АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Автор: педагог дополнительного образования Жбанова Ольга Григорьевна.
МБОУ «Средняя школа№1» г.Велижа Смоленской области Велиж.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В работе рассмотрены:
1.Понятие и принципы арт-терапии. Преимущества элементов арт-терапии.
2.Практические материалы для работы с младшими школьниками
1)Упражнение «Конверты радости и огорчений»;
2)Групповое упражнение «Дерево».
Файл: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
- Понятие и принципы арт-терапии. Преимущества элементов арт-терапии.
Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Арт-терапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка. Первые упоминания об арттерапии относятся ко временам Марка Аврелия (2 век н.э.), а также Блаженного Августина (4-5 век н.э.), но нет намёка на её осознанное использование с целью улучшения психологического состояния человека.
Современная арт-терапия вышла из психоанализа З.Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, психодрамы Мариино и из динамической теории психотерапевтических графических самовыражений М.Наумбурга. Термин «Арт-терапия» впервые использован А.Хиллом в 1938 году в работе с больными туберкулёзом.
Всё больше людей признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют её на практике. Многие педагоги опираются на достижения арт-терапии в своей повседневной работе.
Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Виды арт-терапевтических техник:
- Библиотерапия
- Эстетотерапия
- Ландшафтотерапия
- Кинезиотерапия
- Музыкотерапия
- Изотерапия
- Психотерапия средствами театрального искусства и кино
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Пескотерапия
- Цветотерапия
Методика понятия «арт-терапевтическое занятие» базируется на убеждении – внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.
Основные принципы арт-терапии:
- Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
- Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:
— работанетребуетотучащегосякаких-либоспособностейкизодеятельности;
— помогаетчерезневербальноеобщениеделатьпервыешагиксамопознаниюисамораскрытию;
— используетсядляоценкисостоянияучащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
— помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
— царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка
Формы арт-терапии при работе с детьми и подростками различны. Два основных варианта – индивидуальная и групповая.
Используемые материалы:
- Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.
- Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.
- Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психическойсаморегуляции.
- Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений
- Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
- Песок позволяет развивать «ручной интеллект», способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.
- Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.
- Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
- Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
- Практические материалы для работы с младшими школьниками
1. Упражнение «Конверты радости и огорчений»
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.
Описание упражнения:
— Какие события произошли у вас в течение дня? (участники рассказывают о событиях дня, передавая мягкую игрушку)
— За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давайте с вами попробуем сделать конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».
Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будут готовы – начинаем их заполнять.
— Возьмите небольшие листочки и напишите на них или нарисуйте то, что обрадовало вас, а что огорчило. И распределите эти записки по соответствующим конвертам.
— Теперь с помощью рук необходимо изобразить весы.
Положите один конверт на правую ладонь, а другой на левую.
— Как вы считаете, что перевешивает? Радость? Отлично. Завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в нас – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над вами. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – какой из них перевесит!
Рекомендации для педагога
- В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)
- (если это упражнение будет объясняться родителям). Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что бы писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или ненадолго выйдите из комнаты. Вполне вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
- Групповое упражнение«Дерево»
Цель — создание группой участников общего целостного рисунка “Дерева”, при этом каждый участник на своем рабочем месте на отдельном листе бумаги создает свою индивидуальную часть дерева, имея при этом в виду, что целью является общее произведение.
Можно использовать при работе с детьми, начиная с 3-го класса.
Инструкция к выполнению:
- Раскладывают листы бумаги (А4) так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат, в зависимости от числа участников в группе. Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников). Листы пронумерованы (с обратной стороны).
- Тема общего рисунка — дерево, т.е. готовый общий рисунок должен представлять собой дерево.
- По команде: “Возьмите себе листы бумаги”, — каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.
- Во время рисования разговаривать нельзя.
- Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками.
- Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение участников по аудитории во время рисования по возможности ограничить.
В школьных условиях для проведения упражнения требуется один урок: на создание общего рисунка дается 15 минут, после рисования идет обсуждение 20 — 25 минут.
Для выполнения этого задания от каждого участника группы требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.
Наблюдая за группой в процессе рисования, педагогу важно отметить для себя особенности группового процесса:
Особенности группового процесса | Пояснения |
1. Кто какой взял лист? | Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался. |
2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону? | Поведение в группе (поведение в жизни): ствол — основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона — на верху и она всем видна. |
3.Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает? | Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш.
Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом. |
4.Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка? | Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально).
Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально). |
5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение? | Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера:
-Главное общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечают, рисуют то, что решили раньше: -Не хочется подстраиваться. -Рисую, что решил. |
6.Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет? | Изменяет охотно.
Не изменяет. Изменяет, но с неохотой. |
7.Как происходит взаимодействие между участниками? | Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия.
Не замечают друг друга. |
8.Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции? | Все рисуют сразу, одновременно.
-Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно. |
В качестве результата участники сразу видят меру своей способности и готовности кооперироваться, рисунок является хорошим “зеркалом”состояния группы. Сколько в группе жизненной силы и наполненности, насколько скуп и робок результат? Все это проявляется при использовании этого упражнения.
Когда рисунок готов, группа пробует сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево.
Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.
При обсуждении очень важно прояснить для каждого участника его “реальное” место в группе и стратегию поведения. Ведущий (педагог, психолог) может задать участникам следующие вопросы:
— Вы нарисовали свой рисунок и поместили его в это место. Как вы чувствуете себя на этом месте, например, с краю, или в середине, вверху, внизу?
— Вы сами выбрали это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) вас это сделать?
— Вы довольны своим “местом”?
— Что вы сейчас чувствуете?
Если участник не доволен своим “местом”, ведущий может предложить следующее:
-Хотел бы ты что-то изменить для себя?
(При помощи рисунка дети часто выражают то, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими…
Поэтому вопрос:
-Хотел бы ты что-то изменить для себя? — дает возможность ребенку что-то изменить внутри себя.
-Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту, которая тебе особенно нравится, и представь, что там твое “место”. Как ты чувствуешь себя там?
В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это — крепкий ствол, для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами.)
При большом количестве участников для того, чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:
— Что привносит каждый в общую картину? Устраивает ли это его?
— Может ли группа создать ”единое дерево” со стволом и кроной?
— Что мешает группе создать “единое дерево”? Что делать?
После выполнения упражнения, рисунок собирается не произвольно, а используя нумерацию. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами, чтобы ребята почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего “Дерева” и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.
Список литературы
- Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003.
- Арт-терапия – новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когнито-Центр,2006. – 336с.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди.– СПб.: Лениздат, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика арт-терапии. СПб.:Златоуст, 2005.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
- Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическоепособие. СПб., 2005.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — Когнито-центр, 2007.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.:Речь, 2008.
Приложение 1
Виды арт-терапевтических техник
Библиотерапия – лечение книгой. Основоположник Р.Кэмпбелл. «Направленное чтение творит чудеса». |
|
Эстетотерапия – лечение красотой. Основоположники: Фром, А.Швейцер, А.Маслоу. |
|
Ландшафтотерапия – созерцание природных и парковых ландшафтов, создание макетов природных ландшафтов, лазание по искусственной скале, имитирующей натуральную. |
|
Кинезиотерапия – лечение движением: терапия танцем. |
|
Музыкотерапия – лечение средствами музыки. Яркий представитель этого направления РушельБлаво. |
|
Изотерапия – лечение просматриванием иллюстраций художественных полотен великих мастеров кисти, рисованием пациентов. |
|
Психотерапия средствами театрального искусства и кино – это хорошо известные психодрама(спонтанная театральная постановка, которая связана с собственной жизнью малыша, включающиая мыслительные, чувственные,телесные и духовные чувства); кинотерапия (воздействие на личность ребёнка средствами киноискусства) | |
Куклотерапия (позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор) |
|
Сказкотерапия (наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя) | |
Пескотерапия (это обучение и познание.Имеющее коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребёнка проблемы развития); |
|
Цветотерапия-воздействие цвета. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет создает то или иное настроение, внушает определённые чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. |
Приложение 2
Упражнения, которые можно применять на уроках в начальных классах
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
— формированию представлений о себе,
— изучению и выражению своих чувств и эмоций;
— формированию позитивного самовосприятия;
— развитию коммуникативных навыков;
— эмоциональному сближению членов семьи;
— снятию психоэмоционального напряжения;
— развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
- Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге
- Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
- Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Упражнения на темы
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
- Темы, связанные с освоением материалов:
- кляксы веселые и грустные,
- добрая и злая клякса,
- пугающие линии,
- гномики-талисманы,
- освободим слона.
- “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:
- нарисованная сказка,
- мишка в рисунке.
- Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:
- мы люди – я человек,
- автопортрет,
- мое имя,
- я и моя семья.
- Темы для парных работ:
- вместе веселее,
- наша бабочка,
- рукавички.
- Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:
- удивительное путешествие,
- семья динозавров,
- открытки на память.