Творческий проект по предмету истоки
Автор: учитель истоков Соколова Елена Александровна.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Текунская основная общеобразовательная школа Кадыйского муниципального района Костромской области п.Текун.
Творческий проект по предмету истоки «К творчеству призвала любовь. Е.В.Честняков Я пришёл дать вам сказку».
Файл: проект
Файл: презентация
Название работы: «К творчеству призвала любовь. Е.В.Честняков Я пришёл дать вам сказку».
Условия применения:
-Предмет истоки, тема «Творчество».8 класс.
Краткая аннотация работы
Одной из базовых национальных ценностей является труд и творчество-уважение к труду, творчество и созидание. Предмет Истоки в 8 классе призван помочь учащимся открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека, в том числе художественной, просветительской и других, ради познания её духовного и нравственного предназначения. Учебник 8 класса посвящён размышлениям об истоках человеческого творчества. Мир творчества необычайно увлекателен. Плоды его не только украшают нашу жизнь, но обогащают наш разум. Облагораживают и одухотворяют наши сердца. Учителю необходимо помочь учащимся увидеть непременных спутников творчества: озарение, вдохновение, способность созерцать, способность ярко и метко выражать.
Нравственные ориентиры есть там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, знание истории своего края и людей, прославивших его. Формы работы с учащимися для реализации поставленных задач могут быть разными. Это экскурсии по историческим и памятным местам, посещение музея, создание рефератов. Одной из инновационных форм работы является проектная деятельность.
Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. К сожалению у школьников из сельской местности нет возможности посетить музей, тем более музей в областном центре. Поэтому задача учителя построить так рабочий процесс, чтобы он был не менее познавателен и интересен и увлекателен для учащихся в ходе урока.
Цели проекта: Создать целенаправленную деятельность, направленную на ознакомление учащихся с творчеством Е.В.Честнякова. Закрепить изучение темы «Мотивы творчества».
Планируемые результаты:
Предметные:
— присоединить к истокам нашей отечественной культуры,
-дать попробовать себя в творчестве,
— обогатить духовный опыт учащихся.
Личностные: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к своей малой Родине, традициям, культурному наследию своего края, знание людей, прославивших Костромской край. Язык, культуру русской глубинки. Усвоение духовно-нравственных ценностей.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности;
-развитие творческих способностей.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своей деятельности в работе над проектом ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-умение строить высказывания, рассуждения, делать выводы.
Общая характеристика проекта
-Вид проекта: творческий
-По содержанию: монопредметный (в области одного предмета).
-По колличеству участников: коллективный(учащиеся 8 класса).
— По длительности: средней продолжительности.
Результат (продукт) деятельности
Выступление на школьном конкурсе художественного слова.
Этапы работы над проектом
- Проблематизация
Волею случая оказалась в нашем областном центре и посетила Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», где в одном из залов проходит выставка творческих работ нашего земляка, уроженца Кологривского района Ефима Васильевича Честнякова. Картины самобытного мастера произвели неизгладимое впечатление. Магическое и таинственное чувство охватило меня.С творчеством этого талантливого человека я уже была знакома, поэтому увидев подлинные работы мастера, пришло решение познакомить с его творчеством своих учеников. На уроке обобщения по теме «Творчество», предложила задание –творческий проект по теме «К творчеству призвала любовь. Е.Честняков «Я пришёл дать вам сказку».
2.Планирование работы учителя:
-Сбор информации об авторе, его творчестве (посещение Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника», беседа с сотрудниками музея, посещение выставки работ автора,поиск материала через Интернет: видео и документальные фильмы об авторе; музей Е.В.Честнякова в деревне Шаблово.
Разработала маршрут ознакомления с творчеством Е.В.Честнякова на уроке и внеклассной деятельности:
-Общая информация об авторе
-Е.В.Честняков-художник
Е.В.Честняков-сказочник
Е.В.Честняков-скульптор
Защита проекта-выступление на уроке, создание презентации.
Результат реализации проекта: постановка сказки «Чудесное яблоко».
Подготовила для учащихся сообщение об Е.В. Честнякове и представила его на одном из уроков по теме «К творчеству призвала любовь».
- План реализации проекта
Этапы | Содержание этапа
Организация деятельности |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Погружение в проект | Определение темы и целей проекта. Формирование группы | Обсуждают темы проекта в группе и с учителем. | Мотивирует учащихся на проектную деятельность.Знакомит с задачами. |
Планирование проекта | Определение обьёма работы для каждого члена группы.Составление плана работы:определение источников информации:-Интернет;
-Школьная библиотека. -Определение способа представления результата:-выступление на уроке; -определение критериев оценки работы: (доступность и понятное изложение материала, оформление,подтверждение в виде рисунка или фото материала.Подача материала-рассказ. |
Распределяют обязанности внутри группы. Каждый член группы выбирает тему работы и источники информации.Составляют план работы над проектом. Вырабатывают критерии регламента и оценки работы. | Оказывает необходимую организационную помощь. |
2.Осуществление деятельности | |||
Сбор информации | Сбор информации метод-изучение материала. | Выполняют работу над проектом | Помогает в изучении информации. Наблюдает,советует. Анализирует взаимоотношения в группе. |
Обобщение результатоввыводы | Анализ полученной информации,подготовка к её представлению. | Анализируют полученную информацию,выполняют оформление проектной работы. | Контролирует,наблюдает, советует. |
3.Представление результатов и их оценка | |||
Презентация | Отчёт участников проекта о проделанной работе. | Представляют проект на уроке. | Слушает,при необходимости задаёт вопросы,обобщает,комментирует выступления. |
Оценка процесса и результатов работы. | Оценка конечного результата коллективной деятельности,анализ достижения поставленной цели.
Рефлексия. |
Оценивают работу каждого члена группы. Анализируют была ли достигнута поставленная цель.Проводят рефлексию своей деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.Проводит рефлексию.
-Чего смогли достичь в процессе работы над проектом? -что сумели понять;почувствовать? -Какие новые знания по теме вы получили в ходе работы над проектом? -Довольны ли вы своим участием в работе группы? — Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей группе в процессе работы? -Как вы считаете,кто проявил себя более активно в процессе работы? |
Карта оценки проектной деятельности
Название проекта ________________________________
Группа:______________________________________
Параметры | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Средний балл |
Выполнение работы по проекту | ||||
Оформление результатов проекта | ||||
Качество представления материала (анализ выступления). | ||||
Итоговый балл |
Примечание: Самооценка деятельности , взаимооценка и оценка учителя выставляются по пятибальной шкале.
Приложение:
План конспект урока истоки 8 класс
Урок-заочное путешествие Знакомство с творчеством Е.В.Честнякова.
Цели:
получить новую информацию по теме «Творчество»; формировать умение работать с новым материалом; формировать умение делать выводы, формулировать суждения; воспитывать эстетическую культуру мышления и речи; пробуждать познавательный интерес к предмету; развивать способность в сотрудничестве, общении, работе в коллективе.
Задачи:
Содействовать в ходе урока развитию национальных базовых ценностей: патриотизма, любви к своему краю; содействовать культурному, эстетическому воспитанию школьников; развивать умение выделять существенное в материале ,логически излагать свои мысли; используя творческие задания развивать у школьников самостоятельность; развивать эмоциональный фон учащихся, используя на уроке презентацию и истоковские технологии (мнемотехника,ресурсный круг).
Присоединение к теме урока:
У: Самым загадочным в человеческом творчестве является первый шаг.
-Что подвигло человека к тому или иному творческому делу, как возникает потребность творить?
-Во имя чего человек вступает на этот путь?
Конечно, этот путь у каждого свой. Мы рассмотрели три истории.
-К творчеству призвало сердце, на примере Киевского митрополита Илариона.
-К творчеству призвала любовь, на примере Ульяны Ивановны Бабкиной, мастерицы глиняных игрушек из далёкой каргопольской деревеньки Архангельской области.
-К творчеству призвало Отечество, на примере истории создания и великой силе песни «Вставай, страна огромная». Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие.
-Сегодня мы познакомимся с творчеством нашего земляка русского художника, писателя,скульптора ,создателя детского театра в деревне Шаблово. Творчество Ефима Васильевича Честнякова отличается душевностью и милой сердцу простотой.
-Просмотр презентации и сообщения учащихся.
-Слайд:-4
О Творчестве Е.В.Честнякова. «Жил на Костромской земле учитель,художник, писатель, уроженец Кологривского уезда Ефим Васильевич Честняков. Родился Ефим Васильевич в крестьянской семье Самойловых. Он был, не считая двух сестёр единственным -сыном кормильцем. Таких детей, на которых со временем ложилось содержание семьи, называли честняками. Отсюда произошла фамилия Честняков.
Ефим Васильевич Честняков родился и прожил без малого 87 лет в деревне Шаблово, на родной земле, которая помогла ему выстоять в самые трудные времена. На его жизненную долю выпали три русские революции, две мировые войны, победы и поражения в битве за новую жизнь деревни, взлет научно-технической революции, философской мысли и социального творчества. Честняков был современником ускорения жизни и коренных изменений во многих отраслях человеческого знания на рубеже веков. Тем более удивительна и непонятна его непоколебимая верность одному дару, одному образу, одной идее, навеянной ладом русской деревни, фантазиями детства. «В детском мире моя жизнь» — писал Ефим Честняков, который передавал детям универсальную науку и искусство глубинного русского мира. Все мы родом из детства, но волшебное Ефимово детство в красивейшей деревне кологривского края было источником его истинной и крепкой веры в русскую народную крестьянскую культуру. Он стал ее хранителем, подвижником, творцом, певцом, художником, то есть все свои таланты он посвятил ей, сохранив детскую непосредственность восприятия окружающего мира. Довольно скупые сведения о биографии, образе жизни, мыслях Ефима Честнякова мы узнаем из его писем и из рассказов знавших его людей. Влияние на его мифопоэтическое, сказочное восприятие бытия оказал патриархальный уклад крестьянской жизни, сказки бабушки и матери, бывальщины и легенды деда и отца. Ефим с детства знал много старинных песен, сам сочинял частушки, припевки, колядки. Потом этот поэтический настрой, таинственный мир сказки, богатое детское воображение и фантазия помогут ему в творчестве, в организации деревенских праздников и спектаклей для детей. Этот крестьянский подвижник вспоминал в своих письмах: «Мне хотелось теперь для людей такой же жизненной радости, шуток, юмора, комизма всякого рода, что гений русского народа так великолепно развернул в своих сказках – на них я и воспитывался».
Чисто российское открытие
Слайд:2
Летом 1968 г. экспедиция Костромского художественного музея собирала народное творчество в Кологривском районе. Глухомань, от областного центра – 360 километров, рассчитывать особо не на что. Но тут к музейщикам в автобус подсаживается словоохотливый местный житель и в разговоре упоминает про некоего Ефима из деревни Шаблово,который «не абы кто — в Питере у Репкина, что ли, учился»… Неужели ученик самого Ильи Репина?
В Шаблово, по законам жанра, им тоже помог случай. Водитель автобуса попросил водицы в одной избе, и приметил какую-то диковинную картонку на крынке с молоком у хозяйки. Позвал поразился: да это живопись… причём живопись руки подлинного мастера!
И шабловцы, убедившись, что приезжие относятся к находке с должным уважением, стали один за другим приносить и показывать гостям полотна «Ефимушки», написанные иногда на загрунтованных холстах фабричного изготовления, но чаще на домотканой холстине, а то и наматрасной ткани. Несли и карандашные портреты, и раскрашенные скульптурки из обожженной глины, «глинянки».
«Ефим-то уж семь лет как помер, — рассказывали деревенские. – 87 лет без малого прожил. Семьи у него не было -всем мироми похоронили, по очереди на руках снесли на кладбище за четыре километра». А работы, что в Ефимовой мастерской остались, они показали было в Кологриве местному начальству, которое по культурной части. Но местное начальство отмахнулось: «Художественной ценности не представляет».
Спустя десяток-другой лет после его смерти московские искусствоведы, готовя картины Честнякова к первым выставкам в Европе, скажут: нет, дорогие друзья, это не какой-нибудь там провинциальный наивный художник — перед нами мастер живописи, поэзии и прозы мирового уровня. Да, вот так — именно мирового. И стиль его сравнить не с чем. В русской культуре искусство Честнякова представляет собой совершенно особое явление. «Это фигура возрожденческая», — напишет знаменитый реставратор Савва Ямщиков.
Душа Ефима болела за народ, который он жалел и любил, и любовь эта отражена в картинах о праздничной народной жизни, в портретах простых жителей деревни, у которых глаза, как зеркало души, смотрят вглубь тебя до сих пор. В письме к И. Репину в 1902 году он называет людей от земли – братьями и так говорит о народе: «Неизмеримо глубокая душа твоя, великий народ. Нет народа более скромного и более гордого, чем ты. И скромностью твоей и гордостью кичливо пользуются наглые люди: необъятно для них любвеобильное сердце твое и недоступны твои высокие идеалы. И терпит, все терпит великий народ, все еще не исстрадалось сердце его, — и поет он песню беспредельно глубокой тоски о чудесно прекрасной жизни, о поруганной правде, о примирении добра и красоты».
Слайд:3-9
Слайд:10
Е.В.Честняков об искусстве.
Слайд:-25
Е.В.Честняков-художник
Десятки больших полотен, картины, графика, портреты, «сочинушки» — стихи и сказки, «глинянки» — маленькие скульптурные образы дедов, баб и мужиков, девонек и парнеков — только часть его творческих работ дошла до нас и хранится в музеях. До сих пор нет полного каталога его картин, многое не изучено, не издано, например, рукописные книжки-картинки Честнякова и его записные тетради.
Слайд: 26-27
Е.В.Честняков-скульптор
Слайд: 27-31
Сказки Честнякова:
В начале 1914 года в журнале «Солнышко» была опубликована его сказка «Чудесное яблоко», для которой художник выполнил рисунки пером. Странно, но издатель решил выпустить книгу с черно-белыми иллюстрациями, и Чесняков сделал их сам. Да и мог ли кто лучше передать тот волшебный мир, где на старой яблоне в лесу вырастает огромное яблоко, которое можно привезти домой только всей семьей, и старыми и малыми, и которое самим Богом дадено. Разве это не чудо?
«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит: — Кто вам дал? — спрашивают. — Бог дал, — отвечает дедушко. Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое. «И мне, просят, и мне!» Дедушко дает всем. Вся деревня наелась, похваливаеют: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята — парнеки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня».
Названия сказок напевны: «Иванушко», «Сергиюшко», «Чудесное яблоко», Шабловский тарантас».
Слайд:32 Организатор театра для детей.
По выходным дням Е.В.Честняков организовывал с детьми театр. Он создал в то время детский сад для детей, сейчас его деятельность с родни занятиям в доме детского творчества.
«по выходным и праздникам устраивал представления»…и сейчас на его родине, в деревне Шаблово дети организуют выступления по его сказкам.
У:А как Ефим исцелял? Зелья целебные из трав не варил, не заговаривал, не колдовал. Угощал тем, что было, что гости с собой принесли. Выслушает, поговорит, покажет картины, глинянки, порисует, при этом тихонько напевая речитативом присказки, прибаутки. А ведь речь его, и глинянки, и картины впрямь были чудодейственными. Они и сейчас завораживают, притягивают какой-то силой, тайным магнитом. Особенности образа жизни и внешнего вида скрывали инобытие шабловского мудреца. Он был погружен в молитвенный Божественный мир, поглощен самопознанием, вслушиваясь в себя, в окружающее пространство, чтобы выразить все накопленное в плодах творчества. Они так и просились на волю, к людям, спешили навстречу к нам, потомкам. Не достигший своей славы при жизни он сыскал заслуженную славу сейчас.
Рефлексия:
У:-Мы познакомились с творчеством Е.В.Честнякова. Как вы считаете в чём сила притяжения его творчества ?
Светло любил детей всегда, и они отвечали ему тем же – принимали его странности и помнили его уроки-праздники. Любил людей.
«Мне хотелось теперь для людей такой же жизненной радости, шуток, юмора, комизма…
-Секрет успеха-любовь. К творчеству призвала любовь.
-Мнемодиктант:
У:постарайтесь к каждому слову подобрать образ
Шаблово, сказочник,картины,глинянки, театр, искусство, творчество, любовь.
Ресурсный круг: -Сегодня я узнал, увидел, почувствовал…
-Учащиеся: Заполняют карту оценки проектной деятельности.
Домашнее задание:
У:-Согласитесь, расставаться с творчеством Е.В.Честнякова так просто не хочется, поэтому мы продолжим наш проект и завершим его выступлением на школьном конкурсе художественного слова.Задание подготовиться к инсценировке сказки Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко».
Литература :учебник «Истоки» автор Камкин А.В. Издательский дом «Истоки» 2004г.
Материалы «Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Фотографии для презентации взяты из Интернет-ресурсов.
Презентация к уроку
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32