Перспективное планирование по развитию речи средняя группа
Автор: воспитатель Михайлова Елена Владимировна.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 9 г.Липецка город Липецк.
Перспективное планирование по развитию речи средняя группа
Файл: перспективное планирование
Перспективное планирование по развитию речи
средняя группа
№ |
Тема
Задачи |
Д/игры, упражнения в ЦР | Методическая литература |
1. | Сентябрь.
Что такое хорошо и что такое плохо. Пересказ рассказа В. Осеевой «Сторож». Учить пересказывать короткий рассказ, делать вывод, продолжить работу по формированию доброжелательных отношений между детьми. Развивать мелкую моторику — упражнения для развития пальцев рук. |
Назови добрые слова. Скажи доброе слово товарищу. Правила поведения в группе. |
М.А. Васильева, В.В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе», с.21.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.11. |
2. | В гостях у Мойдодыра.
Учить детей составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных и прилагательных; учить употреблять в речи существительные в родительном падеже; правильно называть предметы, их качества и действия с ними; упражнять в правильном произношении звука «ш». |
Скажи какой, какая, какое?» Чего не стало? Из чего сделано? |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», книга 1, с.81. |
3. | По улицам города.
Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, обогащать словарный запас детей, отчетливо произносить звук «п». |
Назови свой адрес.
Чистоговорка: Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», книга 1, с.81. |
4. | Улица полна неожиданностей.
Учить детей составлять рассказ по картинке, используя ранее полученные знания. Продолжать учить образовывать однокоренные слова. Закреплять умения четко произносить слова со звуком «р». |
Назови транспорт.
Какой транспорт? Чистоговорка: В город дорога в гору, а из города с горы. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.86. |
5. | Октябрь.
Осень, осень, в гости просим. Учить детей отвечать на вопросы, составлять сравнительный рассказ с помощью педагога. Активизировать в речи прилагательные и глаголы, отчетливо произносить звук «с». |
Какая осень? С какого дерева лист? Что делают листочки? П/и «Что нам осень принесла?» |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.60.
П/и- «Комплексные занятия в средней группе», с.26. |
6. | Витамины на грядке и на дереве.
Учить детей описывать овощи и фрукты, сравнивать их, отгадывать загадки, согласовывать прилагательные и существительные. Закрепить произношение звука «с» в чистоговорках и скороговорках. |
Назови форму и цвет.
Один – много. Загадки. Назови ласково. Чистоговорки: Са-са-са — ой-ой-ой летит оса. Сы-сы-сы – не боимся мы осы. |
М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе», с.37, с. 44.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.42. |
7. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».
Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии. Учить подбирать слова со звуками «с-ш». |
Загадки.
Угадай, какая посуда? Закончи предложения. Что лишнее? |
О.С Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с.160.
Игры-«Комплексные занятия» в средней группе» с. 78-79. |
8. | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно. Учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями детенышей. Активизировать в речи глаголы. Упражнять в произношении звука «р». |
Какая кошка?
Какие котята? Что умеет делать кошка? Подскажи слог. Чистоговорка: Зайка взял свой барабан И ударил трам-трам-трам. |
О.С Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с.108.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.46. |
9. | Городские птицы.
Учить составлять описательный рассказ по объекту. Учить подбирать точные сравнения. Активизировать в речи детей прилагательные. Учить произносить слова и фразы с разной силой голоса, отчетливо произносить звук «р», находить его место в словах. |
Отгадай, что за птица?
Назови птенцов. Чьё гнездо? Чистоговорка: «Проворонила ворона вороненка». |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.67.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.48. |
10. |
Ноябрь.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Пересказ эпизодов литературного текста. Продолжать развивать диалогическую речь детей. Подводить к пересказу эпизодов текста. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Учить выразительно произносить слова из текста. Упражнять детей в правильном произношении звука «з». |
Назови детенышей. Кто где живет? Придумай загадку о зайчатах. Песенка комарика-з-з-з-з-з. Чистоговорка: Зу-зу-зу – моем зайку в тазу. |
О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой», с.62. ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.51. |
11. | Добрые и вежливые слова.
Продолжать развивать диалогическую речь, учить придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова. Учить пересказывать текст стихотворений без помощи педагога. Учить подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и обращения. Воспитывать умение понимать оттенки значения слов. Закрепить правильное произношение звука «з». |
Гимнастика для пальчиков: «Здравствуй».
Копилка вежливых слов. Диалоги. Подскажи словечко. Чистоговорка: У Зины зайка спит в корзине. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с 96.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.54. |
12. | В детский сад.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, развивать диалогическую и монологическую речь. Закрепить умение рассказывать о происходящих событиях из личного опыта, употреблять в речи сложные формы предложений. Уточнить произношение звука «ш». |
Что делаем? Что надеваем? Что сначала, что потом? Чистоговорка: Нашей Маше дали мало каши. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитие речи», с 62.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.35. |
13. | Мамы разные нужны, мамы разные важны.
Учить составлять небольшие рассказы о своей маме. Учить употреблять в речи слова, соответствующие определенным профессиям, называть действия, производимые людьми этих профессий. Развивать диалогическую речь. Закрепить правильное произношение звука «ш». |
Мама какая?
Скажи ласковые слова. Кто больше назовет действий? Чистоговорки: Ша-ша-ша — Соня моет малыша. Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.101.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.37. |
14. |
Декабрь. Звери зимой. Учить пересказывать близко к тексту услышанный рассказ. Развивать монологическую речь. Учить употреблять как можно больше определений к существительным. Учить образовывать однокоренные слова. Уточнить произношение звука «д». |
Загадки. У кого кто? Кто где живет? Назови семью. Лошадка цокает. Забиваем гвоздь молотком: д-д-д-д. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.90. ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» с.173. |
15. | Составление рассказа из личного опыта на тему: «Мы друзья зимующих птиц».
Учить составлять короткий рассказ из личного опыта по аналогии с содержанием картины, сравнивать птиц по внешнему виду. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать птицам. Закрепить произношение звука «д» в словах и фразовой речи. |
Рассматривание картины по теме.
Беседа по картине. Один — много. Назови ласково. Угадай птицу по описанию. Игра «Дятел». |
Игры- З.Е Агранович «Сборник домашних заданий», с.24.
ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» с.174. |
16. | Новогодний праздник.
Учить составлять рассказ по картинке или объекту (наряженной ёлке), описывать ёлку и елочные игрушки. Активизировать словарь детей за счёт прилагательных. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. |
Загадки. Какая ёлочка? Нарядим елочку (составление предложений). Игра «Вьюга». |
Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду». Занятия с детьми 4-5 лет, с.33.
ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» с.177. |
17. | Январь.
Зима. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения. Учить составлять описательный рассказ. Учить подбирать нужные по смыслу прилагательные и глаголы. Уточнить произношение звука «т». |
Загадки. Снег какой? Скажи ласково. Подбери слово действие. П/и «Снег летит». Игра «Поезд». Та-та-та — хвост пушистый у кота. |
Т.И. Петрова Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с. 88.
П/и «Комплексные занятия для средней группы», с.130. ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», с.171. |
18. | Зимние забавы.
Упражнять детей в составлении рассказов по картине. Развивать творческое воображение. Учить отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке. Развивать чувство ритма. Уточнить и закрепить произношение звука «н». |
Загадки.
Кому что нужно? Идем на прогулку. Чистоговорка: Но-но-но – в нашей комнате темно. |
А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе», с.71
Игры-Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» с.36. |
19. | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Закрепить произношение звука «с» в словах и фразовой речи. |
Кто заблудился?
Какие бывают слова? Какое слово заблудилось? Чистоговорки: Су-су-су – тихо осенью в лесу. У нас газ погас. У Сони сани с горки едут сами. |
О.С Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с 118.
Г.А. Тумакова «Звучащее слово», c.36, 38. ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», с.43. |
20. | Февраль.
Транспорт. Учить описывать транспорт с помощью воспитателя по схеме: название, цвет, форма, составные части, кто управляет, назначение; сравнивать его. Учить образовывать множественное число существительных. Учить составлять предложения с союзом «а» и усваивать категории предложного падежа с предлогом «на». Уточнить произношение звука «ч». |
Загадки. Один – много. Летает, плавает, едет. Едем в гости. Договори предложение. Загудел паровоз и вагончики повёз. Чох-чох, чу-чу, далеко укачу! |
М.А. Васильева, В.В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе», с.100, 108.
Игры-Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду с детьми 4-5 лет», с.60. ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.77. |
21. | Все работы хороши.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных. Закрепить знания о профессиях машинист и контролер. Закрепить произношение звука «ч» в словах и фразовой речи. |
Кому что нужно для работы? Назови профессию. Игра «Поезд». Чистоговорки: Ча-ча-ча, чу-чу-чу, я сейчас зажгу свечу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча — сидит зайчик у врача. |
О.С Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с.138 .
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.80. |
22. | Поиграем вместе.
Развивать диалог. Побуждать детей четко отвечать на вопросы. Учить составлять сравнительный рассказ, употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Уточнить произношение звука «к». |
Пальчиковая гимнастика.
Найди ручку. Расскажи про ручку. Найди ножку. Поёт кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.97.
Игры- О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова «Придумай слово», с. 113,114-115. |
23. | Хочу быть таким, как папа.
Учить составлять небольшие рассказы о папе с помощью вопросов воспитателя. Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Выучить стихотворение о папе Е. Серовой. Выразительно его рассказывать. Закрепить произношение звука «к» в словах и фразовой речи. |
Какие слова можете сказать о папе?
Что умеют делать папы? Кто как кричит? (курица, петух, кукушка, лягушка). Игра «Дождик». |
Л.М. Шипицина, О.В.
Защирская, А.П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения», с.210. ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», с.175. |
24. | Март.
8 Марта – женский день. Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу. Продолжать учить четко отвечать на вопросы. Учить составлять описательный рассказ по фотографии и по памяти. Активизировать в речи прилагательные. Вырабатывать у детей дифференцированное дыхание. |
Какие слова можете сказать о маме? Назови ласково. У кого кто. Найди пару. Игра «Кто лучше надует игрушку?» |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.103.
ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», с.179. |
25. | Зеленый дом.
Пересказ сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Учить выразительно рассказывать сказку. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Формировать представления о том, что леса могут быть разными. Учить образовывать слова при помощи суффикса. Упражнять в отчетливом произношении звука «ш». |
Загадки о диких животных и растениях леса. Назови ласково. Почему так называют. Чистоговорка: Ша-ша-ша- Соня моет малыша. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.71.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.35-37. |
26. | Весна – красна.
Учить эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства, понимать их и применять их в своем рассказе при пересказе стихотворения. Учить подбирать определения, сравнения к заданному слову. Уточнить произношение звука «г». |
Какая весна?
Что делает весна? Назови приметы весны. Чистоговорки: Га-га-га – у козы рога. На горе гогочут гуси. |
О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой», с.73. |
27. | Путешествие березки по весне и осени.
Учить детей сравнивать два времени года по характерным признакам. Учить дополнять и составлять предложения с союзом «а». Закрепить произношение звука «г» в словах. |
Назови дерево.
От какого дерева лист. Один – много. Скороговорка: Глядят грачата на галчат. Глядят галчата на грачат. |
А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе», с.45. |
28. |
Апрель. Путешествие в страну цветных карандашей. Развивать диалог и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом. Учить образовывать слова при помощи суффиксов. Уточнить и закрепить произношение звука «х». |
Большой – маленький. Цвета радуги. Вы хотите – мы хотим. Прятки. Чистоговорка: Ха-ха-ха – не поймать нам петуха. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.106. |
29. | Это не игрушки, это опасно.
Учить внимательно слушать, пересказывать текст стихотворения выразительно, развивать связную речь. Упражнять в подборе глаголов. Описывая пожарных, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Уточнить произношение звука «ц». |
Загадки.
Назови признак (пожарные какие?). Что наделал огонь? Упражнение «Тихо, тихо». Как позвать цыплят: цып-цып-цып. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.94.
ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения,190. |
30. | Путешествие в страну « Светофорию».
Учить детей составлять рассказы из личного опыта на тему «Как я перехожу улицу на светофоре». Учить рассказывать о правилах дорожного движения и поведения на улице. Учить детей дополнять предложения. Закрепление произношения звука «ц» в словах и фразовой речи. |
Стихотворение М. Дружининой «Светофор».
Рифма. Вставь пропущенное слово. Песенка синички-цынь, цынь, цынь. Чистоговорка: Царапка, не цапай цыплят! |
М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе», с.112-116
ЗКР – М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», с.192. |
31. | Всё начинается с семени.
Дать детям общие представления о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем «питаются». Учить рассказывать о стадиях роста растения по схеме – модели. Уточнить произношение звука «щ». |
Назови откуда семя?
Чьё семя? Чего не хватает растению? Чистоговорки: Ща-ща-ща-Коля ходит без плаща. |
Л.М. Шипицина, О.В.
Защирская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» с.161. ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.72. |
32. | Май.
Труд в огороде и в саду. Продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине, развивать монологическую речь, уметь слушать, анализировать. Активизировать в речи детей глаголы настоящего и прошедшего времени ед. и множ. числа. Закрепить произношение звука «щ» в словах и фразовой речи. |
Что растёт в огороде?
Один – много. Что растет в саду? Чистоговорки: Щеткой чищу я щенка Щекочу ему бока. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», с.112.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.74. |
33. | Цветы.
Учить составлять описательные рассказы о цветах по объектам или по картинкам, делать сравнительное описание садовых и луговых цветов. Учить согласовывать прилагательные и существительные. Учить слышать и выделять в словах звук «т». |
Что я выращу на клумбе?
Куда что посадить? Собери букет. Часы: тик-так, тик-так. Поезд:тук-тук-тук-тук. |
И.Н.Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», с.102. |
34. | Насекомые.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, развивать монологическую речь. Учить употреблять в речи слова во множ. числе в родительном падеже, согласовывать существительные и прилагательные; четко произносить звук «ж» в словах. |
Загадки.
Один – пять. Чистоговорки. Логоритмика «Бабочка». Скороговорки: Лежит ёжик у ёлки, у ежа — иголки. У ежа – ежата, у ужа – ужата. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», книга 1, с.109.
Игры-Л.Н. Смирнова «Логопедия», с.68. |
35. | Кладовая леса.
Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы из личного опыта. Учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением, согласовывать прилагательные с существительными. Уточнить и закрепить произношение звука «л» в словах и фразовой речи. |
Отгадай и назови.
Какой? Какое? Назови ласково. Чистоговорки: Лы-лы-лы – забивали мы голы. У ёлки иголки колки. |
Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи», книга 1, младшая и средняя группы, с.73.
ЗКР — Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» с.61-65. |