Детские исследовательский проект Числа в загадках
Руководитель: учитель математики Моисеева Галина Викторовна.
Авторы: 6 А Пулатов Шохжохон, Фетисова Светлана, Ишкинина Татьяна, Луканин Сергей, Богданова Кристина, Савушкин Илья, Луцко Кирилл, Мурадян Ваган.
ОГБОУ «Школа № 23» г. Рязань.
Проект: «Числа в загадках»
Проект, разработанный учащимися 6 класса школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Файл: проект
Проект «Числа в загадках»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования основным приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые способствовали бы формированию УДЕ, то есть:
– формировали бы активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
– развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
– формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
– были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
– реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Этим критериям отвечает ставший в последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения метод проектов.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся
• Практико-ориентированный проект
• Исследовательский проект
• Информационный проект
• Творческий проект
• Ролевой проект
Изучая устное народное творчество, учащиеся познакомились с разными загадками, в том числе с загадками которых содержатся числа и цифры. Мы решили объединить загадки в группы по наличию определённого числа в тексте. В результате получился проект «Числа в загадках».
Цель:
1. Систематизация загадок, содержащих числа 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10 и другие.
2. Повышение интереса учащихся к математике через выполнение нестандартных заданий.
Задачи:
1. Развитие познавательной активности учащихся при отгадывании загадок.
2. Развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с нестандартными заданиями.
3. Вовлечение каждого ученика в активную деятельность, направленную на выполнение индивидуального задания.
Учащиеся получили следующие задания
Найти загадки, содержащие:
• число 1 – Пулатов Шохжохон;
• число 2 – Фетисова Светлана;
• числа 3 и 4 – Ишкинина Татьяна;
• числа 5 и 6 – Луканин Сергей;
• число 7 – Богданова Кристина;
• числа 8 и 9 – Савушкин Илья;
• число 10 – Луцко Кирилл;
• другие числа – Мурадян Ваган.
Загадки с числом 1
Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).
На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).
На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).
У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
Много рук, нога – одна (дерево).
Стоят в один ряд острые пальчики – цап – царапки: подбирай охапки! (грабли).
На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).
В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).
Загадки с числом 2
Два братца пошли в реку купаться (ведра).
Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).
Два домика – теплушки подарены Танюшке (варежки).
Шея такая длинная, хвост крючком… И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).
Есть одна такая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой, возвращаюсь я домой (двойка).
Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).
На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).
Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза).
Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки).
Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час! (стрелки часов).
Это конь не ест овса. Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).
Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).
Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
Два родных брата: одного всякий видит, да не слышит; другого все слышат, да не видят (молния и гроза).
Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).
Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).
Загадки с числом 3
Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).
Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).
Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).
Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка).
Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались – вышли, на третьем повисли (ведра и коромысло).
Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).
У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).
Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).
Загадки с числом 4
Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).
Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
На 4 ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда ты устанешь гулять, ты можешь сесть и отдыхать (стул).
На 4 на ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).
Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).
Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).
Живет между камнями голова с четырьмя ногами (черепаха).
Кто году в четыре раза переодевается? (Земля)
В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).
Четыре ноги, да не зверь. Есть перья, да не птица (кровать с подушкой).
Два брюшка, четыре рожка (подушка).
Загадки с числом 5
Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).
У пяти братьев одна работа (пальцы).
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).
Как только отправляется зимой она гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).
5 мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).
На пяти проводах отдыхает стая птах (ноты)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).
Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты).
Загадки с числом 6
Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).
На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).
6 ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).
Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (6)
Загадки с числом 7
Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать пора! (будильник).
Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).
Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).
Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток! (верблюд)
Приказало солнце: ” Стой, семицветный мост дугой!” (радуга)
Нас отара, 7 баранов, защищаем от буранов (шуба).
Загадки с числом 8
Чудесный Дом – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по двум стальным змейкам (трамвай).
Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы, дружочков (8).
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я – ….(осьминог).
8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).
Загадки с числом 9
Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).
Загадки с числом 10
Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).
Ежик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).
Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры).
Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).
На десятки верст – разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).
Загадки с различными числами
70 одежек, а все без застежек (капуста).
На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей (буквы).
Сели на страничке 33 сестрички. Сели рядом – не молчат, нам загадки говорят (буквы).
Кулик – не велик, целой сотне велит: то сядь, да учись; то встань, разойдись (школьный звонок).
Сотнями глаз во все стороны глядит (наперсток).
В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят (улица).
12 братьев разно называются и разными делами занимаются (месяцы года).
Золотист он и усат. В ста карманах – 100 ребят (колос).
Лето целое старалась – одевалась, одевалась… А как осень подошла, нам одежки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста).
Один пастух 1000 овец пасет (месяц и звезды).
Золотое решето черных домиков полно. Сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов (подсолнух).
Сто березовых солдат, взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, круглый год: охраняют огород (забор).
ИСТОЧНИКИ:
1. Пословицы. Поговорки. Загадки/ Сост., авт. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. – М.: Современник, 1986.