Разработка родительского собрания по ПДД
Автор: Воспитатель Сумина Наталья Владимировна.
МБДОУ «Детский сад № 76» г.Новокузнецк.
Разработка родительского собрания по ПДД
Файл: конспект
Разработка родительского собрания ПДД для средней группы «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Цель: Повышать компетентность родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения на улицах города; поддерживать сотрудничество семей с ДОУ; формировать интерес родителей к жизни детского сада, активизировать желание принимать активное участие в воспитании и обучении детей.
Задачи:
• Познакомить с психофизиологическими и возрастными особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.
• Научить родителей, как в увлекательной форме закрепить некоторые дорожные знаки с детьми.
• Показать, как научить устанавливать причинно – следственные связи детей среднего возраста.
Подготовка к родительскому собранию:
Оформление группы или музыкального зала (модули транспорта, пешеходный переход, светофор).
Дети вместе с воспитателем делают приглашения для родителей.
Аудиоаппаратура для воспроизведения аудиозаписи «Автобус».
Оформление выставки детских рисунков.
Консультации для родителей.
Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения.
Описание дидактических и подвижных игр, в которые родители могут поиграть с детьми.
Выставка детской художественной литературы по ПДД.
Оборудование: эмблемы с изображением различных видов городского транспорта, талоны водителя, визитные карточки пешеходов, свисток, дорожные знаки, сумка для кондуктора, руль для шофёра, карточки с ситуациями для игры.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Сегодня наша встреча посвящена «Воспитанию у детей навыков поведения на улицах города».
Выступление педагога – психолога. Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
1.У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля.
2.Дети в дошкольном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Потребность детей в движении в этом возрасте преобладает над осторожностью. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.
3.Дошкольник еще не способен быстро оценить обстановку на дороге и принять правильное решение.
4.Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
5.Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.
Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция — реакция торможения.
6.У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
7.Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
В последнее время увеличилось количество детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Эти дети испытывают дополнительные трудности и подвергаются большей опасности на дорогах, чем их сверстники. Для таких детей характерны следующие симптомы: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Количество детей с таким отклонением достигает 15-20% от общего числа детей. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство; дети обычно не останавливаются на границе между тротуаром и проезжей частью, чтобы адекватно оценить обстановку; им трудно соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Необходимо помнить, что дошкольник скоро станет школьником и у него появиться больше прав и обязанностей. Школьник уже будет самостоятельно, без присмотра взрослых проходить путь от дома до школы, самостоятельно ходить в кружки и спортивные секции, самостоятельно гулять во дворе. И если ребенок не имеет навыков безопасного поведения на улице и не получил знания по правилам дорожного движения, то он будет испытывать не только трудности адаптации к новым жизненным условиям, но будет подвергаться повышенной опасности на улицах и дорогах. Вот почему начиная с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения.
Но важно помнить, что дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых. Поэтому для дошкольников необходимо подбирать наиболее подходящие для их возраста формы и методы обучения. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то обучение в игровой форме и в процессе игры будет способствовать повышению интереса, любознательности и создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
В дошкольном возрасте у ребенка развито наглядно-действенное и наглядно образное мышление, словесно-логическое мышление начинает только формироваться в конце дошкольного возраста, поэтому лучшему пониманию и запоминанию поддается то, что ребенок непосредственно воспринимает и в чем принимает участие. И если малыш будет видеть и следовать за родителем, который нарушая правила, переходит дорогу в неположенном месте или не на тот свет, то в будущем он будет поступать аналогичным способом, а не так как рассказывали ему на занятиях по ОБЖ.
Успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода — пример поведения на дороге родителей. Вот почему, так важно уделять внимание взаимодействию с семьей в воспитании навыков безопасного поведения у детей.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
• Кто является участником дорожного движения;
• Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
• Транспортные средства;
• Средства регулирования дорожного движения;
• Сигналы светофора;
• Правила перехода проезжей части;
• Правила посадки, высадки и поведения в общественном транспорте.
Выступление воспитателя:
Формирование сознательного поведения – это процесс длительный и систематичный. Если теоретическими знаниями мы можем обеспечить в д/с, то практическое применение ложиться на ваши плечи. Единство требований к детям – главное в воспитании у детей навыков поведения на улицах города. Сегодня я покажу, вам, как можно в игровой форме знакомить детей с ПДД. Предлагаю всем превратиться на время в детей и поиграть в хороводную игру «Ровным кругом друг за другом…». Закрывайте глаза, поворачиваясь вокруг себя, повторяя слова: «Повернись, покружись и в ребёнка превратись».
1.Хороводная игра «Ровным кругом друг за другом…»
(Участники идут по кругу и произносят определённые слова, после показа ведущим карточки, отвечают на неё)
Ровным кругом друг за другом,
Эй, ребята не зевай!
И. ребёнка, знак сейчас покажет,
Дружно хором отвечай.
Дорожные знаки: пешеходный переход, дети, движение пешеходов запрещено, место остановки автобуса или трамвая, надземный переход, подземный переход…
2.Воспитатель:
Познакомить с правилами поведения в транспорте, поможет дидактическая игра «Автобус». Чтобы получить билетик на автобус, попробуйте ответить на мои вопросы:
• Как взрослый с ребёнком должен входить в автобус?
• Как взрослый с ребёнком должен выходить из автобуса?
• Где и как надо ожидать автобус?
• Как следует держать ребёнка за руку при переходе улицы? И т.д.
С помощью считалки выбирается водитель, а с помощью стрелочки – кондуктор, папы, мамы и дети. Пассажиры заходят в автобус, рассаживаются по местам, кондуктор проверяет билеты.
Включается аудиозапись «Автобус» и все выполняют соответствующие движения по смыслу текста (приложение)
3.Дидактическое упражнение «Установи причину».
Задачи:
— устанавливать причинно – следственные связи;
— развивать мышление, речь, внимание;
— формировать познавательный интерес к работникам транспорта.
Воспитатель читает рифмованный текст, затем задаёт вопросы.
Скользит машина – гололёд.
А рядом всё наоборот-
Машины едут, все спешат
И только шинами шуршат.
Вопросы:
• Почему одна машина скользит по льду, а другие нет?
• Что делают все водители машин перед наступлением зимы?
• Что будет, если они не сменят шины на зимние, шипованные?
• Как дорожная служба помогает водителям зимой?
Автобусу от остановки
Уж нужно было отходить,
Но как водитель не старался,
А двери он не смог закрыть.
Вопросы:
• Почему водитель не смог ехать дальше?
• Почему он не смог закрыть двери автобуса?
• Почему на остановке столпилось столько народу? И т.д.
4. Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт».
Задачи:
— закреплять правила дорожного движения, учить использовать их в практической деятельности;
— формировать двигательные навыки в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и т.д.)
— развивать внимание и память.
Игровая задача: пройти и проехать без нарушений.
Правила игры: двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать движение.
Оборудование: эмблемы с изображением различных видов городского транспорта, светофор, «зебра», талоны водителя, визитные карточки пешеходов, свисток, дорожные знаки.
Участники игры разделяются на пешеходов, водителей и пассажиров. Выбирается «светофор» и «регулировщик». По сигналу ведущего начинается движение транспорта. «Светофор» регулирует движение. Инспектор следит за соблюдением правил движения. Если происходит нарушение, инспектор останавливает движение и делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром. Выигрывает тот, у кого нет нарушений.
Закрывайте глаза, поворачиваясь вокруг себя, повторяя слова: «Повернись, покружись, в маму, папу превратись».
«А как у вас?» Семьи делятся своим опытом обучения и воспитания правилам дорожного движения.
Подведение итогов собрания.
Помните! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребёнка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Спасибо за внимание, до новых встреч!
Литература:
1.Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьим 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. -128 с. – Библиотека воспитателя). (11)
2.Воспитатель ДОУ. Практический журнал с библиотекой. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. №11/2014. – 128 с.
3.Сакулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 112 с.: цв. вкл.