Педагогический проект Знакомство детей с шахматами
Автор: воспитатель Колесникова Роза Залимхановна.
Структурное подразделение МБОУ «СОШ №4» Детский сад «Улыбка» город Мегион, ХМАО-Югра.
Проект «Знакомство детей с шахматами»
Файл: проект
Проект «Знакомство детей с шахматами»
Актуальность. Поиск эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста всегда актуален.Старшие дошкольники очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию. Шахматы – эффективное средство интеллектуального развития дошкольников, так как способствуют развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, ориентировки в пространстве. Расширяют круг общения детей, развивают все интегративные качества.
Цель:Знакомство дошкольников с шахматами и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
- Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала.
- Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.
- Воспитывать усидчивость и интерес к шахматам.
Тип проекта: творческий.
По количеству участников: групповой.
По длительности: 3 месяца
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Повысится уровень развития познавательного интереса у дошкольников.
Развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности.
Освоение новых видов деятельности (компьютерные игры, соревнования).
Работа с родителями:
Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте»
Придумывание с детьми историй, сказок о шахматном королевстве.
Пошив шахматной напольной доски из ткани.
Изготовление костюма шахматной фигуры ребёнку, представление своей фигуры – стихотворение, рассказ.
План осуществления проекта:
Подготовительный этап
Собрать и изучить информацию о шахматной игре.
Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.
Консультации для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»
Подбор литературы о шахматах, мультфильмы; компьютерная игра
Организационный этап
Подготовить развивающую среду для знакомства с шахматами.
Просмотр мультфильмов: «Учимся, играя в шахматы», «Мудрые сказки тётушки совы – шахматы»
Перспективный план работы с детьми(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Основной этап
Познакомить детей с историей возникновения шахмат; Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах; Развивать умения ориентироваться на плоскости; Заинтересовать детей шахматами.
Чтение легенды; загадок о шахматных фигурах
Дидактические игры по математике: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Центр», «От самой маленькой до самой большой».
Дидактические игры — «Угадай-ка», «Шахматный кубик», «Убери такую же», «Куча мала», «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Буква».
Театрализация: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка» — определять значимость фигуры, её цену в игре. Рассказывание историй, сказок о шахматном королевстве, придуманных дома с родителями.
Подвижные игры: «Живые шахматы», «Догонялки», «Кто быстрее соберёт»
Лепка шахмат из пластилина. Рисование и вырезание шахматных фигур. Рисование шахматной доски. Аппликация «Шахматный конь».
Компьютерная игра «Динозавры учат шахматам».
Итоговый этап
Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам.
Создание книги «Истории и сказки о шахматном королевстве»
Развлечение «Шахматное дефиле». (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Реализация проекта позволила:
Детям – открыть миршахмат для развития умственного развития; расширить свой кругозор; научились ориентироваться в пространстве, стали более уверенные в себе; коммуникативны, повысился интерес к шахматам.
Родителям – сблизиться с ребёнком; создать условия в семье для совместного развития детей и взрослых; установить дружеские связи с другими родителями.
Педагогу – создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей; приобщить родителей к совместному развитию детей.
Перспективный план работы с детьми
СЕНТЯБРЬ | |
1 неделя |
1.«В стране шахматного королевства»
Познакомить детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. |
2.«Волшебная доска»
Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. |
|
2 неделя | 3.«Волшебная доска»
Продолжать знакомить с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр. |
4.«Волшебная доска»
Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. |
|
3 неделя | 5.«Волшебная доска»
Повторить понятие «диагональ», продолжить знакомство с «шахматным» алфавитом. Упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля. |
6.«Шахматные фигуры»
Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. |
|
4 неделя | 7.«Шахматные фигуры»
Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
8.«Начальное положение»
Познакомить с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», партия, запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр. |
|
ОКТЯБРЬ | |
1 неделя | 9.«Начальное положение»
Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
10. «Шахматная фигура – Ладья»
Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». |
|
2 неделя | 11. «Шахматная фигура – Ладья»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания с помощью дидактических игр. |
12. «Шахматная фигура – Слон»
Познакомить детей с шахматной фигурой «слон», место слона в начальном положении. Белопольные и чёрнопольные слоны, ход слона. |
|
3 неделя | 13. «Шахматная фигура – Слон»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны. Показать, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
14. «Шахматная фигура – Ферзь»
Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. |
|
4 неделя | 15. «Шахматная фигура – Ферзь»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальном положении, ход ферзя. Показать, как ферзь выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
16. «Шахматная фигура – Конь»
Познакомить детей с шахматной фигурой «конь», место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. |
|
НОЯБРЬ | |
1 неделя | 17. «Шахматная фигура – Конь»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить место коня в начальном положении, ход коня. Показать, как конь выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
18. «Шахматная фигура – Пешка»
Познакомить детей с шахматной фигурой «пешка», место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. |
|
2 неделя | 19. «Шахматная фигура – Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место пешки в начальном положении, ход пешки. Показать, как пешка выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
20. «Шахматная фигура – Король»
Познакомить детей с шахматной фигурой «король», место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. |
|
3 неделя | 21. «Шахматная фигура – Король»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить место короля в начальном положении, ход короля. Показать, как король выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
22. «Шахматные фигуры – игровая практика»
Закреплять полученные знания о шахматных фигурах в игровой практике. |
|
4 неделя | 23. «Шахматные фигуры – игровая практика»
Закреплять полученные знания о шахматных фигурах в игровой практике. |
Выход из проекта: развлечение «ШАХМАТНОЕ ДЕФИЛЕ» |
Список использованной литературы:
А. К. Костенюк, Н. П. Костенюк «Как научить шахматам» Дошкольный шахматный учебник, Москва, «Просвещение», 2008 г.
В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких» — электронная книга
Обучающий диск: «Динозавры учат шахматам»
Видео: «Учимся, играя в шахматы»
ШАХМАТНОЕ ДЕФИЛЕ
ВЕДУЩИЙ: Дорогие гостипредставляем вашему вниманию дефиле шахматных фигур.
Угадайте: кто я? Чёрно-белая я, родственница сетки, Бело-чёрные цвета чередуя клетки. Правильно –Я — Волшебная Доска, но без фигур и мне тоска: Внимание! Внимание! Начинаем наше представление.
Участники праздника в шахматных костюмах выходят под музыку в зал из-за ширм, на которых нарисованы замки. Белый и чёрный. Впереди каждой команды шествует ребенок — «Пешка» с шахматным знаменем. Знамена после прихода команд на исходную позицию ставятся на специальную подставку, чтобы было видно всем присутствующим. За Пешкой-знаменосцем важно вышагивают сам Король с Ферзем, за ними два телохранителя-Слона ведут под «уздцы» Коней, замыкают праздничный кортеж Ладьи. Дойдя до края «шахматной доски», дети занимают свои места.
Ведущий:Моими помощниками будут белая и чёрная королева. Мы приветствуем вас в этом славном королевстве! Итак, белый отряд, черный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде, ты сам погляди – Оба угла занимают Ладьи. Рядом с Ладьями Кони видны, рядом с Конями встали Слоны. Кто же посередине? Ферзь и Король:
Ферзь с Королем – Самые главные в войске своем. А пред всеми: Пешки-малышки встали стеной.
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые фигуры занимайте свои почётные места. (дети садятся на стульчики)
Белая королева:
1 слайд — Расскажем вам легенду как появились шахматы История шахмат
2 — В одной далекой стране
3 — А страна называется ИНДИЯ
4 — 2000 лет назад жил-был один человек.
5 — Звали его раджа -БАГРАМ, по-индийски «раджа» — это король. Он очень любил воевать со своими соседями.
6 — На юге, востоке, западе, севере. Тем самым довел Индию до разорения. Мудрецы ломали голову над тем, как остановить войну.
7 — Был мудрец у раджи Баграма. и придумал он …
8 — Игрушечную войну- ШАХМАТЫ ……
9 — У каждого играющего есть своя армия-могучие слоны, конница, советники,король,солдаты. И побеждает тот, кто хитрее.
10 — Мудрец рассказал об этой игре. Баграму очень понравились шахматы.С тех пор в Индии перестали войны. Велел Баграм своим подданым научиться этой игре и теперь вел бои на шахматной доске. Захотел он отблагодарить мудреца и спросил его, какую бы он хотел получить награду.
11 — Мудрец велел положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зернышко, на вторую два зернышка,на третью четыре, и на каждую последующую клетку в 2 раза зерна больше. Вот так ты ценишь мою щедрость –обиделся Баграм. Хорошо, я дам тебе столько зерен, сколько ты просишь. Когда слуги подсчитали, оказалось, что зерна нужно было столько много, больше чем песчинок в пустыне.
12 — Вот такая легенда. С тех пор в шахматы играют и взрослые и дети.
Чёрная королева:
Давайте познакомимся с шахматными фигурами. Отгадайте моюзагадку:
Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка).
А вот и они, наши уважаемые пешки. Уважаемые пешки! Раз вы прибыли на бал, поприветствуйте друг друга. (пешки читают стихи).
Чёрная пешка:
Пешка, маленький солдат,
лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат
двинуться вперёд.
Белая пешка:
Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.
Короля мы охраняем
И назад не отступаем.
Ходим только мы вперёд!
Рубим вправо, влево – в бок.
Включается «важная» музыка. Пешки ходят по доске.
Белая королева:авот эту загадку отгадаете (выходит белая ладья):
Стою на самом краю, Путь откроют – пойду,
Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (Ладья).
Сейчас представятся ладьи — Выходят ладьи, читают стихи и ходят по доске.
Чёрная ладья:
Видимо, Ладья упряма
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Чёрная ладья:
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи
В бой ее скорей веди!
Белая ладья:
Её манёвр – сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву – «тихий» ход,
Но вот – удар, и враг в печали!
Чёрная королева: Передвигается не косо и не прямо, а буквой «Г» — так шахматисты говорят. Сейчас представятся кони.
Чёрный конь:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок:
Поле – прямо, поле – в бок!
Чёрный конь:
Ну, а если угрожает
Окружения заслон,
Через тех, кто окружает,
Перепрыгивает он!
Белый конь:
Прыгает Конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
Белый конь:
Прекрасен Конь, могуч и яр,
Наполнен жаждою полёта.
Ему не дан прямой удар,
Зато он — мастер апперкота.
Белая королева:
Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, Хоботом неводит. (Слон). Представление слонов. Выходят слоны.
Белый слон:
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
Белый слон:
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
Чёрный слон:
А когда на поле черном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Белая королева:Заморские гости садитесь на свои места.
Чёрная королева: а сейчас представятся самые главные фигуры.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ БЕЛЫЕ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.
Белый король:
На доске и днем и ночью
Битва армий двух. И в ней
Не сильней фигур я прочих,
Но фигур других главней.
А враги мои хотят
Мне устроить шах и мат!
Длится партия, доколь
Не повержен в ней король.
Такова моя натура
И моя в сраженье роль.
Я важнейшая фигура –
Белый шахматный король!
Белая королева:
Я — Королева Шахмат,
И в Шахматной стране,
Я правлю королевством,
Здесь всё подвластно мне!
На поле черно-белом
Стоят фигуры в ряд.
Красиво и умело
Веду их на парад!
Шагают пешки, кони
То поперёк, то вдоль.
Одна сижу на троне,
Мне служит сам Король!
ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ ЧЁРНЫЕ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.
Чёрный король:
Я король – отважный воин
Пешке помогать иду.
Её грудью защищаю
И в обиду не даю.
Чёрная королева:
Представляю вам ферзя-
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
ОБЩИЙ ТАНЕЦ шахматных фигур.
Ведущая: Пора прощаться. Мы снова придём к вам, как только в вашем прекрасном детском саду состоится шахматный турнир.