о важности и нужности театра. Тех результатов, на которые мы рассчитывали, а именно, на то, что дети смогут войти в роль сказочных персонажей, полностью перевоплотиться в сказочных героев и разыграть саму сказку, — мы полностью добились.
По окончании спектакля, мы провели беседу с детьми и подвели итог нашей театрализованной деятельности, отвечая на вопросы: Что мы узнали? Понравилось ли вам? Что бы вы хотели сыграть в следующий раз? Где у вас возникли затруднения? Чему научились? Что не удалось? Почему? Что вас удивило? и т.д.
И в заключении хочется сказать – организация спектаклей – не только развлекательное мероприятие, но и большая воспитательная работа.
На примере героев сказок дети становятся добрее, справедливее, смелее, смекалистей, нетерпимей к злу. А это основная задача воспитателя: в раннем возрасте, когда формируются основы личности человека, сделать все возможное, чтобы человек стал гармонично развитым, честным и благородным.