Педагогический проект Учение с увлечением
Автор: учитель начальных классов и английского языка Абраков Салават Дамирович.
МАОУ «Бардымская гимназия им. Г. Тукая» Барда.
Учение с увлечением
Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у обучающихся предметных, личностных и метапредметных умений, одним из результатов которого является 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации является ведущим аспектом. Считается, что проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.
Файл: проект
Педагогический проект:
«Учение с увлечением»
Чтобы урок был эффективным
Он должен пройти эффектно.
Абраков Салават
Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у обучающихся предметных, личностных и метапредметных умений, одним из результатов которого является 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации является ведущим аспектом. Считается, что проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.
Актуальность данной работы проявляется в необходимости создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным носителям и источникам информации и помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет сообществах. Поэтому, современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Учитель в современном мире должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно закрепились в нашей жизни. Использование ИКТ технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации обучающихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
Информационно — коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Одной из ключевых компетентностей, востребованных в современном обществе, является информационная компетентность, или ИКТ – компетентность, то есть способность обучающегося:
- Находить нужную (необходимую, полезную) информацию;
- Понимать, оценивать информацию;
- Применять информацию для решения различных проблем;
- Уметь делать логические выводы;
- Анализировать и систематизировать полученную информацию;
- Отделять основную информацию от второстепенной;
- Определять логическую последовательность фактов;
- Упрощать переработанную информацию; пользоваться словарями, справочниками и интернет – ресурсами другими источниками информации.
Противоречие
• В эпоху глобализации одной из составляющих успешности современного человека является его способность ориентироваться в информационном пространстве …пространстве
• Неумение обучающихся, по причине отсутствия языковой среды, работать с информацией, полученной из англоязычных источников.
Проблема:
- Недостаточность ИКТ компетенции у школьников.
- Неэффективное использование времени на уроке.
- Низкая мотивация к изучению иностранных языков.
- Повышенный интерес к использованию мобильных устройств, планшетов и компьютеров в повседневной жизни обучающихся.
Цель: повышение эффективности урока и мотивации обучающихся через использование ИКТ технологии.
Задачи:
- Изучить возможности эффективного использования ИКТ технологии на уроке.
- Разработать серию заданий с использованием ИКТ технологии.
- Повысить ИКТ компетенцию школьников через освоение программ и сайтов: plickers.com, kahoot, learningapps.org.
- Максимально рационально использовать время урока.
- Использовать ИКТ технологии для онлайн консультирования при выполнении домашних заданий.
Сроки проекта:
Проект рассчитан на 2016-2018 учебный год.
Участники проекта:
Обучающиеся МАОУ «Бардымская гимназия имени Г.Тукая» 2-5-ые классы.
В данном проекте рассматривается один из возможных методов — Plickers.
Как работает Plickers?
Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком.
Камерой планшета (телефона) учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами с по их мнению правильными ответами. И получает практически мгновенную статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.
Также есть проект Learningapps.org – это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью ИКТ технологии. Этот ресурс позволяет учителю создавать аккаунты для всего класса и отслеживать правильность выполнения учениками предложенных заданий в разделе «Статистика». Для этого учащимся достаточно войти под своим логином и паролем, а затем выполнить предложенные задания.
Этапы проекта:
Сентябрь 2016 | Декабрь 2016 | Январь 2017 | Май 2017 | Сентябрь 2017 | Апрель 2018 | Май 2018 | Июнь 2018 | ||
1. | Диагностический | ||||||||
2. | Подготовительный | ||||||||
3. | Основной | ||||||||
4. | Аналитический |
Диагностический этап
Задачи:
- Проанализировать доступные и эффективные программы и сайты в интернете.
- Выявить уровень сформированности навыков пользования мобильными устройствами (планшетами, компьютерами).
- Провести анкетирование среди обучающихся по их ИКТ компетентностей.
Подготовительный этап
Задачи:
- Отобрать сайты и программы, имеющие познавательную ценность и информативную значимость, удобность и доступность во время обучения.
- Подобрать приемы работы с программами и сайтами.
- Сделать подборку заданий тестового характера на этих программах.
Основой этап
Задачи:
- Ознакомить обучающихся с возможностями этих сайтов и программ.
- Организовать практическую деятельность обучающихся по применению теоретических знаний.
Аналитический этап
Задачи:
- Проанализировать результаты, сравнить с полученными ранее.
- Разработать рекомендации по использованию приемов по формированию ИКТ – компетентности.
- Обобщить опыт.
- Составить кейс разноуровневых заданий с использованием мобильных устройств, планшетов и компьютеров.
В чем преимущества такого способа работы на уроке?
Обучающиеся | Учителя |
· Качественный электронный образовательный ресурс.
· Повышение мотивации к обучению. · Повышение увлеченности работы на уроке. · Работа в индивидуальном темпе. · Материалы доступны в любое время. · Обучение вне аудитории в удобное время. · Ответственность за свое обучение. · Помогают друг другу в учебе. |
· Выступает в роли координатора.
· Индивидуальный подход в обучении. · Обучающиеся активно работают над заданием. · Быстрый и легкий способ диагностики качества знаний. · Возможность вовлечения родителей в учебный процесс. |
Недостатки и риски:
Обучающиеся | Учителя |
· Больше времени проводят перед компьютером.
· Отсутствие мобильных устройств, планшетов у всех обучающихся. · Недостаточный уровень обученности по предмету. · Отсутствие мотивации отдельных учащихся к обучению. · Трудное привыкание к такому построению урока. · Находить и правильно оценивать источники информации. |
· Ложится большая первичная нагрузка.
· Нужно хорошо владеть ИКТ технологиями. · Объяснять родителям достоинства методики. · Иметь в кабинете необходимый инвентарь. |
Ожидаемый результат:
Улучшение качества обучения и повышение мотивации. Повышение количества желающих участвовать в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный) и результативность их участия.
Продукт проекта:
Кейс разноуровневых заданий с использованием мобильных устройств, планшетов и компьютеров. Индивидуальный дневник наблюдений для обучающихся и их родителей. Маршрутный лист личностного роста для обучающегося и его родителей. Грамотное использование мобильных устройств, планшетов на уроках английского языка школьниками.
Таким образом, такая работа предполагает изменение роли учителя. Становится более тесным сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль учителя. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Такая технология работы позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, давая ему стимул для дальнейшей работы, направляя процесс обучения в русло практического применения.
Критерии оценки сформированности ИКТ — компетентности обучающихся на основе работы с программами и сайтами.
Кейс заданий.
Легкий уровень: найдите слова: crocodile, rabbit, frog, cat, bat, pig, parrot, sheep, snake, rat, cow, fish, dog, lion, ant, bird.
Средний уровень: составить 4-5 предложений с данными словами.
Высокий уровень: составить 3-4 вопроса с данными словами.
q | z | l | k | m | u | g | j | s |
q | w | f | j | l | f | i | s | h |
x | h | r | v | i | k | b | y | e |
c | r | o | c | o | d | i | l | e |
o | a | g | a | n | o | r | v | p |
w | b | a | t | y | g | d | z | u |
u | b | p | a | r | r | o | t | r |
p | i | g | s | n | a | k | e | w |
x | t | y | a | n | t | z | g | f |
Показатели | Отметка | |
1 | Задание выполнено полностью, цель достигнута, найдена и переработана необходимая информация. | 5 |
2 | Задание выполнено, но некоторые аспекты, указанные в задание, раскрыты не полностью. | 4 |
3 | Задание выполнено не полностью, многочисленные ошибки, не раскрыты некоторые аспекты, указанные в задании. | 3 |
4 | Задание не выполнено, цель не достигнута, запрашиваемая информация не найдена. | 2 |