Методическая разработка классного часа Свобода и закон
Автор: преподаватель Шевчук Ирина Васильевна.
ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум» г. Рузаевка.
Методическая разработка классного часа «Свобода и закон»
Файл: методическая разработка
Тема классного часа «Свобода и закон» для студентов 3 курса
(ситуативная беседа)
«Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»
(Цицерон)
Цель:
— Напомнить студентам правила, регулирующие жизнь человеческого общества.
— Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
— Воспитывать уважительное отношение к закону.
— Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.
Оснащение: — мультимедийная установка
Подготовка: — презентация
Ход классного часа
Куратор: Человек — существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Давайте поговорим о том, что такое свобода, и на что вы имеете право и в чем вас ограничивает закон. Начнем с понятия свобода.
Вопрос к аудитории: Что означает в вашем понимании слово «свобода»?
Слайд 1.Понятие «свобода»:
• отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
• сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
• способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
• реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
• не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
• степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
• наличие прав и их гарантированность;
• один из основополагающих принципов правового государства.
(Предлагается студентам выбрать наиболее близкий им вариант и высказать свою точку зрения.)
Вопрос к аудитории: Назовите категории свободы? (свобода слова, вероисповедания, свободное время и т.д.)
Слайд 2. Понятие «право»
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Вопрос к аудитории: Назовите права, гарантированные конституцией?
(право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;
право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;
право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;
право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.)
Слайд 3. Понятие «ответственность»
Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?
Вопрос к аудитории: За что несет ответственность человек?
(- перед своей совестью;
— перед родителями и лицами их заменяющими;
— перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
— ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения;
— административная ответственность;
— дисциплинарная;
— ответственность за совершение правонарушений;
— ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
— гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
— ответственность за возмещение причиненного вреда;
— административная и полная уголовная ответственность.
Слайд 4. Понятие «закон»
Закон — нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.
Куратор: За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение — антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях. Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Вопрос к аудитории: Возможна ли свобода человека без ответственности и обязанностей?
Вывод: Если бы все люди научились соблюдать нормы свободы, права, морали, ответственности обществу не потребовалось бы принимать различные законы.