Раннее обучения детей правилам дорожного движения
Автор: педагог дополнительного образования Шаветова Лидия Сергеевна.
МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск.
Необходимость раннего обучения детей правилам дорожного движения
Файл: статья
Необходимость раннего обучения детей правилам дорожного движения
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и разносторонних знаний, а также психологической подготовки всех участников движения — пешеходов, водителей, пассажиров. Поэтому необходимо коренное изменение общественного мнения на проблему безопасности дорожного движения. К сожалению, общество привыкло пассивно взирать на дорожные происшествия и на их жертвы. Большое число нарушителей правил дорожного движения среди водителей и пешеходов — это в значительной мере результат того, что у нас в стране никогда не придавалось должного значения обучению Правилам дорожного движения.
Сегодняшние водители-нарушители — это вчерашние необученные пешеходы.
Надо учитывать, что возраст детей отражает их подготовленность и способность самостоятельного, безопасного нахождения в транспортной среде. Работами физиологов доказано, что отделы коры головного мозга, ответственные за важнейшие процессы психики человека, в возрасте 7~ 10 лет еще являются функционально незрелыми. Такой ребенок еще не полностью может управлять своими интеллектуальными возможностями. Сознательное управление вниманием, памятью, мышлением — очень трудная задача для него. Только к 11 —12 годам ребенок может научиться этому. Существуют и другие возрастные особенности, которые необходимо учитывать при обучении. Кроме того, важно учесть и наличие у ребенка эмоциональных и личностных проблем, которые нередко приводят к страхам и неуверенности в себе.
При всем этом период младшего школьного возраста характеризуется прежде всего устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому очень важно именно в этом возрасте сформировать у ребенка безопасные способы поведения на дороге. Таковы выводы психологов. Они же считают, что основная задача начальной школы — научить детей учиться. Развитие психики и личнсти ребенка в целом происходит в процессе специальным образом организованных занятий. В этом заключается основное содержание развивающего обучения. И это вполне соответствует положениям требований при обучении правилам и безопасности дорожного движения в начальной школе.
Особо следует остановиться на полезности принципа партнерского общения взрослых с младшими школьниками. Реальная действительность современного дорожного движения требовательна и сурова. Опасными на дороге являются автомобили, а не автомобильчики, как еще зачастую говорят детям и пишут для них. Мы решительно возражаем против уменьшительно ласкательных слов и выражений в обращении с детьми, против всякого «упрощенчества» в книгах по ПДД для детей.
Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения — воздействовать на поведение участника движения и тем самым придти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения.
Многое зависит и от того, насколько школьник к моменту начала обучения Правилам овладел умением самостоятельно читать. Но в любом случае помощь ему необходима. Требования ПДД, напоминаем, едины для всех — как для взрослых, так и для детей. Выбрать только доступный для детей материал, выделив его из всего содержания Правил, невозможно! Опасности угрожают детям и взрослым одинаково!
Максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом будет зависеть от контакта учителей с родителями и воспитателями дошкольных учреждений, от их понимания ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Условно их взаимодействие можно изобразить так (см. схему):
Схема взаимодействия учителя, родителей и социально-педагогической среды с ребенком в процессе его воспитания, обучения и приучения безопасному поведению на дороге.
Окружающий человека мир (вся среда жизнедеятельности человека)
В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок взаимодействует постоянно: проживает, обучается, воспитывается.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге
Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей — 7—14 лет, т.е. дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой — особенностями функционирования психики детей этого возраста.
1. Особенности поведения детей на дороге с учетом их психофизиологических условий развития
Предрасположенность ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов н быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.
Значительная роль в предупреждении неадекватной реакции на внезапные ситуации отводится способности к самоконтролю. Наличие самоконтроля предполагает возможность осознавать и оценивать собственные действия. Эта способность формируется у человека по мере развития личности в ходе становления произвольной саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.
Поданным РАО, деятельность ребенка (как и каждого взрослого пешехода) в дорожных ситуациях состоит из четырех тесно взаимосвязанных между собой этапов:
1) восприятие информации (т.е. умение «чувствовать» дорогу);
2) обработка информации (прогнозирование ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);
3) выработка и принятие наиболее безопасного решения;
4) исполнение решения.
К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние учащихся и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести:
• возраст ребенка;
• его индивидуальные физиологические и психологические особенности;
• функциональное состояние организма в данный момент;
• воспитание.
В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек — транспортное средство — дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15—20% меньше, чему взрослого. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8— 1 с. Ребенку требуется для этого 3—4 с, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 с, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая, проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти от плача к смеху и т.д. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство.
Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер автомобиля, тем значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение. Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее, чем в 7—8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.
У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.
Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.
Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.
В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.
Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:
1.переключение внимания на дорогу {различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда);
2.спокойное, достаточное уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);
3.наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения);
4.предвидение опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов);
5.переключение на самоконтроль (умение следить за своим поведением).
Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения.
Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов безопасности дорожного движения».
Законы безопасности дорожного движения
1.ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ — ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ.
2.ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ — ОСТАНОВИСЬ!
3.НЕ ВИДИШЬ — ОСТАНОВИСЬ!
4.УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!
2. С какого возраста необходимо обучать детей Правилам дорожного движения?
Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя. Что может быть более трагичным, чем страдания или даже гибель ребенка?
Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три — родители, школа, внешняя среда. Само же обучение должно быть направлено не только на то, чтобы «вдолбить» ребенку в голову Правила дорожного движения. Несмотря на всю важность самих правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт.
Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к дорожному движению общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта, и переоценка возможностей водителя и автомобиля по экстренной остановке или маневру. Но наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий.
В литературе понятие «риск» определяется как действие наудачу в надежде на счастливый исход. Это определение вполне соответствует поступкам детей с рискоустойчивыми свойствами, которыми обладают личности с сангвиническими чертами в характере. Повышенная склонность к риску отмечается также у детей с холерическим темпераментом. Свойственная им быстрота реакции нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства, со стремлением к эффектным и демонстративным действиям: Есть дета, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа. Это дети с так называемым торпидным характером.
Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной характеристической склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет ли он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль учителя начальных классов и школы в целом в решении этого вопроса переоценить невозможно!
В заключение необходимо сказать, что подготовка школьников к безопасному поведению на дорогах должна включать в себя:
1) систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении;
2) воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.
Ее организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии образовательных учреждений и семьи, начиная с первых лет жизни. Учитывая при этом как особенности психофизиологического развития детей, так и причины, заложенные в самой их природе.
При этом учитель должен знать:
1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;
2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;
3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;
4) понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;
5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;
6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;
7) особенности поведения детей младшего школьного возраста во дворах, на дорогах и за городом;
8) наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей;
9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
10) факторы, влияющие на результативность уроков по ПДЦ;
11) методические приемы, используемые на уроках по ПДЦ и их специфику;
12) учебные, наглядные и методические пособия, используемые на уроках ПДД {рекомендованные и допущенные);
13) ситуационные и другие практико-ориентированные методы обучения;
14) основные причины нарушения ПДД детьми;
15) типичные ошибки детей на дороге, наиболее распространенные случаи нарушения ПДД школьниками;
16) основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;
17) особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.
Более того, этот вопрос вообще никак не отражен в ПДД.
К этому еще следует добавить, что ошибочным является имеющий место факт, когда учителя априори убеждены, что учащиеся обязаны воспринимать все, что предлагает учитель. На самом деле учитель должен учитывать сопротивление личности ученика как инженер — сопротивление материалов.
Все сказанное выше показывает, что адаптировать ПДД для детей — задача не из простых. Не просто также и дифференцировать ПДД для детей разного возраста. Иногда задают вопрос: «Что из правил дорожного движения надо знать первокласснику, а что — одиннадцатикласснику?». Правильный ответ однозначен — и тому и другому надо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Необходимый уровень знаний, умений и навыков по Правилам и безопасности дорожного движения требует постоянного и непрерывного обучения в течение всего учебного года. Поэтому в качестве дополнения к немногим урокам (но не вместо них!) можно (на основе только лишь взаимодействия, но не интеграции предметов) проводить занятия по тематике ПДД.
1.На уроке русского языка:
• беседы на темы дорожного движения, письменные упражнения;
• сочинения, изложения, заполнение пробелов в тексте.
2.На уроке краеведения (природоведения):
• составление карты (схемы) дорог в школу (коллективная работа учащихся);
• изучение особенностей дорожного движения в микрорайоне школы.
3.На уроке математики:
• тестовые задания на определение безопасных расстояний и дистанций (расчет безопасного расстояния);
• определение остановочного пути транспортных средств на сухом и скользком (дождь, снег, лед) . покрытии;
• сравнительные задания «длиннее», «короче», «быстрее», «тише».
4.На уроке физкультуры:
• понятия «скорость движения» и «остановка» на примерах пешехода, велосипедиста, роллера (в том числе остановка в заданной точке);
• определения скорости движения пешехода, велосипедиста, роллера;
• определение расстояний при помощи глазомера;
• безопасная экипировка велосипедиста, роллера, пешехода.
5.На уроке рисования — изготовление тематических плакатов и схем по различным разделам ПДД.
6.На уроке трудового обучения (технологии) — изготовление дорожных знаков, светофоров, макетов перекрестков, ж/д переездов, разноуровневых дорожных развязок ит.п., моделей транспортных средств.
Учебные занятия по тематике ПДД на уроках других предметов должны проводиться только как закрепляющие занятия практического характера и не в коем случае вместо уроков ПДЦ.
Литература
1.И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев. Психология. // Москва, 1998.