Замкнутые дети
Автор: воспитатель Романова Ирина Алексеевна.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка-детский сад № 11 «Берёзка» п. Липовцы.
«Замкнутые дети»
Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления общения с другими людьми.
Файл: статья
«Замкнутые дети»
Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления общения с другими людьми.
Характеристика замкнутых людей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребенок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребенок не хочет и не знает, как общаться.
Причины замкнутости ребенка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:
1.Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребенка, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Рекомендации: Беспокойство, вызванное опасением, что у него «что-то не так», совершено напрасно. Стремление «перевоспитать» такого ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется «уйдет в себя».
2.Недостаток общения и внимания в семье. Постоянное стремление родителей освободиться от ребенка приводит к тому, что ребенок все реже обращается к ним со своими, на первый взгляд, пустяковыми проблемами, а в результате уже в совсем недалеком будущем родителям и детям не о чем будет поговорить, нечем поделиться, будет нечего доверить. Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои «проблемы», заранее зная, что мать или отец все равно ответят ему, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Рекомендации: Слушать и слышать ребенка, интересоваться его проблемами.
3.Сдерживание ребенком, возникающих у него эмоций и желаний. Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Красиво». Мальчонка просит: «Папа, а давай немного вместе порисуем». А в ответ слышит: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай», — и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. Рекомендации: Ребенку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам.
4.Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Рекомендации: безусловное принятие ребенка таким, каков он есть.
5.Ребенок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапного нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка. Рекомендации: Вселять в ребенка уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя.
Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребенка.
Чтобы преодолеть замкнутость у ребенка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.
Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребенка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.
Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым.
• Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривлянием, смехом и т.д. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого. причем эти экспрессии выражают самые разные состояния – от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.
• Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл: создаются условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности
• Третья особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказываться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Совсем по другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушать рассказы взрослого. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем сам говорить сам.
• Четвертая отличительная особенность общения между дошкольникам состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо,, как надо и как не надо, т.е. ребенок от него ждет оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, и совместная игра, и сравнение с собой. Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать. Такое разнообразное отношение детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. В общении со взрослым ребенок учиться говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребенком.
Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!