Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений
Автор: воспитатель Казачёк Ольга Александровна.
МБДОУ №181 г. РОСТОВ-НА-ДОНУ.
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старший возраст, 5-6 лет
Файл: рабочая программа
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР средний возраст, 4-5 лет
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр. |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.4. | Возрастные особенности детей среднего возраста с ТНР | 5 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Программное содержание раздела ФЭМП | 7 |
2.2. | Формы реализации Программы | 8 |
2.3. | Учебно-тематический план | 9 |
2.4. | Критерии освоения воспитанниками раздела ФЭМП | 10 |
3. | Организационный раздел | 12 |
3.1. | Материально-технические условия реализации Программы | 12 |
3.2. | Режим дня. Расписание занятий. | 13 |
3.3. | Интеграция образовательных областей | 14 |
3.4. | Методическое обеспечение | 17 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой, образовательной программы ДОУ.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральными законами:
1.1. Конституция РФ;
1.2. Конвенция ООН о правах ребёнка;
1.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
2.Постановлениями Правительства Российской Федерации:
2.1.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
3.Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ:
3.1.Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.2.Приказ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
3.3. Письмо от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
- Документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:
4.1.Устав МБДОУ № 181 утвержден Управлением образования города Ростова-на-Дону, приказ № 586 от 19.06.2015 г.
4.2.Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, регистрационный № 5519 от 20 августа 2015 г., срок действия лицензии: бессрочно, с. 61Л01 № 003163.
- Документами МБДОУ № 181:
5.1. Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 181 на 2018-19 уч.год;
5.2. Годовой учебный план НОД на 2018-19 уч.год;
5.3. Расписание НОД на 2018-19 уч.год.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель:Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости. Задачи:
- развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах,
числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально-
исследовательских способов познания математического содержания математического
содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ,абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,
ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
- ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов жизни ребенка;
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ТНР
При нормативном развитии восприятие детей среднего возрастастановится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речипредставлены различные виды дефектов, такие как общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, заикание и др. При сложных речевых расстройствах нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.
У дошкольников с речевой патологией наблюдаются особенности психического развития. Отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Дети с речевыми нарушениями затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Они, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности,необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.
Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Таким образом, для реабилитации дошкольников с речевой патологией необходима специально организованная коррекционная работа, осуществляемая специалистами и воспитателями в тесной взаимосвязи при реализации Программы и индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дети умеют:
-Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)
-Считать до 5 (количественный счет),отвечать на вопрос «Сколько всего?» -Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.
-Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета вряду.
-Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
-Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
-Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
-Различать левую и правую руку.
-Определять части суток.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ФЭМП
Количество и счет.
Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар. Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, один красного цвета, а другие – синего, красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных.
Учить детей считать до 5, пользуясь правильными приемами счета, называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2 -2, 2-3, 3 -3, 3 -4, 4 -4, 4 -5, 5 -5.
Сформировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета.
Учить уравнивать неравные группы способами, добавляя к меньшей группе один предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества, приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.
Учить на основе счета устанавливать равенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения друг к другу. Учить соизмерять предметы по двум признакам: величине и цвету. Учить детей устанавливать размерные отношения между 3 -5 предметами разной длины, ширины, высоты; располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словом размерные отношения предметов в ряду.
Форма.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике.
Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа.
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении; обозначать словами положение предмета к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
Ориентировка во времени.
Расширять представления детей о частях суток и их последовательности. Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро – медленно». В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще – учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
- ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствие с Программой педагогический процесс осуществляется в условиях полного дня. Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- непосредственно образовательную деятельность (НОД);
- совместную деятельность взрослых и детей;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми:
- игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение произведений разных жанровс математическим уклономразрешение проблемно – поисковых ситуаций;
- обсуждение возникающих вопросов, игра воспитателя с ребенком, • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- игра воспитателя с ребенком;
- математические праздники и развлечения, отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
- театрализация с математическим содержанием;
- самостоятельная деятельность детей;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план ФЭМП составлен в соответствии с учебным планом МБДОУ на 2018-2019 учебный год, перспективным планом коррекционно-развивающей работы в соответствии с лексическими темами.
Количество занятий ФЭМП – 1 раз в неделю, 32-34 занятия в год.
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ | ЗАНЯТИЕ |
Сентябрь | 1,2 | Педагогическая диагностика (оценка имеющихся у детей математических представлений) с целью планирования педагогических действий по разделу ФЭМП | |
3 | Детский сад | Занятие №1, стр.12 | |
4 | Органы артикуляции | Занятие №2, стр.13 | |
Октябрь | 1 | Овощи | Занятие №3, стр.14 |
2 | Фрукты | Занятие №1, стр.15 | |
3 | Осень золотая | Занятие №2, стр.17 | |
4 | Одежда, обувь | Занятие №3, стр.18 | |
5 | Посуда | Занятие №4, стр.19 | |
Ноябрь | 1 | Продукты | Занятие №1, стр.21 |
2 | Профессии | Занятие №2, стр.23 | |
3 | Перелётные птицы | Занятие №3, стр.24 | |
4 | До свиданья, осень | Занятие №4, стр.25 | |
Декабрь | 1 | Дикие животные | Занятие №1, стр.28 |
2 | Зимующие птицы | Занятие №2, стр.29 | |
3 | Зима, зимние забавы | Занятие №3, стр.31 | |
4 | Праздник Новый год | Занятие №4, стр.32 | |
Январь | 1 | Семья | Занятие №1, стр.33 |
2 | Игрушки | Занятие №2, стр.34 | |
3 | Наше тело, средства гигиены | Занятие №3, стр.35 | |
Февраль | 1 | Домашние животные | Занятие №4, стр.36 |
2 | Домашние птицы | Занятие №1, стр.37 | |
3 | Защитники отечества | Занятие №2, стр.39 | |
4 | Дикие и домашние животные | Занятие №3, стр.40 | |
Март | 1 | Мамин праздник | Занятие №4, стр.42 |
2 | Приход весны | Занятие №1, стр.43 | |
3 | Транспорт | Занятие №2, стр.44 | |
4 | Наш дом | Занятие №3, стр.45 | |
5 | Мебель | Занятие №4, стр.46 | |
Апрель | 1 | Лес, деревья | Занятие №1, стр.48 |
2 | Природные явления весны | Занятие №2, стр.49 | |
3 | Цветы | Занятие №3, стр.50 | |
4 | Насекомые | Занятие №3, стр.50 | |
Май | 1 | Овощи и фрукты | Занятие №4, стр.51 |
2 | В гостях у сказки | Занятие №4, стр.51 | |
3,4 | Итоговое обследование речевых функций детей | Работа по закреплению программного материала |
- КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Формирование элементарных математических представлений
— Умеет считать в пределах 5, отсчитывать 5 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-5 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На каком месте справа (слева)?», располагать числа от 1-5 по порядку.
Воспитатель задает детям (группе 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т.п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит принести 5 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева), находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т.п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-5) по порядку.
2балла-правильно выполняет задание сам.
1балл-может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса взрослого.
0баллов-допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
— Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Воспитатель дает детям (группе из 6-8человек) задание выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы), при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоугольник, овал).
2балла-правильно выполняет задание сам.
1балл-может допустить ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0баллов-допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
— Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.
Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8человек и предлагает каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.
2 балла-правильно выполняет задание сам.
1 балл-может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или наводящего вопроса взрослого).
0 баллов-допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
— Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет после утра(дня, вечера).
2 балла-правильно выполняет задание сам.
1 балл-может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов-допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
В группе созданы условия реализации программы.
- Для проведения НОД используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.
- В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: видеоплеер, телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор, интерактивная доска Прометей. Оборудование поддерживает электронные образовательные ресурсы и программное обеспечение:
-развивающая программа для интерактивной доски ActiveInspire,
— программа обучающих презентаций PowerPoint,
— образовательная программа «1С.Дошкольники»,
- Для обучения используются наглядные пособия: магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; плакаты, картины с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству и пр.
- Детям предлагается счетный раздаточный материал: математические наборы «Учись считать»; счетные палочки; бусины, пуговицы,картинки, пазлы и т.п.
- Для закрепления математических представлений в совместной и самостоятельной деятельности в группе используются:
— дидактические и настольно печатные игры: «Большой, средний, маленький», «Что где находится?», «Геометрия на верёвочке», «Учимся считать», «Мои первые цифры», «Весёлый счет», «Учимся считать», игры-ходилки, головоломки, домино, мозаики, лото «Геометрические фигуры» «Счетные палочки Кюизенера». Также используются авторские игры В.В.Воскобовича «Игровизор», «Волшебный Квадрат», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка». Авторские игры Б. П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор». Головоломки «Танграм», «Монгольский квадрат», «Колумбово яйцо» и др.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы.
3.2.РЕЖИМ ДНЯ. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Основным принципом построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Режим дня воспитанников составлен на основе примерного режима комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Режим дня средней группы (4-5 лет)
Режимные моменты | Время проведения |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность | 07.00-08.15 |
Утренняя оздоровительная гимнастика | 08.15-08.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.30-08.45 |
Игры, подготовка к занятиям | 08.45-09.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 09.00-09.20
09.40-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка
Индивидуальные занятия с логопедом по графику |
10.00-11.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 11.50-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.40 |
Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы. Дневной сон | 12.40-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.15 |
Полдник | 15.15-15.25 |
Совместная и самостоятельная деятельность | 15.25-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00-16.45 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 16.45-17.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.00-17.25 |
Самостоятельная деятельность, уход детей домой | 17.25-19.00 |
РАСПИСАНИЕ НОД
День недели | Время | НОД |
понедельник | 9.00
9.30 |
коррек речи
ФЭМП |
вторник | 9.00
9.30 |
музыка
физкультура |
среда | 9.00
9.30. |
психокоррекц
физкультура |
четверг | 9.00
9.30 |
музыка
психокоррекц |
пятница | 9.00
9.30 |
физкультура
коррек речи |
Итого занятий в неделю | 10 |
3.3.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие;
-Физическое развитие.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
- система организованнойобразовательной деятельности, включающаяинтегрированные занятия;
- рациональное совмещение различных видовдеятельности (игровой, изобразительной,познавательной, исследовательской и др.) с вовлечениемдетей в решение проблемно-игровых ситуаций,сформулированных на основе личного опыта ребенка;
- активизация познавательного интереса к математике у дошкольников и стремления к усвоениюновых знаний.
Помимо организованных занятий по ФЭМП математическое содержание включается во все виды детской деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно-исследовательская;
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- Конструирование из разного материала;
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- Музыкальная;
- Двигательная.
Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие»
Двигательная деятельность.
-сравниваем предметы по величине и форме;
-определяем левую и правую сторону;
-ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры,числовые карточки;
-используют карточки с изображением времен года и частей суток;
используют считалочки (количественный и порядковый счет);
-Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т.д.)
-Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх),перенесенных предметов (в эстафетах)
-Играем в подвижные игры математического содержания «Попади вкруг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафетыпарами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»
Вид деятельности:«Восприятие художественной литературы и фольклора»
-Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы,поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.
-Используем стихотворные формы художественной литературы.
-Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о
количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года,величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь онанародная или авторская, присутствует целый ряд математическихпонятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и«Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще иосновы арифметических действий.
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»
Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразногоматериала»
-Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочьребенку более детально запомнить и прочувствовать математическиепонятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика»,«Большие и маленькие дома на нашей улице» и т.п.
3.4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ПомораеваИ.А, Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4 –5лет).
- Рабочие тетради:Д. Денисова, Ю.Дорожин. «Математика для малышей: Средняя группа».