Урок по ПДД для родителей – проблемы и требования
Автор: педагог дополнительного образования Шаветова Лидия Сергеевна.
МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск.
Урок по ПДД для родителей – проблемы и требования
Файл: конспект
Урок по ПДД для родителей – проблемы и требования
Просвещение безопасности дорожного движения — одна из форм взаимодействия педагогов учреждений образования, детей и родителей.
Разнообразные формы работы по безопасности дорожного движения должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями на практике.
Формы педагогического просвещения
Традиционные:
— родительские собрания
— лекции
— вечера вопросов и ответов
— диспуты
— дни открытых дверей
Нетрадиционные:
— деловые игры
— регламентированные дискуссии
— обмен родительским опытом (в том числе через Сеть)
Выбор и применение различных форм работы опирается на ряд общих условий:
— знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.);
— личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
— педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.
Пропаганда ПДД — распространение важных сведений по вопросам безопасности и воспитания среди широких кругов населения. Центром пропаганды БДД являются школы. Методы и формы этой работы весьма разнообразны — лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях, в школах, через печать и радио.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Как родители, вы должны помнить, что именно от вас зависит, в какой атмосфере будут расти ваши дети. Они беспомощны и вынуждены полагаться на вас во всем. Только вы можете дать им то, в чем они нуждаются.»
• Если родители заинтересованы в качественном воспитании детей – они выясняют потребности ребенка и поиск путей к их удовлетворению.
• Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть
«Общение в семье не должно напоминать собой отношения в какой–либо из организаций, членами которой вы состоите».
• Если ребенок живет во вражде – он учится агрессии
«Мы можем изменить ситуацию, если будем отдавать себе отчет в происходящем и следить за своим поведением».
• Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым
«В момент рождения каждый ребенок – неповторимая личность».
• Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины
«Если я буду любить их безусловной любовью, они будут находиться в согласии с самим собой и на душе у них будет спокойно. Тогда они будут в состоянии контролировать свои чувства и поведение».
• Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других
«Когда вы разгневаны, дети знают об этом и испытывают глубокое облегчение и благодарность, если вы сохраняете доброжелательность».
• Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя
«Став подростками, дети, так же, как и раньше, нуждаются в вашем руководстве».
• Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя
«Чрезвычайно важно не жалеть времени на разговоры с вашим ребенком о его трудностях».
• Если ребенка хвалят – он учится быть благодарным
• Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
«Часто бывает полезно поделиться своим собственным опытом. Хотя пережитые вами события не всегда сходны с теми, которые происходят с ребенком, но можно с полной уверенностью сказать, что вы испытываете подобные чувства. А для него ведь важны именно чувства».
• Если ребенок живет в безопасности – он учится верить в людей
«Дети подобны зеркалам. Они в гораздо большей степени отражают любовь, чем излучают ее. Если любовь им дается, то они возвращают ее».
• Если нет теплых отношений с родителями – ребенок ощущает неудовлетворенность самим собой и своей жизнью. Может быть «ни с чем не сравнимое эмоциональное состояние, когда можно чувствовать себя безоглядно любимым и безусловно принимаемым».
• Если влияние дома оказывается решающим во всех житейских случаях – то влияние родителей сильно перевешивает все остальное.
«Дом держит первенство по влиянию на ребенка: счастлив ли он, чувствует ли безопасность и надежность своего положения; как он ладит со взрослыми, со сверстниками и другими; насколько он эмоционален или равнодушен; как он ведет себя в незнакомой ситуации».
• Если существуют замечательные отношения между мужем и женой – будут налажены хорошие отношения с ребенком
«Можно утверждать, что чем лучше супружеские отношения, тем с большим эффектом родители смогут применить любую информацию по воспитанию детей».
• Если женщина вынуждена взять ответственность на себя потому что муж просто игнорирует ее, то есть уклоняется от своих обязанностей, ей трудно чувствовать себя спокойной и уверенной в его любви
«Муж, который возьмет на себя всю ответственность за семью и будет первым в проявлении своей любви к жене и детям, испытает огромное удовлетворение; и дети смогут реализовать лучшие свои наклонности»
• Если у родителей крепкие супружеские отношения – тем меньше проблем у родителей с ребенком, тем больше влияние родителей на детей.
При выборе и применение различных форм работы с родителями опираюсь на ряд общих условий:
1)Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.). Поэтому на родительских собраниях в начале учебного года в первых классах. знакомлю с особенностями возраста. Возраст от 6 до 9 лет – ребенок полон энергии, самостоятельная личность, начинает проявляться индивидуальность. И благодаря этим качествам учащиеся могут нарушить ПДД, не учитывая особенности своей нервной системы. Поэтому в этом возрасте необходимо анализировать ДТП, находить причины их в любом периоде года: особенности осеннего периода (скольжение…) И когда учащийся оказывается в дорожной ситуации, он может растеряться, может быть наоборот возбужден или рассеян.
2)Использую в работе личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером. Для этого провожу игры различного характера в каникулы. Игры по Правилам дорожного движения – самая действенная форма при изучении БДД в младшем и среднем возрасте. Поэтому она должна занимать большое место на занятии. В младшем возрасте необходимо обращать внимание не только на сюжет игры, но на действие на дороге. В играх закладываются умения сдерживать эмоциональные порывы, умение управлять собой, преодолевать трудности и запреты путем волевого усилия – старания. Все игры без исключения помогают развивать внимание, сосредоточенность, умение принимать решение в трудной ситуации на дороге, способствует развитию мышления, волевых качеств, внимания, настойчивости, быстроты реакции…Чаще всего родители вовлекаются в игры соревновательного характера. В СОШ № 39 родительский комитет приготовил даже призы на итог игры, а мы, педагоги, проводили игру в сочетании с английским языком. В СОШ № 30,36 игры в каникулы с родителями стали уже традицией. В дальнейшем времени уже легче продолжить работу, т.к. родители понимают свою роль в данных мероприятиях: легче откликаются на просьбу участвовать в мероприятии, показывают положительный пример в выполнении ПДД даже в жизни.
Возраст от 10 до 12 лет – учащиеся полны энергии, любят истории с приключениями и дорогу принимают, как место приключений. Именно поэтому чисто психологически они чувствуют опасность на дороге. И когда задаём написать сказку или сочинение, рекомендуем обратиться к родителям и писать вместе с ними.
3).Родители начинают на практике понимать, что главное в обучении правил дорожного движения: научить анализу закономерностей возникновения опасностей и выработать иммунитет для выполнения каких-либо действий у ребенка.
При проведении мероприятий по БДД создаю условия, чтобы родители выступал как активная сторона взаимоотношений, а дети ощущали себя помощниками в сбережении собственного здоровья на дороге. Такое взаимодействие позволяет не только избегать дорожных происшествий, но и поддерживает душевное равновесие, уверенность в себе, сохранить мирный микроклимат в семье.
Предмет Безопасности дорожного движения учитывает особенности каждого периода возраста и итогом преподавания является комфортное состояние учащихся в любой дорожной ситуации, т.к. в изучении ПДД самым главным является логическое мышление, помогающее анализировать дорожную ситуацию. Изучив ПДД, учащиеся чувствуют себя более комфортно на дороге.
Литература
1.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом / Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. — СПб, 2002 .