Возрастные особенности звуковой культуры речи у детей
Автор: воспитатель Анисимова Анна Сергеевна.
МКДОУ Д/С №451 Новосибирск.
Возрастные особенности звуковой культуры речи у детей, и ее значение для развития личности ребенка.
Файл: статья
Возрастные особенности развития звуковой культуры речи у детей, иее значение для развития личности ребенка.
Введение
Вопросы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста были актуальны во все времена. Ведь правильная речь ребенка влияет на очень многие аспекты его будущей жизни. Неправильная речь может помешать ребенку успешно пройти процесс социализации в начальной школе, и вызвать ряд психологических проблем, а также, неправильная звуковое восприятие информации может стать серьезным препятствием для усвоения и понимания новой информации в процессе обучения ребенка в школе.
Целью данной работы является рассмотрение наиболее важных аспектов воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Понятие звуковой культуры речи у детей, ее значение для развития личности ребенка.
Само по себе понятие «звуковая культура речи» весьма широко. В определение сути данного понятия входит несколько составляющих:
- произносительные качества, которые характеризуют речь, а именно звукопроизношение, дикция;
- элементы, придающие выразительность речи, такие как интонация, темп речи;
- двигательные средства передачи смысловой и эмоциональной нагрузки, такие как мимика, жесты;
- элементы культуры речевого общения, такие как тональность, поза, принимаемая во время произношения и прочие.
Составными компонентами звуковой культуры речи, являющиеся также предпосылкой к возникновению звучащей речи, являются слух и дыхание.
С учетом возрастных особенностей следует отметить, что звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. Речевой аппарат ребенка, к началу дошкольного возраста уже сформирован и не имеет существенных различий с речевыми органами взрослых. У детей этого возраста также уже полноценно функционирует фонематический слух. Но при этом у каждой возрастной группы есть ряд особенностей, которые несколько отличают детскую речь от речи взрослых людей. Эти особенности мы рассмотрим чуть позже.
Недостатки звуковой культуры речи у детей имеют весьма негативное воздействие на личность ребенка. При подобных проблемах ребенок может стать замкнутым, раздражительным, у него снижается интерес к окружающему миру. В конечном счете все это может привести к отставанию в развитии, которое, в свою очередь, обернется гораздо более существенными проблемами в будущем в школе. Кроме того, важно чтобы ребенок научился правильному звукопроизношению, поскольку правильно слышимый и воспроизводимый звук лежит в основе обучения грамоте, а, следовательно, и правильной письменной речи.
Возрастные особенности развития звуковой речи у детей.
Возрастная категория | Особенности развития |
1 младшая группа | · Активно формируется фразовая речь. Высказывания ребенка становятся грамматически оформленными.
· Дети в этом возрасте начинают усваивать грамматический строй речи: усваивают падежные окончания, согласовывают прилагательное с существительным, используют некоторые предлоги (на, в), овладевают навыками использования в речи форм единственного и множественного числа существительных. · Происходит активный рост словарного запаса. Ребенок в этом возрасте активно подражает сверстникам и играет в коллективные игры. |
2 младшая группа | · Укрепляется речевой аппарат. Повышается координированность движений мышц языка, губ, нижней челюсти.
· Дети начинают правильно произносить многие звуки, а также слова, в которых сочетаются две- три гласные буквы. · Укрепление мышц языка приводит к тому, что согласные звуки реже смягчаются (то есть ребенок произносит «санки», а не «сянки»). · Большая часть детей делает ошибки в произношении шипящих звуков заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка — сапка). · Происходит совершенствование речевого слуха. |
Средняя группа | · Появляется способность узнавать за слух тот или иной звук.
· Дети начинают вслушиваться в слова, стараются найти сходство в их звучании. · Дети начинают играть со звуками, повторяя те, которые их наиболее заинтересовали. · Развитый к этому времени слух помогает различать повышение и понижение громкости в речи взрослых. · Дети начинают подражать взрослым и менять громкость своего голоса в зависимости от содержания своего высказывания. |
Старшая группа | · Дети начинают более активно использовать монологическую речь, то есть они могут самостоятельно пересказать содержание услышанных ранее сказок. Дети начинают высказывать свои мысли понятным для окружающих способом.
· Заканчивается процесс овладения звуками родного языка. · Артикуляционный аппарат развит довольно хорошо, его мышцы способны воспроизводить более тонкие движения, как следствие дети этой возрастной группы правильно произносят такие сложные звуки как [л], [р’], [р]. · Дети начинают хорошо различать направление звучания тех или иных предметов: легко определяют звуки, издаваемые теми или иными музыкальными инструментами, голоса своих товарищей. · Дети способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности. |
Подготовительная группа | · Дети верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.
· Дети имеют хорошо развитый фонематический слух, могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. · При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова. |
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.-М., 2000.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М., 1981.
- Журова Л.Е.И др. Обучение дошкольников грамоте. М., 2000.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред.Ф.А.Сохина.-М., 1979.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей-М., 1981.
- Ушвкова О.С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду.-М., 1998.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М., 1977
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.,