Программа по предмету Общее фортепиано для школ и ДШИ
Автор: Преподаватель, концертмейстер Балушкина Елена Валериевна.
МБУ ДО ДХШ им. М.М. Плисецкой г. Тольятти, Самарская область.
Программа по предмету «Общее фортепиано» для хореографических школ и ДШИ
Файл: программа
Программа по предмету «Общее фортепиано» для хореографических школ и ДШИ
Составители:
Преподаватель
Яфанова Наталия Владимировна
Преподаватель
Балушкина Елена Валериевна
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Ценностные ориентиры содержания предмета
3. Концепция программы
4. Нормативно — правовая база для разработки программы
5. Аналитическое обоснование программы
6. Актуальность программы
7. Срок реализации учебного предмета «Общее фортепиано»
8. Объём учебного времени и виды учебной работы
9. Форма проведения учебных аудиторных занятий
10. Обоснование структуры программы учебного предмета
11. Методы обучения
12. Материально – технические условия реализации учебного предмета
II. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Рекомендации по организации учебного процесса
2. Прогнозируемые результаты
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Общее фортепиано»
2. Требования по годам обучения
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценок
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Предмет «Общее фортепиано» в хореографической школе им. М.М.
Плисецкой является органичным звеном в воспитании всесторонне развитого человека и призван ввести учащихся в мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания.
Игра на фортепиано – занятие, требующее большого внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
2. Ценностные ориентиры содержания предмета
Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процесс освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;
формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;
формирование интонационно-слухового опыта учащихся как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего учащимся адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;
разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;
анализ музыкального произведения и его теоретическая часть создают условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы;
ориентация музыкально-исполнительской деятельности учащихся на предметы хореографического цикла (классический танец, народный танец, современный танец) создает условия для обязательного тандема музыка — хореография;
формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие
задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района, области.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций учащегося.
3. Концепция программы основывается на следующих принципах
общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;
выявление и развитие общемузыкальных и творческих задатков детей;
создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
создание и пополнение «слухового багажа» на примерах мирового культурного музыкального наследия;
расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.
4. Нормативно — правовая база для разработки программы
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
Устав школы, локальные акты;
Ведущая идея: построение образовательного пространства, основанного на экологизации образовательного процесса, то есть на гармоничном, естественном, здоровом, универсальном взаимодействии всех компонентов пространства, и субъектов образовательного процесса — учащихся, родителей, педагогов, администрации, общественности.
Цель:
развитие и воспитание современно-образованной, социально мобильной, со стремлением к жизненной самореализации, социальноуспешной личности, достойного гражданина России.
Задачи:
модернизация модели образовательного пространства, основанного на ценностях, экологизации образовательного процесса, культуре педагогического труда;
создание условий для повышения качества образовательного процесса, качества обучения учащихся;
формирование мировоззрения учащихся, основанного на целостном восприятии мира;
повышение уровня научно-методической культуры педагогов;
совершенствование нормативно- правового и ресурсного обеспечения образовательного процесса (организационного, кадрового, методического, информационного)
выявление запросов и степени удовлетворенности родителей и законных представителей учащихся деятельностью школы.
Методологический подход: личностно — ориентированный
Управление программой:
корректировка программы осуществляется заведующими отделами общего фортепиано, концертмейстерского и учебной части.
5. Аналитическое обоснование программы
Организация учебного процесса в школе строится на основе личностно-ориентированного обучения с учетом дифференциации и индивидуализации обучения, что отражено в учебном плане. Наряду с базовым содержанием реализуется обучение, ориентированное на интересы и склонности учащихся, выполнение социальных пожеланий родителей.
На отделе реализуется дошкольное обучение (подготовка детей к обучению в первом классе), что ведет к сокращению периода адаптации первоклассников. Преимущество отдаётся традиционной системе обучения, занятия проводятся индивидуально. Учащиеся вовлекаются в активный, динамичный процесс обучения, что даёт хороший результат.
6. Актуальность программы
Педагогу — музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
Особенностью программы «Общее фортепиано» является то, что она разработана для учащихся, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре, на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
7. Срок реализации учебного предмета «Общее фортепиано»
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте с 8 — 12 лет.
8. Объём учебного времени и виды учебной работы
В соответствии с учебным планом, на предмет «Общее фортепиано» нагрузка с 1 по 5 год обучения — 1 академический час в неделю (34 академических часа в год).
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
9. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а также игра в ансамбле, концертные выступления (конкурсы, фестивали, внутришкольные концерты).
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
В результате обучения ученики должны приобрести комплекс важных практических навыков:
осмысленное и быстрое разучивание музыкального текста;
игра в фортепианном ансамбле;
подбор по слуху;
работа с лёгким аккомпанементом;
приобретение навыков чтения нот с листа;
ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по элементарной теории музыки.
Главной целью музыкального воспитания в хореографической школе является не только обучение музыке, но и воздействие на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность, формирование музыкальной культуры детей, воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Для успешного выполнения деятельности, то есть для достижения цели ребёнку необходимо обладать задатками, способностями, одаренностью.
Задатки – врожденные анатомо — физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности;
Способности – это индивидуально-психологические способности человека, которые обеспечивают ему более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности;
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.
Для успешного выполнения деятельности кроме способностей и всего перечисленного раньше человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процессе воспитания и обучения.
Задача предмета состоит в овладении навыками игры на фортепиано, развитии игрового аппарата, а также в использовании приобретенных навыков для более глубокого и профессионального постижения основ музыкальной грамоты. Каждый учащийся должен хорошо представлять цели и задачи предмета, понимать его важность и необходимость в учебной и практической работе.
Задачи музыкального образования по данной программе:
развитие музыкальных способностей;
обучение учащихся музыкально — ритмическим умениям и навыкам, воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, обучение основам музыкальной грамоты;
физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость);
приобретение навыков самостоятельной работы над произведением, ансамблевой игры, чтения с листа, а также подбор по слуху, овладение основами аккомпанемента;
формирование технических навыков игры на фортепиано;
развитие творческих способностей ученика и приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;
знакомство и исполнение произведений различных жанров и стилей;
привитие культуры звукоизвлечения, понятий «характер», «форма» и «стиль музыкального произведения», то есть способствование становлению культуры исполнительского мастерства;
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя — слушателя;
формирование у учащихся потребности в музыкально — досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
10. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
11. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения, обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Первый год
введение ребенка в мир музыки;
знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями;
постановка пианистического аппарата;
познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
свободное ориентирование на клавиатуре фортепиано;
первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений;
выработка слуховых различий простейших длительностей;
основные приемы звукоизвлечения (non legato, legato,);
развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.
Второй год
овладение элементарными двигательными навыками (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения);
ознакомление с иностранными обозначениями темпов, динамики;
овладение выразительным интонированием мелодии и осмысленным исполнением фразировки;
развитие слухового и исполнительского усвоения двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
совершенствование мелкой техники и овладение элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
Третий год
достижение темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
усвоение понятия основных темповых и динамических обозначений;
чувствование и демонстрация характера, образа исполняемых произведений;
накапливание музыкально — слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
привитие самостоятельности в разборе текста;
развитие гармонического, тембро — динамического слуха.
Четвертый год
естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
понятие основных темповых, динамических обозначений;
освоение пунктирного ритма;
понимание музыки, ее формы и содержания;
развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
Пятый год
развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно — музыкальными;
понятие основных темповых и динамических обозначений;
формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо — темповой выразительностью.
12. Материально – технические условия реализации учебного предмета
Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый перечень аудиторий и материально-технического обеспечения для реализации в рамках программы «Основы игры на фортепиано» включает в себя:
Изолированные учебные аудитории с фортепиано для индивидуальных занятий, площадью не менее 6 квадратных метров;
Учебную мебель: столы, стулья, стеллажи, шкафы;
Наглядно — дидактические средства:
— наглядные методические пособия (музыкальные сборники, нотные хрестоматии музыкального материала к программе, нотные тетради);
— портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
— библиотека (рекомендуемые учебные издания, дополнительная
литература);
— помещения для работы со специализированными материалами (интернет — ресурсы, фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания (настройки) и ремонта музыкальных инструментов (мелкого и капитального). Учебно — методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, способствующими повышению познавательной активности детей.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Предмет «Общее фортепиано» в хореографической школе доступен всем детям, желающим обучаться, без ограничений, независимо от способностей и является органичным звеном в воспитании всесторонне развитой личности. Такое обучение определяется кругом задач, связанных прежде всего с пробуждением глубокого интереса к музыке, процессом музицирования, со стремлением к постижению музыкальной грамотности в широком смысле слова. Способствуя распространению музыки в быту, обучение игре на фортепиано оказывается тесно связанным с решением общих задач пропаганды музыкальной культуры.
Известно, что серьёзная заинтересованность в предмете у учащихся появляется в тех случаях, когда предмет расширяет их жизненные интересы как за счёт новых теоретических знаний, так и за счёт новых практических навыков. Поэтому методика фортепианной игры должна быть нацелена, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой — на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности учащихся. С первых же шагов обучения необходимо учитывать стремление детей к активным проявлениям действий: игра в ансамбле, прочтение и исполнение новых пьес, игра по слуху любимых мелодий и музыки из кинофильмов. Всё это интересы детей, привлекающие их к фортепианной игре и это нельзя забывать.
Постепенно развиваясь, учащийся расширяет круг знаний, умений и навыков, что позволяет ему прикоснуться к сокровищам фортепианной литературы. В этом отношении роль фортепианного обучения весьма значительна. Так как игра на фортепиано даёт возможность узнать музыку, написанную для голоса, оркестра и различных инструментов. Однако, серьёзное развитие музыкальных интересов происходит только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамотности, воспитаны умения в обращении с инструментом.
Содержание обучения фортепианной игре определяется теми методическими и педагогическими установками, которыми преподаватель руководствуется в свое практике.
Уже на первых уроках желательно ознакомить учащегося с назначением фортепиано, показать его разнообразные возможности.
Преподаватель должен владеть репертуаром, в котором фортепиано выступает как аккомпанирующий, ансамблевый и сольный инструмент. Это даёт возможность вести занятия в «атмосфере музыки», что, как известно, повышает заинтересованность учащихся.
Пробуждение активности к занятиям должна помочь и ансамблевая игра, которая может быть использована уже на первых уроках. Интенсивное введение ансамблевой игры характеризует современную прогрессивную методику. Это может быть ансамбль преподавателя и ученика, учащихся одного или разных уровней подготовленности. Ансамбль позволяет учащемуся войти в мир многоголосности, многоплановости музыки. Кроме того, ансамбль создаёт в классе «подобие» музыкальной жизни, когда возникают общие музыкальные интересы и каждый учащийся чувствует себя необходимым участником музыкального коллектива, по отношению друг к другу возникают моральные обязательства, воспитывается уважение.
Чувство собственного достоинства, самостоятельность. Благодаря ансамблевой игре появляется возможность более длительной шлифовке элементарных игровых приёмов на основе вариантных разработок заданий.
Однако это не значит, что ансамбль может полностью заменить индивидуальные занятия преподавателя над сольным репертуаром.
Индивидуальные занятия прочно вошли в практику обучения фортепианной игре. Преподаватель вправе по своему усмотрению выбирать варианты эффективных методик.
Важнейшей стороной фортепианной педагогики является обучение учащихся музыкальной грамоте, которая начинается с чтения отдельных знаков и завершается беглым чтением с листа музыкальной литературы. Это сложный и трудоёмкий процесс. Его основой является методически целесообразное расчленение заданий, которое приводит к постепенному освоению трудностей.
Свободному чтению нотного текста сопутствует скрытый процесс развития внутренних слуховых представлений. Следует специально обращать внимание на развитие музыкально-художественных впечатлений детей, их музыкальных фантазий. В процессе игровой инструментальной деятельности всё это способствует формированию музыкального мышления учащихся, которое тесно связано с развитием музыкальной восприимчивости.
Переживание красоты мелодии у детей обычно выражается в стремлении играть по слуху. Поэтому их увлечение подбором мелодий на инструменте следует всемерно поддерживать, умело направляя внимание на различные задания. Большое значение имеет отбор музыкального репертуара, так как в этой работе формируется музыкальный вкус учащихся.
Впоследствии игра мелодий по слуху будет сопровождаться гармонизацией и варьированием. Уже при первых попытках подбора мелодий следует вводить транспонирование, которое также следует производить на протяжении всех лет обучения. В старших классах учащиеся должны уметь транспонировать облегчённые аккомпанементы пьес и произведений танцевальных жанров, фрагментов из балетов.
Особое внимание при этом следует обратить на развитие у учащихся клавиатурных представлений о тональностях. Тональность можно считать познанной лишь тогда, когда ученик свободно ориентируется в ней, ощущая под пальцами расположение основных тонов и аккордов. Тональность надо не только «слышать», но и «видеть» на клавиатуре, ориентируясь пальцами в её рельефе. Знакомые тональности учащиеся охотно используют при подборе мелодий.
Изучение тональностей на фортепиано следует начинать как можно раньше, осваивать их постепенно, закрепляя навыки на материале репертуара. Знание тональностей на I году может быть весьма ограниченным
(2-3 вида). Затем этот процесс идёт быстрее. Главное здесь в концентрации внимания на закреплении слуховых и клавиатурных представлений.
Изучение гамм и арпеджио как технического комплекса произойдёт позже, на III-IV годах обучения.
Пение, игру лёгких песен, варьирование мелодий и их транспонирование полезно проводить в обстановке творческих игр. На этой основе закрепляются двигательные навыки учащихся, воспитывается самостоятельность в работе. Создавая свои варианты на задании преподавателя, ученик занимается подражательным творчеством. Это – необходимый этап в его развитии. Воспитание творческого подхода начинается с простейших упражнений – заполнения пропущенных тактов, доигрывания окончаний. Придумывание вариаций на заданный мотив. Игры-загадки повышают интерес ученика к самостоятельным поискам решения.
Полезны игры, развивающие слуховую наблюдательность к интонациям и ритмам окружающей жизни (ритмы танцев, пение птиц, стук мотора и пр.).
Используя детские впечатления. Преподаватель может включить элементы импровизации в упражнения по развитию двигательных навыков.
Развитие элементарных двигательных навыков – начало работы над мастерством фортепианной игры. Нельзя обойти вниманием эту сложную область технической работы. При формировании игровых приёмов наибольший эффект достигается при слиянии художественных задач с их игровым, двигательным выражением. Результат не всегда появляется сразу и тогда помогают упражнения. Упражнения — это «ключи» к решению технических проблем и в то же время это пути к намеченной цели.
Упражнения лучше воспринимаются. Если они мелодичны и сопровождаются пояснением не только рационального, но и образного характера.
Организовывая работу в зависимости от индивидуальных качеств учащихся, преподаватель должен прививать ученику любовь к концертным выступлениям. Поощряя различные формы музицирования, он способствует развитию у ребёнка артистизма, формирует здоровое отношение к сцене.
Развивая в учащихся творческое начало, преподаватель должен сам проявлять творческий подход ко всем вопросам, имеющим отношение к учебному процессу.
Владение фортепиано совершенно необходимо при изучении основ хореографии. В задачи курса также входит развитие навыков аккомпанемента, игры в ансамбле и чтения нот с листа. Каждый учащийся должен хорошо представлять цели и задачи курса, понимать его важность и необходимость в учебной и практической работе.
Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого учащегося. Залогом успеха в качественном
профессиональном росте учащихся является продуманная, четко спланированная организация урока.
Работа с учащимися без начальной музыкальной подготовки должна начинаться с изучения регистров на инструменте, постановки рук, знакомства с аппликатурной системой, совершенствование технического аппарата, работа над различными видами звукоизвлечения, штрихами, педалью, интонацией, фразировкой, знакомство с произведениями различных стилей, воспитание культуры исполнения.
Репертуар должен соответствовать техническому и музыкальному уровню учащегося. Лишь тогда самостоятельное выполнение заданий, полученных на уроке, будет осознанным и эффективным. При всех уровнях владения инструментом, определяющими должны быть художественные задачи.
Одним из важнейших разделов программы «Общее фортепиано» является развитие технических навыков игры на инструменте. В процессе обучения необходимо проходить как можно больше конструктивных этюдов, а также, обязательно, гаммы, аккорды, арпеджио. В технический комплекс следует включать, также, последовательности аккордов, стандартные гармонические обороты, гармонизация баса. Это окажет огромную помощь студентам в освоении музыкально-теоретических дисциплин, а также в решении еще одной важнейшей задачи курса «Общее фортепиано» — работе над аккомпанементом.
Работа над аккомпанементом должна включать в себя аккомпанемент
по нотам (можно использовать репертуар, состоящий из классических произведений), что также будут способствовать получению навыков чтения с листа.
Следует отметить, что особую роль, в приобретении профессиональных навыков, исполнительского мастерства, играет практика концертных выступлений, которые желательно проводить в каждом полугодии в форме классных вечеров, привлекая к этому весь контингентучащихся, где дети могут увлеченно исполнить произведения различных музыкальных жанров. Залогом успешного выполнения этих задач, является решение одной из самых актуальных проблем курса «Общее фортепиано» — это правильный, очень продуманный выбор репертуара в процессе обучения.
3. Рекомендации по организации учебного процесса
Главная задача данной программы — научить ребёнка самостоятельно музицировать. Поэтому очень важно в течение полугодия пройти большое количество произведений различной степени сложности в качестве ознакомления, не выучивая их наизусть. Нужно, чтобы в работе было постоянно как минимум три произведения. Одно из них – способствующее техническому продвижению учащегося и требующее длительной и детальной работы с преподавателем. Второе – намного легче, с тем, чтобы ученик смог выучить его по нотам за три-четыре урока. Третье – совсем лёгкое, для быстрого разучивания (за один-два урока), доступное для самостоятельной работы (на три-четыре класса легче).
Несколько минут урока следует выделять на выполнение творческих заданий или чтение с листа. В полугодии учащийся посещает примерно 14-16 уроков. В результате в течение полугодия он сможет выучить одно-два сложных произведения, три-четыре средней сложности и четыре-шесть лёгких произведений. В общей сложности получается восемь-двенадцать произведений.
Учитывая, что в старших классах произведения более объёмные и, соответственно, требуют большего времени на уроки, общее количество произведений можно уменьшить до шести.
4. Прогнозируемые результаты
Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе большого количества легких, понятных, интересных ребенку пьес, пусть пройденных без тщательной работы, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом), ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему при подборе по слуху и самостоятельном музицировании.
В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребенок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках большой репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Фортепиано для него станет любимым инструментом, а главное — он полюбит музицировать.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Общее фортепиано»
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п/п
Название темы Всего часов
Теоретич. Практич.
1. Знакомство с инструментом.
2. Обучение нотной грамоте. 10 5 5
3. Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.
4. Изучение произведений. Чтение с листа. Работа над исполнительством.
10 3 7
5. Итого: 36
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№п/п
Название темы Всего часов
Теоретич. Практич.
1. Развитие музыкальных способностей. Чтение с листа. Основы музыкальной терминологии.
2. Развитие пианистических навыков игры.
Развитие пианистических навыков. Работа с аппаратом. Игра в ансамбле.
16 16
4. Академический концерт.
1 1
5. Переводной экзамен 1 1
Итого: 35
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ п/п
Название темы Всего часов Теоретич. Практич.
2. Основы полифонического мышления.
3. Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле. Развитие техники. Основы музыкальной терминологии.
4. Формирование художественноисполнительских навыков.
5 5
5. Академический концерт.
1 1
6. Переводной экзамен 1 1
Итого: 36
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№ п/п
Название темы Всего часов Теоретич. Практич.
1. Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле. Развитие техники. Основы музыкальной терминологии.
2. Формирование художественноисполнительских навыков
5 5
3. Академический концерт.
1 1
4. Переводной экзамен. 1 1
Итого: 36
Учебно-тематический план (5 год обучения)
№ п/п
Название темы Всего часов Теоретич. Практич.
1. Развитие техники 5 5
2. Музыкальной терминологии
4 2 2
3. Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле. Чтение с листа.
4. Развитие исполнительских навыков.
5 5
5. Академический
концерт..
1 1
6. Переводной экзамен. 1 1
Итого: 36
V. Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что часть произведений предназначаются для экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе или просто ознакомления. Преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане учащегося.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Вводное занятие (организационное занятие);
— первое знакомство с учащимся, ознакомление его с тем, как и чем он будет заниматься на уроках общего фортепиано, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;
Первое «прикосновение» к инструменту;
— правильная посадка за фортепиано (подставки под ноги, правильная высота стула);
— подготовка рук к игре;
— игра «Нахождение нот» ( до, ре, ми, фа);
— игра песенок на 4 ноты «Василёк», «Как под горкой» и.т.д.;
— знакомство с октавами на образных примерах;
— правильное положение локтей при игре на фортепиано;
Гимнастика, упражнения для рук;
Знакомство с нотной грамотой; (при помощи клавиатуры фортепиано)
— зрительная ориентация (обращать внимание на чёрные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х чёрных клавиш и легко находят нужную клавишу);
— осязательная ориентация (не только определяют на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие);
— слуховая ориентация (она позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами и подключить слуховой контроль);
Параллельно с изучением клавиатуры происходит ознакомление с длительностями нот, паузами, знаками альтерации);
Аппликатура;
Организация пианистического аппарата;
— начинать обучение со штриха non legato Рекомендуется игра третьим пальцем этого штриха с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны. У детей двигательная ориентация развита недостаточно, и для того, чтобы не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать её к совместной игре с преподавателем.
Чтение нот с листа:
— первые пьесы очень простые, состоят из 2-3х нот и исполняются только одним пальцем (поочерёдно) каждой рукой. Главная задача – научить ученика игре non legato, слышать связь между звуками, слышать мелодию, которую они составляют. Развивать скорость чтения, умение смотреть наперёд;
— более полный, осмысленный разбор произведений, переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками;
При разборе и выучивании наизусть пьес и этюдов – обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на исполнение штриха non legato , на фразировку.
В первом полугодии прослушивание не проводится. Учащийся принимает участие в классном концерте для родителей, исполняя два — три разнохарактерных произведения наизусть.
Во втором полугодии, учитывая индивидуальные особенности учащегося, целесообразно вводить в игру штрихи legato и staccato (по дватри звука 2 — 3 пальцами), игра 2, 3, 4 пальцами. Предполагается, что основное количество пьес исполняется в ансамбле с преподавателем.
За год воспитанник изучает большое количество(20 — 30) простейших разнохарактерных произведений на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.
Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. В программу входят этюды, разнохарактерные пьесы. На экзамене во втором полугодии воспитанник сдает два — три разнохарактерных произведения наизусть.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
посадка за инструментом, организация пианистического аппарата;
приспособление к инструменту;
освоение приемов игры на фортепиано – как двигательных, так и приемов звукоизвлечения — non legato, legato, staccato 2, 3, 4 пальцами;
чтение нотного текста с листа в пределах первой октавы в скрипичном ключе;
умение играть в ансамбле.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой (1 часть);
2. Барсукова С. «Веселая музыкальная гимнастика». Сборник состоит из 67 мини — пьес. Эти упражнения способствуют развитию технических навыков начинающих музыкантов. Все упражнения легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны. Эти пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление учащегося. Упражнения выстроены в порядке постепенного усложнения материала;
3. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980 г.;
4. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, вып. М.: Сов. Комп., 1975 г.;
5. «Большая музыка – маленькому музыканту» Т. ЮдовинаГальперина предлагает маленьким детям играть отрывки из серьезной классической музыки. Это легчайшие переложения известных произведений Грига, Штрауса, Россини и других композиторов, отрывки из опер и симфоний.;
6. «Веселые нотки» Сборник пьес для фортепиано 1 класс. Учебнометодическое пособие. 2008 г;
7. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Полная учебная программа 1-го года обучения игре на фортепиано. Первый раздел — это собственно учебник, где пьесы обязательно разучивать именно в данной последовательности (многие из них сознательно упрощены). Второй раздел — хрестоматия для первоклассника, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел — ансамбли;
8. Горошко Н.Н. «Музыкальная азбука для самых маленьких». Сборник призван сделать процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на фортепиано доступными для детей с самыми обычными данными;
9. Детские песенки в легком переложении для фортепиано 1-3 классы детской музыкальной школы. Сост. Л. Белоруссова, Н. Доброгорская, В.Полянская. М.1965 г.;
10. Джазовые игрушки. Фортепианные пьесы для младших и средних классов ДМШ. Год выпуска: 2004 г. Автор: Лора Пилипенко;
11. Кончаловская Н. «Нотная азбука» 1984 г. – прекрасный красочный сборник в стихах о нотной грамоте, с яркими иллюстрациями;
12. Металлиди Ж. Мчались лапки со всех ног. Приглашение в музыкальную страну. Пьесы и ансамбли для самых маленьких пианистов;
13. «Новая школа игры на фортепиано» Автор: Цыганова Г., Королькова И. (сост.) Издательство: Феникс Год: 2009 г.;
14. «Пора играть, малыш!» Для учащихся подготовительного и 1 классов;
15. «Первые шаги маленького пианиста» Т. Взорова;
16. «Фортепиано» для Детских музыкальных школ. «Подготовительный и 1 класс» под ред. Б. Милича;
17. Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М., 1976 г..
2 год обучения
В процессе обучения происходит:
закрепление учащимся знаний, умений и навыков, полученных в I классе;
продолжение работы над организацией и укреплением пианистического аппарата;
развитие метро — ритмической устойчивости учащегося;
изучение нот басового ключа в пределах малой октавы;
31
чтение с листа, игра в ансамбле.
В течение полугодия учащийся должен освоить штрихи legato и staccato всеми пальцами; пройти 6-8 легких разнохарактерных пьес, в том числе 2 этюда, 1-2 ансамбля, легкие переложения детских народных песен, классику в облегченном переложении, исполняя наизусть и по нотам (в случае ознакомления). Знать обозначение динамических оттенков, слышать и показывать сильную долю, начало и конец фразы.
Ожидаемые результаты 2 года обучения:
выразительное исполнение как минимум 4 — 6 пьес соответствующего уровня;
уверенное владение приемами игры non legato, legato, staccato;
исполнение пьес двумя руками, с демонстрацией достаточной координации;
чтение нотного текста в скрипичном (первая, вторая октавы) и басовом ключах (малая октава);
грамотная передача образного содержания музыкального произведения;
знание терминологии (штриховой, динамической, темповой).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. (1 – 2 части);
2. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. II вып. М.: Сов. Комп., 1975 г.;
3. Гречанинов А.Т. На зеленом лугу. 10 легких пьес для фортепиано в 4 руки. Соч.99. М., 1959 г.;
4. Детские песенки в легком переложении для фортепиано 1-3 классы детской музыкальной школы. Сост. Л. Белоруссова, Н. Доброгорская,
В.Полянская., М.1965 г.;
5. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Сост. С. Ляховицкая. Л., 1975 г.;
6. Литовко «Изучение басового ключа маленькими пианистами». Сборник весь написан в басовом ключе.;
7. Легкие ансамбли для фортепиано;
8. Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 1 — 2 классов ДМШ Автор: Барсукова С.А. (сост. и общ. ред.) Издательство: Феникс Год: 2011 г.;
9. Майкапар С.М. Первые шаги. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Соч. 29.;
10. Пьесы для фортепиано 1-3 классы детской музыкальной школы Издательство: Кифара Год: 1997 г.;
11. Смирнова Т. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ;
12. «Фортепиано». Для детских музыкальных школ подготовительный и 1 класс класс, ред. Б. Милич, Киев 1985 г.;
13. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, Вып.1. М., 1975 г.;
14. Хрестоматия для фортепиано Автор: Сост. Бакулов А.А., Сорокин К.С. Издательство: Музыка Год: 1990 г.;
15. Школа игры на фортепиано. Для 1 года обучения. Сост. Н.Кувшинников, М.Соколов. , М., 1964 г.;
16. Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М., 1976 г.;
17. Этюды для фортепиано., Вып.1. Под ред. В.Дельновой. М., 1976 г.;
18. Юный пианист. Сост. Л.Ройзман и В.Натансон, Вып.1. М., 1975 г..
3 год обучения
закрепление полученных знаний, умений и навыков; изучение терминологиии, встречающейся в новых произведениях;
продолжение работы над совершенствованием пианистического аппарата, введение в игру усложненных технических и исполнительских приемов, педализация;
исполнение произведений с элементами полифонии, ознакомление с крупной формой;
закрепление метро — ритмической устойчивости, исполнение произведений с более сложным ритмическим рисунком;
чтение с листа.
Введение в процесс обучения гамм: в полугодии до двух диезов при ключе (C-dur, G-dur) и минорная (а-moll натуральный, гармонический, мелодический), трехзвучные аккорды с обращениями или короткое трехзвучное арпеджио, хроматическая гамма каждой рукой отдельно в две октавы.
В течение года учащийся должен пройти 8-10 произведений. Репертуар включает в себя: 3-4 этюда, 2 пьесы с элементами полифонии, крупную форму (вариации или фрагмент сонатины), две разнохарактерные пьесы, ансамбль.
Ожидаемые результаты 3 года обучения:
владение приемами non legato, legato, staccato в одновременном исполнении двумя руками;
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум четырех пьес соответствующего уровня (фразировка, динамика, темп);
знание терминологии в пределах трех лет обучения;
уверенное чтение текста в скрипичном (первая, вторая октавы) и басовом ключах (малая октава);
работа над техническим развитием беглости пальцев (мелкая артикуляция).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Барсукова С.А. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано. 2-3 классы ДМШ. Изд. Феникс, 2012 г.;
2. Барсукова С.А. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано. 1-2 класс. Выпуск 1. Изд. Феникс, 2011 г.;
3. Барсукова С.А. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано. 1-2 класс. Выпуск 2. Изд. Феникс, 2011 г.;
4. Барсукова С.А. Джаз для детей: Для фортепиано. Младшие классы детских музыкальных школ. Выпуск 4.;
5. Барсукова С.А. Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.;
6. Баневич С., Криштоп Л. (ред.) / Школа юного пианиста. Учебное пособие. 1–3 годы обучения Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2008 г.;
7. Волков В. 30 пьес для фортепиано;
8. Гедике А. Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих: №№23,29-32; Соч.47. 30 легких этюдов:№№10,16,18,21,26; Соч.58 25 легких пьес: №№13,18,20;
9. Д. Кабалевский. Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.2;
10. Е. Забурдяева, Н. Перунова. Серия «Посвящение Карлу Орфу». Учебные пособия по элементарному музицированию. Выпуск 4. Орф за роялем. Тетрадь ученика;
11. Избранные фортепианные этюды. Под.ред. Г. Гермера Ч.1: №№17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46;
12. Майкапар С. Бирюльки. Соч.28;
13. Майкапар С. Миниатюры. Соч.33;
14. Мордасов Н. Мое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2 -3 классов ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.
15. Музыкальная мозаика для фортепиано для музыкальных школ. 2-3 классы. Сост. С. Барсукова. Изд. Феникс, 2011 г.;
16. Прохорова Н. Легкие фортепианные пьесы. 1-2 классы;
17. Поливода Б.А. Сборник пьес для фортепиано: лучшее из хорошего 105 новых пьес 2 и 3 классы ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.;
18. П. Чайковский — Детский альбом, соч.39;
19. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.3 ред. С.Ляховицкой;
20. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Ансамбли для ф-но в 4 руки (младшие и средние классы);
21. Цыганова Г.Г. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 3 класс, учебно-методическое пособие. Изд. Феникс, 2011 г.;
22. Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия для учащихся детской музыкальной школы. 3 класс.
4 год обучения
включение в репертуар пьесы с полифонической фактурой;
владение аппликатурными навыками;
работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных способностей ученика;
ознакомление с различными формами и жанрами музыкальных произведений;
чтение нот с листа: легкие пьесы и ансамбли из репертуара первого класса.
В течение года учащийся должен пройти: гаммы мажорные – C-dur, G-dur, D-dur, F-dur, a-moll трех видов двумя руками в прямом движении, трехзвучные аккорды с обращениями, короткое трехзвучное арпеджио, хроматическая гамма двумя руками в две октавы.
В течение года учащийся должен пройти 6-8 разножанровых произведений. Репертуар включает в себя: 2-3 этюда на разные виды техники, 2 пьесы с элементами полифонии, крупная форма (вариации или одна из частей сонатины), разнохарактерные пьесы, в том числе отрывок из балета или пьеса танцевального характера, ансамбли.
Произведения усложняются по исполнительским и техническим характеристикам.
Ожидаемые результаты 4 года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум четырех пьес соответствующего уровня;
исполнение пьесы с полифонической фактурой;
практическое использование аппликатурных навыков;
владение элементами педализации;
уверенное чтение нот с листа в двух ключах в диапазоне от малой до третьей октавы.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Бетховен Л. Пять шотландских народных песен (по выбору);
2. Барсукова С.А. Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.;
3. Барсукова С.А. Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 классов ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.;
4. Бах И.С. Нотная терадь Анны Магдалены Бах.;
5. Гедике А. 15 небольших пьес для фортепиано. Соч.60;
6. Гедике А. 20 маленьких пьес для начинающих: №№14,16-20 Соч.6.;
7. Гнесина Е. Пьесы-картины: №4 «С прыгалкой»; №9 «Проглянуло солнышко»; № 11 «Верхом на палочке».4
8. Гречанинов А. Бусинки. Соч.123;
9. Дварионис Б. Маленькая сюита: «Вальс» соль минор, «Мельница», «Прелюдия»;
10. Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Под.ред Н.Кувшиникова., Вып.2;
11. Кабалевский Д. «Токкатина» Соч.27, «Клоуны» Соч.39.;
12. Косенко В. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня. Соч.15;
13. Моцарт В. 14 детских пьес из нотной тетради 8-летнего Моцарта (по выбору);
14. Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта;
38
15. Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: «Уличные
игры», «Солнечный день», «Мелодии на банджо», «Американская
народная песня»;
16. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано., Вып.1 III-IV кл. ДМШ., Сост. и ред. Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
1. Беркович И. Сонатина До мажор;
2. Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, часть 1;
3. Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор;
4. Диабелли А. Соч.151., Сонатина №1, Рондо;
5. Кабалевский Д. Соч.27 Сонатина ля минор;
6. Кепитис Я. Сонатина си-бемоль минор (Советские композиторыдетям. Тетрадь 2);
7. Кулау Ф. Вариации Соль мажор Соч.55,№1 Сонатина До мажор,чч.1,2;
8. Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни
«Коровушка» соль минор.
АНСАМБЛИ
1. Беркович И. Соч.30.Фортепианные ансамбли (по выбору);
2. Раков Н. На прогулке (Сборник пьес для ф-но в 4 руки. II-III кл.ДМШ Сост. и ред.К. Сорокина);
3. Часы с кукушкой (для 2-х ф-но в 4 руки);
4. Моцарт В. Ария Дон-Жуана из оперы «Дон-Жуан»
5. Римский-Корсаков Н. Величальная песня из оперы «Царская невеста»;
6. Григ Э. «В лесу»;
7. Морозов И. «Танец ласточка» из балета «Доктор Айболит»;
8. Прокофьев С. «Петя», отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк»;
9. Чайковский П. «Под яблоней зелёной», «Колыбельная в бурю», «Вспомни, вспомни»;
10. Шуберт Р. Экоссезы. Три вальса.
5 год обучения
гармоническое развитие художественных и технических навыков;
работа над фразировкой произведения, развитие музыкальности;
работа над крупной техникой на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных способностей ученика (октавы, аккорды, скачки);
ознакомление с различными формами и жанрами музыкальных произведений;
работа над мелодическими украшениями (форшлаг, мелизм);
совершенствование педализации;
повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических знаний;
чтение нот с листа: легкие пьесы и ансамбли из репертуара первого – третьего классов.
В течение учебного года ученик должен пройти: гаммы – D – dur, A – dur, E – dur, a – moll, e – moll трёх видов двумя руками в прямом движениях в четыре октавы, трехзвучные аккорды с обращениями, короткие арпеджио по четыре звука каждой рукой отдельно в две октавы, хроматическая гамма двумя руками в четыре октавы.
В течение года ученик должен пройти 5 — 7 музыкальных произведений различных по форме, кроме этого, 1–2 пьесы в порядке ознакомления, одну самостоятельно. Из них
1 полифоническое произведение;
1 произведения крупной формы; (вариации или две — три части сонатины);
2 разнохарактерные пьесы, в том числе отрывок из балета или пьеса танцевального характера;
1 – 2 этюда;
1 ансамбль;
чтение нот с листа: легкие пьесы из репертуара первого –третьего классов;
любой вид творческой деятельности по возможности учащегося. Ожидаемые результаты 5 года обучения:
выразительное, художественно-осмысленное исполнение как минимум четырех пьес соответствующего уровня;
включение в репертуар полифонической пьесы и крупной формы;
включение в репертуар пьес с различными видами фортепианной техники гаммы, аккордовой, арпеджио;
уверенное чтение нотного текста.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Барсукова С.А. Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 классов ДМШ. Изд. Феникс, 2011 г.;
2. Борткевич С. Музыкальные картинки по сказкам Х. К. Андерсена. Для фортепиано. Учебное пособие. Младшие и средние классы детской музыкальной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2008 г.;
3. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано. 3-4 класс. Выпуск 1 Сост. С.А. Барсукова, Изд. Феникс, Серия: Учебные пособия для ДМШ 2011 г.;
4. Геталова О. / Летом в деревне. Детские песни для фортепиано Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2008 г.;
5. Моцарт В. А. / Четыре детские пьесы для фортепиано Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2003 г.;
6. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. Для фортепиано. 3-4 классы детских музыкальных школ. Выпуск 1. Сост. С.А. Барсукова, Изд. Феникс, 2003 г.;
7. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. Для фортепиано. 3-4 классы детских музыкальных школ. Выпуск 2. Сост. С.А. Барсукова, Изд. Феникс, 2003 г.;
8. Полозова М. (сост.) / Фортепианные пьесы. Тетрадь 1. Фортепианные пьесы для 1–4 классов музыкальной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.;
9. Полозова М. (сост.) / Фортепианные пьесы. Тетрадь 2. Фортепианные пьесы. Средние классы музыкальной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.;
10. Полозова М. (сост.) / Фортепианные пьесы. Тетрадь 4. Сонатины. Младшие и средние классы музыкальной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.;
11. Полозова М. (сост.) / Фортепианные пьесы. Тетрадь 5. Вариации. Средние и старшие классы музыкальной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.;
12. Платунова М. / Путь к Баху. Учимся играть полифонию. Для мл. и ср. кл. ДМШ Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.;
13. Пересветова Ж. / Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2008 г.;
14. Румянцев А. (ред.-сост.) / Из репертуара юного пианиста, средние классы музыкалной школы Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.; 15. Святой Томас. Джазовые пьесы для фортепиано Автор: Чугунов Ю. Издательство: Мелограф Год издания: 2000 г.;
16. Станг Ф., Чернышева Н. (сост.) / Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано детской музыкальной школы. Тетрадь 2. Полифония Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2007 г.;
17. Станг Ф., Чернышева Н. (сост.) / Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано детской музыкальной школы. Тетрадь 3. Крупная форма Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2007 г.;
18. Станг Ф., Чернышева Н. (сост.) / Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано детской музыкальной школы. Тетрадь 5. Этюды Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2007 г.;
19. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано. 3-4 классы ДМШ Сост С.А. Барсукова, Издательство: Феникс Серия: Учебные пособия для ДМШ 2012 г.;
20. «Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Младшие и средние классы детской музыкальной школы» Сост. Криштоп Л. Издательство: Композитор СанктПетербург, 2007 г.;
21. Шмитт А. / Технические упражнения для фортепиано. Редакторсоставитель С. В. Морено Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2003 г.;
22. Шелухина Н. (сост.) / Музыкальные жемчужинки. Учебное пособие. Выпуск 3. Сонаты, сонатины, рондо и вариации. Средние классы детских музыкальных школ и школ искусств Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2008 г.;
23. Шелухина Н. / Музыкальные жемчужинки. Учебное пособие. Выпуск 2. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Средние классы детских музыкальных школ и школ искусств Издательство Композитор, СанктПетербург, 2008 г.;
24. Юдовина-Гальперина Т. / Большая музыка — маленькому музыканту. Легкие переложения для ф-но. Альбом 3 (3-4 годы обучения).
Под ред. О. Геталовой Издательство Композитор, Санкт-Петербург, Год: 2001 г..
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ со II по V год обучения ( по мере усложнения)
Музыкальная грамота
Теоретические знания:
— нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура, аппликатура.
Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет.
— фактура изложения произведений (гармоническая, мелодическая);
— длительности нот, паузы;
— динамические оттенки (f, p, mf , mp , <> и.т.д.);
— лад (минор, мажор);
— тональности, знаки альтерации;
— строение аккордов, интервалов, трезвучий;
— знакомство с музыкальными образами;
— музыкальная терминология;
— дополнительные сведения о ритмической записи (триоль и.т.д.), мелизмы;
Чтение нот с листа
— разбор произведения с начала с преподавателем, а с 3-го класса самостоятельно с показом в классе;
— развитие навыков тщательного разбора ( анализа) произведения;
— развитие навыка беглого чтения с листа ( быстрое чтение рельефа мелодических линий, чтение вертикали);
Материал подбирается по возрастающей трудности.
Этюды
— работа над восполнением пробелов в технической подготовке с помощью работы над этюдами на разные виды техники;
— объяснение цели изучения этюдов, как о материале для развития какого-либо навыка;
— форма этюда;
— характер музыки;
— динамические оттенки;
Педализация произведений
— работа над элементами педализации в произведениях;
— прямая педаль;
— запаздывающая педаль.
Пьесы
— изучение пьес различной штриховой фактуры отдельными руками;
— изучение пьес с элементами объединения обеих рук;
— исполнение пьес двумя руками с использованием non legato, legato, staccato;
— работа над кантиленой;
— навыки исполнения аккордовой фактуры;
— изучение аккордовой аппликатуры.
Крупная форма
— понятие о крупной форме, виды, составные части;
— работа над развитием способности мыслить более масштабно;
— сочетание контрастных образов и тем, владение различными видами фактур.
Полифония
— виды полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная);
Работа над подголосочной и контрастной полифонией
— разбор исполнительских задач при сочетании голосов;
— сохранение тембровой окраски;
— работа над фразировкой;
— работа над темпом, динамикой.
Ансамбли
— посадка за фортепиано при игре в 4 руки;
— развитие навыков «ведения» главной темы и аккомпанемента;
— одновременное вступление (ауфтакт), игра, окончание произведения.
Культура поведения на сцене
— работа над основами сценической культуры (выход на сцену, поклон, уход со сцены).
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩЕГОСЯ
Уровень подготовки обучащихся является результатом освоения программы «Основы игры на фортепиано», который предполагает формирование следующий знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (пьесы, этюды, пьесы с элементами полифонии, сонатины, вариации);
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа;
навыки по воспитанию слухового контроля;
навыки по использованию музыкально — исполнительских средств, владению различными видами техники исполнительства;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений, о приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
3. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним, что способствует их многостороннему, комплексному развитию.
Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день играют определенную программу.
Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для учащихся, начиная со 2 года обучения и на протяжении всех последующих лет.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного стиля и образа исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
По результатам игры комиссия, состоящая минимально из 3-х педагогов, озвучивает итоговую оценку. Результат заносится в
Свидетельство об окончании ДХШ по предмету «Общее фортепиано».
4. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте, экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и так далее 2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения
является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+», «-», что дает возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
При выведении переводной оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте и экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании I и II полугодий учебного года.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе по общему фортепиано, который включает в себя проверку выполненного домашнего задания, совместную работу педагога и
ученика над музыкальным произведением, рекомендации относительно самостоятельной работы обучающегося.
Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также обусловлена его индивидуальностью и характером и сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и преподавателя.
Работа в классе сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится по принципу: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика — интеллектуальные, физические, музыкальные, эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач предмета «Общее фортепиано», формирование музыкально – исполнительского аппарата обучающегося.
С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Систематическое развитие навыков чтения с листа — это составная часть предмета, важнейшее направление в работе. Перед прочтением нового материала музыкальный текст необходимо предварительно просмотреть, проанализировать.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально – исполнительских данных ученика зависят во многом от того, насколько тщательно была спланирована работа, продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося. При составлении индивидуального учебного плана необходимо учитывать индивидуальные особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены после детального ознакомления с возможностями и уровнем подготовки ученика.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.
Творческая деятельность развивает такие важные личные качества, как воображение, мышление, трудолюбие, активность, самостоятельность.
Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая значительно активизирует учебный процесс.
Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей ученика (при необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомендуемых основной программой по общему курсу фортепиано).
Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие от музицирования.
Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую музыкальную память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволит пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий — каждый день;
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по общему фортепиано. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: разбор новых произведений, выучивание наизусть нотного текста, работа над конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), проигрывание программы целиком перед концертом или зачетом, повторение ранеей пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано».– М., 1978г.;
2. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. — М.;Классика. 2003 г.;
3. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 г.;
4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор, 1979 г.;
5. Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974 г.;
6. Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» — Музыка, 1979 г.;
7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика, 2005 г.;
8. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21, 2004 г.;
9. «Вопросы музыкальной педагогики» — научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997 г.;
10. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975 г.;
11. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
12. Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974 г.;
13. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979 г.;
14. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005 г.;
15. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971 г.;
16. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» — М., 1967 г.;
17. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967 г.;
18. Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980 г.;
19. Носина В. «Символика музыки Баха»;
20. Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.Музыка, 1992г.;
21. Перельман Н. «В классе рояля» — Классика XXI. – М., 2002 г.;
22. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М., 1984 г.;
23. Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987 г.;
24. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» — Классика XXI, М., 2001 г.;
25. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958 г.;
26. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002 г.;
27. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002 г.;
28. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002 г.;
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007 г. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»);
2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975 г.;
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г. – 240с., ил.;
4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.;
5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.;
6. Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский педагог». – СПб. Союз художников, 2002 г..