Конспект НОД Путешествие в страну математика
Автор: воспитатель детского сада Батюкова Ирина Константиновна.
МАДОУ «Снегирек» г.Белоярский ХМАО-Югра Тюменской области.
НОД «Путешествие в страну математика»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе
Файл: конспект
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка
Представленная технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности (далее НОД) по математике в старшей группе – является авторской разработкой, построенной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей 5-6 лет, на основе дидактических и общепедагогических принципов:
- принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- принцип психологической комфортности
- принцип индивидуального подхода;
- принцип системно — деятельностного подхода.
Данной непосредственно-образовательной деятельности предшествовала работа по математическому развитию: упражнялись в ориентировке в пространстве, закрепляли прямой и обратный счет, состав числа 10, упражнялись в делении на части квадрата, треугольника и сравнение целого и части.
Непосредственная образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начинается с организационного момента, где активизируется внимание детей.
В процессе НОД использованы методы современных образовательных технологий, что помогает лучше усвоить и закрепить в игровой форме пройденный материал, развивает познавательные процессы, формирует навыки учебной деятельности, работы в коллективе, в парах. Во время образовательной деятельности предполагаются ответы детей на вопросы педагога, решение проблемных ситуаций.
В процессе основной части НОД предполагаются игры в парах и группах (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг положительного результата.
На заключительном этапе проводится рефлексия деятельности и намечается дальнейшая перспектива математического развития
Следовательно, выбранная структура НОД рациональна для решения поставленных задач. Между всеми этапами существует логический переход. Время, отведенное на все этапы, позволяет сохранить внимание детей на протяжении всего занятия, добиться их заинтересованности и активности.
На занятии используются разные виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
НОД «Путешествие на планету Математику» является самостоятельной единицей, сохраняет общую логику проведения занятий и реализует поставленные задачи.
Цель – формирование понятия о том, что лист бумаги можно разделить на несколько равных частей на две, четыре.
Задачи:
- Образовательные.
— познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
- Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
- Развивающие
— развивать познавательную активность;
- развивать устную речь детей, связную речь — диалогической формы.
- Воспитательные.
— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
Материалы и оборудование: мольберт, раздаточный материал – цветные квадраты по 4 штуки размером 10х10см. по количеству детей, ножницы, ракушка, демонстрационный материал пространственная плоскостная вертикальная с геометрическими фигурами «Да-нетка», яблоки 5 штук.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Психологический настрой, 1 мин | Создать эмоциональную поддержку детей | Сообщение информации | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного контакта | Дети стоят на ковре в кругу, приветствие. |
Мотивационно-побудительный, 3 мин | Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе | Создание проблемной ситуации Слайд № 1-4 | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения ситуации. На планете математика поссорились геометрические фигуры. -Ребята, какое сейчас время года? -Назовите первый месяц весны — Назовите последний месяц весны. -Сколько времён года, назовите их? — Сколько месяцев в году? -Сколько дней в неделе? -Какое сегодня число? -На каком транспорте отправимся в путешествие? | Называют приметы весны, предполагаемый транспорт |
Актуализация, Расширение имеющихся представлений 7 мин | Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме. | Дидактическая игра «Теремок» Слад №5 | Вопросы: -Пущу тебя, если скажешь, чем ты треугольник похож на меня, квадрат. -Пустим, если скажешь, чем ты круг похож на нас (треугольника и квадрата) — У меня нет сторон, нет углов. Я тоже геометрическая фигура | Участвуют в диалоге игры, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. — Тук-тук. Я треугольник кто на ракете полетит? Пустите меня к себе. — Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. — Тук-тук. Я круг. Пустите меня к себе. |
Развивать пространственное мышление детей | Дидактическая игра «Да-нетка» пространственная, плоскостная, вертикальная с геометрическими фигурами Слад №6 | -Я загадала фигуру. Отвечает на вопросы детей только словами «Да» или «Нет» | Задают наводящие вопросы: -Эта фигура находится в центре? -Эта фигура справа от центра? -Эта фигура с лева от центра? -Эта фигура в правом верхнем углу? -Эта фигура в левом нижнем углу? -Эта фигура прямоугольник? (Да) | |
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой формы | Дидактическая игра «Что похоже на круг» Слад № 7 | Вопрос: -Найдите и назовите на нашем кораблике предметы-объекты похожие по форме на круг. | Обходят игровую комнату и называют предметы | |
Практическая работа 10 мин | Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. | Моделирование. Игровые упражнения по делению 3 квадратов на части и сравнение с четвертым целым квадратом. Слайд № 8-9 | Задает вопросы: -Какая фигура лежит у вас на столе? Как надо сложить квадрат, чтобы получилось два равных прямоугольника? Четыре равных квадрата? Что больше одна вторая часть или одна четвертая часть? Как надо сложить квадрат, чтобы получилось два равных треугольника? Как называют получившуюся часть? Что больше одна вторая часть квадрата или целый квадрат? Как надо сложить квадрат, чтобы получить 4 треугольника? А теперь разрезаем квадрат по получившимся линиям сгиба. -Из полученных треугольников составьте наш кораблик. | Рассаживаются на места. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с детьми и педагогом. |
3 мин. | Дидактическая игра «Яблоки» Слайд № 10 | Создание проблемной ситуации (яблок меньше, чем детей) -Что нужно сделать, чтобы хватило всем ребятам? -А если наших гостей угостить? | Отвечают на вопросы воспитателя, объясняют свой ответ. | |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, Формировать элементарные навыки самооценки. | Беседа, обсуждение Слайд № 11 | Ребята, мы помогли всем фигурам подружиться. Нам пора возращаться на землю. Проведение беседы: -Скажите, что нам в жизни дома приходится делить на части? -Что нового узнали? -Чем мы сегодня занимались? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о занятии. |