Игровые технологии в обучении Правилам дорожного движения
Автор: педагог дополнительного образования Шаветова Лидия Сергеевна.
МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск.
Игровые технологии в обучении Правилам дорожного движения
Игровое обучение
Файл: статья
Игровые технологии в обучении Правилам дорожного движения
Игры по Правилам дорожного движения – самая действенная форма при изучении ПДД в младшем и среднем возрасте. Организация и проведение занятий с играми, конкурсами, смотрами, праздниками выполняют следующие задачи:
— познавательные — они способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, творческих способностей;
— развлекательные — способствуют разнообразию досуговой деятельности;
— коммуникативные — объединяют коллективы, способствуют развитию организаторских умений и навыков;
— снимают эмоциональное напряжение,
— развивают творческие способности обучающихся;
— закрепляют навыки коррекции своего поведения в опасной ситуации;?
— вырабатывают умение анализировать свое поведение, понимание своих ошибок.
Занятия с использованием игр по БДД можно проводить на любой территории: учебный класс, спортивная площадка, территория двора и др. независимо от времени года. Содержание сценариев определяется: возрастом детей, содержанием изученных тем по ПДД, сезонным временем года (особенности состояния дорог и соответственно, календарными праздниками и др.
Для достижения цели занятия можно проводить игры:
— интеллектуальные (настольные, электронные, компьютерные) –
учат умению сосредоточиться, провести логический анализ ситуации, наметить пути реализации цели. («Дорожные знаки», «Пройди первым»…);
— сюжетно – ролевые по темам БДД – приближают к реальной действительности и участию самого учащегося в данной ситуации. («Регулировщик», «Водители и пешеходы»…);
— подвижные, полуподвижные – создают атмосферу активности на дороге и участия учащихся в данной дорожной ситуации. («Пройди перекресток», «Светофор»…)
Это:
— личность
– характер
– логические свойства
— возрастные особенности
— психическое состояние человека.
Из всего перечисленного нужно сделать вывод, что заниматься умению «быть внимательным на дороге» нужно всегда. Предмет по изучению ПДД учитывает особенности каждого периода возраста и итогом преподавания является комфортное состояние учащихся в любой дорожной ситуации. Большое внимание необходимо уделять учащимся начальных и средних классов, т к это связано с особенностями функционирования психики детей этого возраста, и с крупными событиями в их жизни ( поступление в школу, впервые стали самостоятельными пешеходами).
Поведение на дороге пешеходов, а особенно детей, зависит от ряда факторов. Учащиеся начальных классов:
— плохо распознают источники звуков, слышат только те звуки, которые им интересны, сложно определяют направление звук
— поле зрения уже, чем у взрослого (смотрят только вперед при беге, видят то, что напротив), несформировавшееся восприятие одновременно более одного явления
— замедленная реакция, не могут сразу остановиться – на опасность реагируют с опозданием
— маленький рост, «скрывающий его от водителя»
— короткий шаг – ( поэтому находится в зоне опасности дольше, чем взрослый)
— центр тяжести выше, чем у взрослого – может внезапно потерять равновесие
— затруднено восприятие изменений формы и положения объекта в пространстве ( чем больше размер машины, тем быстрее дети представляют движение)
— ориентация «налево – направо» приобретается после 7-8 лет
— реальное представление о скорости транспорта не сформировано, основано на игровых условиях – опасность недооценивается
— не предвидят опасность (за идущей машиной может быть еще одна машина, за сугробом может быть транспорт.
Игровые технологии помогают освоить следующее содержание:
В младшем возрасте необходимо обращать внимание не только на сюжет игры, но на действие на дороге. В возрасте от 2-х до 5-ти лет взрослые являются примером для подражания и поэтому необходимо контролировать свое поведение на дороге. В методической литературе дошкольников даже дается совет родителям не разговаривать с детьми на дороге, не отвлекать разговорами даже на тротуаре, при переходе внимательно смотреть по сторонам и не спешить, переходя дорогу.
с 1 – 4 классы – освоение ПДД, использование знаний на улицах города и в городском транспорте, развитие внимание, скорость реакции и др. Для детей с1-4 классы преобладают дидактические и развивающие игры. От 6 до 9 лет ребенок полон энергии и начинает проявляться индивидуальность. Благодаря этим качествам учащиеся могут нарушить ПДД, не учитывая особенности своей нервной системы. Поэтому необходимо анализировать ДТП, находить причины их в любом периоде года: скольжение…
с 5 – 6 классы – учащиеся полны энергии, любят истории с приключениями и дорогу принимают, как место приключений. Именно поэтому психологически они чувствуют опасность на дороге. На занятиях упражняются в поведении на улицах города и за городом, в городском и загородном транспорте, правилах безопасного поведения в аварийных ситуациях. Знакомятся с историей ПДД. С 5-го класса предлагается придумывание игр. В 5 и 6 классах театрализованные игры и их элементы включены в изучение ПДД.
В 7 – 9 классы – усложнение в освоении ПДД: оказание первой медицинской помощи, знакомство с профессиями, обеспечивающими безопасность на дорогах, с основами транспортной психологии, делового общения. От 13 до 15 лет дети имеют свое мировоззрение, обращает взгляд на другого человека. Игры предназначены для детей этого возраста помогают в освоении программ профориентационой направленности и имеют досуговую форму проведения.
Проектирование дорожных ситуаций и решение их. др.) С 8 класса вводятся занятия по изучению профессий, связанных с безопасностью движения. Театрализованные спектакли по БДД также являются итоговым занятием. В программу включены такие темы как: «Театр (артист) и улица (дорога)».
Время проведения интеллектуальных игр и написания сочинений зависит от цели данного мероприятия.
При отборе материала необходимо учитывать его доступность и реальность, т.е. связь с жизнью, возможность найти ответ на создавшуюся ситуацию. Поэтому материал по объему и глубине должен соответствовать возрасту учащихся, быть доступным их опыту и возможности видеть зависимость поведения на дороге и создавшейся ситуации.
Литература
1.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. / Ростов – на – Дону, 2005.