КАК Я УЧУ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Автор: воспитатель Сухова Елена Вячеславовна.
ГБОУ Школа №1375 ДО г. Москва.
«КАК Я УЧУ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»
из опыта работы
Файл:«КАК Я УЧУ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ» 1
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «КАК Я УЧУ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Я работаю во 2 младшей группе№ 3. В группе 15 детей, 8 — мальчиков и 7 — девочек. В начале года я обратила внимание, что дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры; они просто долго возят машинку, носят на руках куклу, также затрудняются продолжить развитие сюжета в игре. Я понимала, что у детей мал жизненный игровой опыт и этому я должна их научить.
В связи с этим я поставила перед собой задачи:
— научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила;
— развивать у детей игровой и жизненный опыт;
— поощрять попытку детей придумывать сюжет игры, объединять несколько действий «лечить, готовить обед, довести до больницы куклу на машине».
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла по трем направлениям:
1. Создание необходимой развивающей среды.
2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детьми. Обогащение их жизненного и игрового опыта.
3. Работа с родителями.
Свою работу я начала с того, что подготовила предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр в моей группе: «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская» «Магазин». Игровую среду оснастила оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.
Сначала дети играли просто с игрушками, но я всегда была рядом. Моя заинтересованность, мой ласковый тон, мое включение в игру помогало моим воспитанникам в развитии сюжетно-ролевой игры, в ее продолжении, в ходе которой дети учились вести диалог с товарищем, учились делиться игрушками.
Во время игровой деятельности я старалась, чтобы дети относились к куклам, мишкам как к живым существам — ласково, заботливо.
Если кто-то из ребят бросал игрушку на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, пожалей ее, приласкай, поиграй с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, я старалась пополнить, расширить знания детей об окружающем мире. Книга «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр» автор Т. В. Березенковой стала мне оригинальным подспорьем. В календарном планировании ежедневно отражала работу, связанную с обогащением игрового и жизненного опыта детей по сюжетно-ролевой игре опиралась на технологические карты.
Для расширения кругозора детей также в своей работе использовала:
Чтение худ.литературы К. Чуковского «Доктор Айболит». Стихи А. Барто «Дома» и т.д.
Так, при знакомстве детей с книгой К.Чуковского «Айболит», я обратила их внимание на обложку, на которой был нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как доктор лечит зверей — слушает трубочкой, ставит градусник, дает лекарство. В ходе беседы использую иллюстрации, объяснения, что у доктора есть медсестра, она помогает доктору лечить больных. Мы рассмотрели чемоданчик доктора с его инструментами.
Я всегда включаюсь в игру, принимая на себя ведущую роль. Слушая мои указания, подсказки «Соня, покорми свою дочку и пойди с ней на прогулку», «Степа, нам не хватает кирпичей для постройки гаража, привези на машине их нам» — и дети продолжают играть, разворачивается дальнейший сюжет игры.
Для расширения игрового опыта в своей работе активно использовала дидактические игры — «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Покупаем куклу».
Наблюдали и беседовали о труде няни, повара, медсестры, мамы. Рассматривание картин: «Мы играем», сюжетных картин «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «В больнице». Знакомила детей с названием блюд, которые мы кушали в детском саду. Все это расширяло их кругозор, обогащало жизненный опыт. Если в игре у детей возникали конфликты из-за игрушек, ролей в игре, старалась уладить все так, например: «Маша играет с куклой в «Дочки-матери», а Ариша — тоже хочет быть «мамой». Как же быть? Я предложила девочкам такой вариант: «А давайте у вашей дочки будет две мамы. Одна дома — другая мама работает в детском саду. Ты, Маша, одень дочку, покорми ее и отведи в детский сад. Дома тебя ждет много дел — приготовить ужин, погладить белье. А в детском саду Ариша научит твою дочь рисовать, лепить, танцевать». Конфликт был улажен, все довольны, игра продолжалась.
Во время игр всегда хвалю детей, оценка их труда всегда положительная. «Молодец, Поля, ты заботливая мама. Максим, ты, трудолюбивый шофер, сам починил машину».
Я понимала, что сама не смогу научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Мне потребуется помощь родителей.
К оснащению предметно-развивающей среды в группе я привлекла родителей, которые с желанием откликнулись на мои просьбы — они сшили постельные принадлежности, фартуки-колпаки для кухни, спец. одежду парикмахеру, одежду доктору и куклу-доктора, связали одежду для куклы по сезонам.
Если в первое время дети играли в одиночку, довольно разобщенно, то сейчас они научились играть небольшими группами, причем стали проявлять кдруг другу внимание, доброжелательность, научились уступать, делиться игрушкой с товарищем. Мы так же заметили, что дети изменились в характере поведения, стали более организованнее, дружнее, но проблемы еще остались
До конца года я планирую научить играть своих детей в полноценные сюжетно-ролевые игры. Я очень хочу и стараюсь, чтобы игра для моих детей стала неотъемлемой частью их жизни.