Дополнительная общеразвивающая программа Страна превращений
Автор: Думпе Елена Геннадьевна.
МБДОУ детский сад № 37 «Колокольчик» г. Сургут, ХМАО-ЮГРА.
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна превращений» по экспериментально – исследовательской и опытнической деятельности.
Программа направлена на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, на формирование активной позиции во время проведения экспериментирования, на расширение кругозора детей, на формирование знаний о свойствах и состояниях предметов и явлениях природы.
Файл: программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СТРАНА ПРЕВРАЩЕНИЙ»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы…….3
- Содержание и объем программы …….5
- Планируемые результаты …….9
- Организационно – педагогические условия …….10
- Особенности организации предметно-пространственной среды …….11
- Оценочные материалы к программе…….14
- Методическое обеспечение …….18
- Комплексно тематическое планирование (для детей от 5 до 7 лет) …….19
- Литература …….27
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы «Страна превращений» по экспериментально – исследовательской и опытнической деятельности.
Полное название дополнительной общеразвивающей программы | дополнительная общеразвивающая программа «Страна превращений» по экспериментально – исследовательской и опытнической деятельности |
Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеразвивающую программу | Думпе Елена Геннадьевна |
Год разработки дополнительной общеразвивающей программы | 2016 год |
Цель дополнительной общеразвивающей программы | Цель — развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей. |
Задачи дополнительной общеразвивающей программы. | · Задачи:
· расширять у детей кругозор об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины, воздуха и т.д.; · развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.); · формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения; · формировать способы познания путем сенсорного анализа; · развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарного самоконтроля и саморегуляции. |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы | Дети получат представления:
· О лабораторном оборудовании, магнитах, коллекциях. · О различных интересных и необычных исследованиях живой и неживой природы. · О связи между человеком и природой, значении природы для человека, о живой и неживой природе. |
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы | 2 года |
Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе | 5 – 7 лет |
Направление образовательной деятельности дополнительной общеразвивающей программы | Программа познавательной направленности |
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы | Сентябрь — август |
Продолжительность занятий по (по возрастам), мин. | 5-6 лет -25 мин,
6-7 лет -30 минут. |
1. Содержание и объем программы
Пояснительная записка
Стремительное внедрение ИКТ во все сферы жизни и деятельности приводит к вытеснению компьютером из жизни детей общения с миром окружающей природы. А ведь дошкольный возраст обладает рядом особенностей (это восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы. Детей дошкольного возраста необходимо вовлекать в познавательные наблюдения. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
Поэтому, я разработала программу «Страна превращений» по экспериментально – исследовательской и опытнической деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Актуальность. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематичная работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления об окружающей действительности.
Направленность программы.
Программа направлена на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, на формирование активной позиции во время проведения экспериментирования, на расширение кругозора детей, на формирование знаний о свойствах и состояниях предметов и явлениях природы.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
- расширять у детей кругозор об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины, воздуха и т.д.;
- развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
- формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
- формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
Принципы и подходы к построению программы
Основными принципами отбора содержания программы являются:
принцип научности – предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитии познавательного интереса, формирования основ мировоззрения. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
Принцип доступности – в программе представлен материал доступный для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), значимый для его практической деятельности, имеющий определенную эмоциональную окраску.
Принцип гуманистичности и позитивизма – предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах; содержание программы способствует формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитанию уважительного отношения ко всем формам жизни на земле. Принцип гуманистичности предполагает выбор педагогом модели личностно-ориентированного взаимоотношения.
Принцип проблемности – предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок.
Принцип системности – в основу систематизации знаний положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка-дошкольника.
Принцип интеграции в организации освоения содержания образования – который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей
Принцип безопасности предполагает, что рекомендуемые к использованию педагогом формы и методы работы безопасны.
Принцип деятельности — основа познавательного развития ребенка, где расширены рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми.
Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе познавательного развития ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент, игра, исследовательские действия, труд.
Характеристики особенностей развития детей, значимые для реализации программы
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации экспериментальной деятельности, как в условиях семьи, так и в условиях группы ДОУ.
5-6 лет | 6-7 лет |
В старшем дошкольном возрасте развивается образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. |
У детей 6-7 лет заметно возрастает активность, инициатива, самостоятельность, начинают развиваться организаторские умения. Но при выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, дети не всегда проявляют выдержку, терпение. При решении задачи формирования трудолюбия у детей, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Способность детей 6-7 лет самостоятельно ставить цель более успешно развивается в тех видах труда, где дети получают материальный результат: работа в цветнике, выращивание лука и др. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.
По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется отношение ребенка к труду — сам процесс труда начинает доставлять детям радость. Старшие дошкольники проявляют больший интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям, к исследовательской деятельности в природе. |
2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Страна превращений» конкретизируют требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС дошкольного образования, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
5-6 лет | 6-7 лет |
§ ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений,
§ интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), § пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. § склонен наблюдать, экспериментировать. § обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт; § обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; § ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
§ ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
§ ребенок умеет пользоваться приборами для проведения игр-экспериментов, может самостоятельно обследовать предметы; § ребёнок умеет определять и называть свойства воды, песка, глины, тканей, пластмассы, дерева и др.; § ребёнок может анализировать и делать умозаключения о том, что необходимо для жизни, роста и размножения растений и некоторых животных; § ребёнок понимает, зачем человеку органы восприятия и как они работают, как заботится о своём здоровье. |
3.Организационно – педагогические условия
Организация образовательного процесса.
Программа предполагает систему занятий, в виде небольших циклов:
Реализация программы осуществляется в разных формах работы с детьми:
- в совместной деятельности педагога с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей;
- во взаимодействии родителей и детей.
В совместную деятельность педагога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (изодеятельность, развитие речи, основы безопасности жизнедеятельности, игры и т.д.)
Свободная самостоятельная деятельность обеспечивается возможностью свободного выбора деятельности, отвечающей его способностям и интересам.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Прежде чем приступить к экспериментированию, необходимо с детьми составить план предстоящей деятельности:
Алгоритм деятельности:
- Выбрать объект исследования.
- Подобрать необходимое оборудование.
- Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Определить, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
- Закрепить с детьми последовательность действий.
- Вспомнить правила безопасности.
- Провести эксперимент.
- Зафиксировать результат.
- Проанализировать полученные результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
Для фиксации результатов можно использовать: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Материально-техническое обеспечение программы
Экспериментальная деятельность с детьми планируется и проводится с учетом специфики помещения, его оснащения. Группа оснащена столами, стульями, мольбертами, шкафами, размеры которых соответствуют требованиям СанПиН от 15 мая 2013 г. Весь материал расположен в доступном для детей месте. Экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
В группе оборудуется уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Содержание уголков экспериментальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО должны содержать:
— насыщенную среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
— образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими);
— организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, и экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
* Место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
* Место для приборов
* Место для хранения природного и бросового материала.
* Место для проведения опытов
* Место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, опилки, пенопласт и др.)
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Оборудуется полка приборов – помощников к которым относятся такие приборы как:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного характера, атласы;
- карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);
- индивидуальные дневники экспериментов;
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.);
- мерные ложки;
- сита и воронки разного материала, объема;
- резиновые груши разного объёма;
- половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц;
- резиновые или целлофановые перчатки;
- пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
- гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
- гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.;
- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;
- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки) и т.п.;
- лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- контейнеры с землей для посадки растений;
- контейнеры с песком и водой;
- контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
- рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;
- часы песочные;
- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры;
- клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца.
- аудио и видео материал;
- переносной проектор и экран.
Наглядные пособия |
· Серия наглядно- дидактических пособий: «Деревья», «Комнатные цветы», и др.
· Серия наглядно- дидактических пособий «Мир в картинках» · Серия наглядно- дидактических пособий «Овощи и фрукты» и др. · Серия «Расскажите детям о …»: «О хлебе», «Морских обитателях, «О камнях», «О природных явлениях» · Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста · Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) – комплект |
5. Оценочные материалы к программе
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры познавательного развития детей 5-7 лет не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволяет ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Обследование детей проводится ежегодно в период с 15-30 сентября и 15 по 30 апреля.
Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской
деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности (устойчивость предпочтений) | Диагностическое задание 1. Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогает выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования (индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности). |
Уровень развития любознательности,
познавательной активности |
Диагностическое задание 2. Методика Венгера Л.А. игровое упражнение «Да — Нет», которая направлена на исследование динамики развития любознательности в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном (мини тесты «Изучение познавательной инициативы»). |
Уровни сформированности экспериментальной
деятельностью |
Диагностическое задание 3. Наблюдения воспитателя «Изучение познавательных интересов» по Ивановой А.И., помогает выявить уровень сформированности экспериментальной деятельностью ( индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью) |
Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы | Диагностическое задание 4. Методика авторского коллектива Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработана в мини-тестах, в которых ребёнку предлагаются вопросы о предметах и объектах неживой природы. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой |
Диагностическое задание 1. По методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой, предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) — 3 балла, за четвертый (экспериментирование) — 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.
Диагностическое задание 2. «Игровое упражнение «Да — Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что с ним можно сделать, чтобы определить его свойства, качества, признаки?»
Качественный и количественный анализ вопросов:
— оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»;
-общее количество;
— ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы.
Диагностическое задание 3. Наблюдение воспитателя «Изучение познавательных интересов» (по Ивановой А.И.)
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто
б) иногда в) очень редко |
5
3 1 |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно
б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5
3 1 |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально
б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
5
3 1 |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто
б) иногда в) очень редко |
5
3 1 |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто
б) иногда в) очень редко |
5
3 1 |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто
б) иногда в) очень редко |
5
3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребёнку предлагаются следующие вопросы:
- Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
- Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
- Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д.) – покажи.
- Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.
- Сравни свойства песка, глины, почвы.
- Расскажи о свойствах магнита.
- Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.
- Сравни свойства дерева и железа, их назначение.
- Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
- Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Целевые ориентиры |
Высокий | Познавательное
отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую
деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. |
Действует планомерно.
Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные
Причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает
предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) |
Принимает активное участие при планировании деятельности
Совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов,
помня о цели работы. |
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим
вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в
выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. |
Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе
материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. |
Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности
материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. |
6. Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение.
В ДОУ образовательный процесс включает совместную деятельность взрослого и детей, и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста. Организуется тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, с целью успешного освоения воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы познавательной направленности «Страна превращений».
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех дошкольных программах: физическая и психологическая безопасность; возрастная ориентированность; доступность; динамичность; целесообразность; разноуровневость; личная ориентированность; баланс инициатив детей и взрослых.
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе: свобода; самостоятельность; совместная деятельность. Эти принципы объединены общим содержанием или общей задачей.
Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести, к следующим эффектам: дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей; работа на основе задач мотивирует к выполнению работы; принятая задача стимулирует на выполнение работы целенаправленно; каждый ребенок знает, чего от него ожидают; дети учатся формулировать собственные задания; стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду; приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.
Взаимосвязь участников образовательного процесса по реализации программы познавательной направленности «Страна превращений» а ДОУ
7. Комплексно-тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование для детей дошкольного старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№
п/п |
Тема занятия | Сроки проведения занятий | |
5 — 6 лет | |||
недели | месяц | ||
1 | «Путешествие с капелькой»
Цель: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде. |
1 — 2 | сентябрь |
2 | «Вода прозрачная, но может менять цвет»
Цель: Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. |
3 — 4 | сентябрь |
3 | «Фильтрование воды»
Цель: Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
1 — 2 | октябрь |
4 | «Мир ткани»
Цель: Познакомить детей с названиями тканей. Вызвать интерес к предметам из ткани, закрепляя умение классифицировать материал, из которого делают ткани. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловлены способом изготовления ткани для пошива вещей. Учить делать выводы, что все ткани состоят из волокон, ткани различаются разной степенью сминаемости, легкостью разрезания ножницами, легкостью разрывания, скоростью промокания. |
3 — 4 | октябрь |
5 | «В мире пластмассы»
Цель: Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы – гладкая, легкая, цветная. Формировать умение различать предметы из пластмассы, среди множества других предметов. |
1 — 2 | ноябрь |
6 | «Предметы из металла»
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность, хрупкость, теплопроводность). |
3 — 4 | ноябрь |
7 | «Действие магнита на предмет»
Цель: Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойство магнитов притягивать железо. Формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. |
1- 4 | декабрь |
8 | «Вода, лед, снег»
Цель: Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия |
2- 3 | январь |
9 | «Льдинка и снежинка»
Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнительного анализа. Путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. |
4 | январь |
10 | «Как снег становиться водой»
Цель: Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. Развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность. |
1 — 2 | февраль |
11 | «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами льда. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; развивать мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. |
3 — 4 | февраль |
12 | «Сосульки»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды, расширять представления детей о свойствах воды. Учить делать выводы, что сосулька – это замерзшие капельки воды, сосульки растут все время вниз, сосулька — первый признак приближения весны. Развивать познавательные интересы детей через опытно-экспериментальную деятельность. |
1 — 2 | март |
13 | «Почему растаяла Снегурочка?»
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лёд. |
3 | март |
14 | «Тёплая капелька»
Цель: Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы, воспитывать аккуратность при работе с водой. Формировать умение у детей видеть разное состояние воды (теплое, холодное); учить делать умозаключение. |
4 | март |
15 | «Посадка растений»
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить связывать причину и следствие. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить отражать наблюдения в рисунке, определять факторы, влияющие на рост растений. |
1 | апрель |
16 | «Значение воды в жизни растений»
Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. |
2 | апрель |
17 | «Растениям – тёплую водичку»
Цель: Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
3 | апрель |
18 | «Нужен ли корешкам воздух»?
Цель: Продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживаниями за ними. Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями |
4 | апрель |
19 | «Чудеса растений»
Цель: Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками с корнями и без корней) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. |
1 | май |
20 | «Зачем растения вертятся?»
Цель: Дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Учить делать выводы, что для роста растений нужен свет, что растения тянуться к свету. |
2 | май |
21 | «В маленьком ростке спрятан целый дуб»
Цель: Познакомить детей с семенами дуба, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
3 | май |
22 | «Желуди – семена дуба»
Цель: Уточнить и обобщить знания о семенах, познакомить детей с желудями, развивать бережное отношение к природе. |
4 | май |
23 | «Дождевые черви»
Цель: Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде. |
1 — 2 | июнь |
24 | «Удивительный песок»
Цель: Знакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением. Развивать любознательность и интерес детей к предметам неживой природы. |
3 — 4 | июнь |
25 | «Песочная страна»
Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
1 — 2 | июль |
26 | «Песок, глина»
Цель: Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по-разному впитывают воду. |
3 — 4 | июль |
27 | «Почва, песок, глина, камни»
Цель: Расширять представления детей о свойствах почвы; дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
1-4 | август |
Комплексно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). |
|||
№
п/п |
Тема занятия | Сроки проведения занятий | |
6-7 лет | |||
недели | месяц | ||
1 | «Лист березы»
Цель: Показать увядание листа, прекращение сокодвижения. Засыхание, хрупкость. |
1 | сентябрь |
2 | «Черенок листа»
Цель: Показать строение листа дерева. Его способы крепления к веткам. |
2 | сентябрь |
3 | «Семена растений»
Цель: Формирование представлений о строении различных семян деревьев. Приспособляемость семян к передвижению. (Крылышки, форма, размер) |
3 | сентябрь |
4 | «Колос»
Цель: Рассмотреть строение колоса. Характерные особенности волосков, его цепкость. |
4 | сентябрь |
5 | «Магнит»
Цель: Знакомство со свойствами магнита. Какие предметы притягивает магнит? Расширение кругозора: машины с магнитами. Свойство магнита – отталкивать. Магнитные волны проходят сквозь предметы. Познакомить с компасом. Где находится главный магнит Земли? |
1-4
1-4 |
октябрь
ноябрь |
6 | «Свойства воды – замерзание»
Цель: познакомить с состоянием воды – замерзание. |
1-4 | декабрь |
7 | «Лёд и снег»
Цель: Сравнение льда и снега, объёмов воды из одинаковых форм, наполненных снегом и льдом. Сравнение скорости таяния льда и снега. |
1-4 | январь |
8 | «Таяние»
Цель: Воздействие соли на снег. |
1-2 | февраль |
9 | «Поверхность воды»
Цель: Познакомить с понятием: «Поверхность воды». Выяснить, что есть: состояние покоя, волнение, водоворот. Взаимодействие воды и воздуха. |
3-4 | февраль |
10 | «Вода меняет форму»
Цель: Определить текучесть воды. Переливание, принятие водой любой формы, движение воды сверху вниз. |
1-2 | март |
11 | «Плавучесть»
Цель: Определение предметов, которые вода удерживает на поверхности, а которые нет. Познакомить со свойством воды: выталкивание предметов. Установить зависимость от наличия внутри предмета воздуха. Показать герметичность подводных конструкций для пребывания людей. Подтопление. Показать погружение под воду. Купол воздуха. Показать зависимость веса груза и плотности воды. Вода пресная и соленая. Показать подводный мир живых существ. |
3-4
1-4 |
март
апрель |
12 | «Вода»
Цель: Показать впитывание воды различными предметами и материалами. Показать необходимость жидкости в жизни растений. Показать испарение воды и зависимость скорости испарения от площади испаряемой жидкости. Показать на примере различных материалов скорость высыхания поверхности или её отсутствие. Познакомить и показать, как вода наполняет собой воздух. Влажность. Показать на примере способ очистки грязной воды через фильтр. |
1-4
1-4 |
Май
июнь |
13 | «Свет»
Цель: Свет и темнота. Движение луча света в темноте. Прохождение света через прозрачные предметы. Искажение светового луча. Радуга на стекле. Свойства света – отражение в зеркале. Определить, для чего нужен свет? Формирование представлений о темноте. Формирование представлений о тени. Когда бывает самая длинная тень, а когда самая короткая тень. Что такое: «Солнечные часы». Как они работают? |
1- 4 | июль |
14 | «Зеркало»
Цель: Показать отражение предметов в зеркале. При свете и в темноте. Показать возможность применения зеркал. Показать фокусы с зеркалами. Несколько зеркал. |
1-4 | август |
8. Список литературы
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2002.
- Венгер Л.А. Программа «Развитие»/ Методические рекомендации для воспитателей. М., 1997.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. Волгоград: «Учитель», 2013.
- Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Волгоград: «Учитель», 2009.
- Одинцова Л.И. «Экспериментальная деятельность в ДОУ»/Методическое пособие. М.: «ТЦ Сфера», 2012.
- Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.