Система работы в мини — музее Волшебница Вода
Автор: воспитатель Бездомникова Наталья Петровна.
МБДОУ «ЦРР -детский сад №55» Удмуртская Республика, городской округ Глазов.
Система работы в мини — музее «Волшебница Вода»
Файл: система
Система работы в мини – музее «Волшебница Вода»
Цель: система работы в мини – музее «Волшебница Вода»
Оборудование: экспонаты.
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых форм и моделей организации деятельности в условиях ДОУ. Обучение дошкольников должно опираться на эмоциональную, чувствительную сторону его личности, что связано с особенностями детской психики. И как раз музейная педагогика создаёт условия для развития личности ребёнка. Музейная педагогика – одно из новых направлений педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.
В нашей группе создан мини – музей «Волшебница Вода». Он ориентирован на воспитание экологической культуры детей. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных чудес – вода.
Вода – самая распространённая жидкость, без которой не было бы жизни на Земле. Наше тело состоит из воды, она необходима нам везде, её мы не можем ничем заменить. С древних времён до нас дошли легенды, мифы, в которых вода выступала как живое существо, обладающее чудотворными свойствами. Отсюда и название мини — музея – «Волшебница – Вода». Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой– снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Ребенок рождается исследователем.
А занятия в мини – музее позволяют развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Основная цель работы мини – музея – расширение представлений о воде.
Для решения данной цели мы опирались на следующие задачи:
1.Систематизировать и расширять представления детей о воде.
2.Развивать желание рационального и бережного отношения к воде; активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека; дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года; создавать условия для проведения практических опытов с водой.
3.Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
При решении данных задач мы руководствуемся следующими принципами:
— учёт возрастных особенностей (на каждый возраст имеется перспективный план работы, конспекты занятии)
— принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся в закрытых ящиках или на верхних полках).
— принцип интеграции образовательных областей.
— принцип наглядности. (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).
— принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)
— принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами оказывают родители).
— принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», «Рыбаки», девочки — сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.
Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – кукла Волшебница Вода и её помощницы – тучки. Каждая тучка – это определённое время года (зима – тучка со снежинками, осень, весна, лето – с капельками).
Важная особенность мини – музеев: участие в их создании детей и родителей.
Дети чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
Экспонаты мини — музея представлены по разделам.
Раздел «Игрушки».
• Раздел игрушки — экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими в свободной деятельности, для обыгрывания. Также они могут использоваться для НОД.
Раздел «Жизнь в воде».
• В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки.Это разнообразными поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты (морские обитатели, рыбы), картинки, макеты, которые доказывают, что существует жизнь в воде.
Раздел «Вода в природе».
• Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней), состояниями воды (твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар), круговоротом воды в природе. – макет, плакат
Раздел «Вода в жизни человека растении и животных».
• Данныйразделпомогает раскрыть роль воды в жизни человека.
«Лаборатория».
• В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды». Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль трубочки для коктейля и т. д.
«Библиотека».
• Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, есть книги, сделанные своими руками.
Раздел «Наше творчество»
• Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками.
(«Снежная королева», «Капель»)
Раздел «Медиатека»
• Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации.
В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.
Уделяется внимание и региональному компоненту. Удмуртия – родниковый край. С детьми мы знакомимся с водоёмами нашей местности, ходим на экскурсии к речке, знакомим детей с названиями рыб, которые водятся в наших реках, в дальнейшем дети познакомятся с водоёмами Удмуртии.
Для облегчения своей работу мы создали для мини – музея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода. Разработан перспективный план работы в мини – музее на каждый возраст.
Наряду с работой с детьми продумана и работу с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.
В этом году у нас 2 младшая группа. И уже с этого возраста мы начинаем знакомить детей с мини — музеем. Работа направлена на знакомство детей с простыми свойствами воды, на привитие культурно – гигиенических навыков. Обогащение представлений детей о процессе умывания с использованием игровых ситуации, чтения художественной литературы, сюжетно – ролевых игр. Для этого мы изготовили лэпбук «В гостях у Мойдодыра».
С каждым годом задачи усложняются, экспонаты меняются. Начиная со старшей группы — дети сами проводят экскурсии в мини — музее, для детей других групп, родителей, педагогов. Экскурсии проводим в разнообразных формах, например, в прошлом учебном году экскурсия проходила в форме телепередачи «Окно в природу», где дети выступали ведущими разнообразных рубрик, показывали опыты. Наш мини — музей связан с работой кружка «Маленький исследователь», который проводится с детьми со средней группы. В работу данного кружка включает в себя раздел «Волшебница вода».
Традициями мини — музея является проведение акции «Экспонат», оформление выставок детских работ.
Все проводимые экскурсии, а также опыт свой работы были представлены на конкурсах различных уровней. Опытом работы делась с коллегами в детском саду, проводила мастер – класс для коллег города, выступала на конференции педагогических работников города Глазова. Принимала участие в региональных и всероссийских конкурсах. Об этом свидетельствуют следующие награды: Диплом Общероссийского конкурса, Диплом лауреата «Современный детский сад – 2017», Фестиваль педагогического мастерства «Мозаика творческих идей». Самая главная награда – это грамота победителя 4 Межрегионального этапа 16 Международной ярмарки социально – педагогических инноваций 2018 года.
В дальнейшем планируем работать в данном направлении. Считаем, что созданная система работы мини – музее играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи, дополнительный методический материал для коллег.
В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.