Сборник игр способствующий развитию речи дошкольника
Автор: Воспитатель Ухина Людмила Анатольевна.
МБДОУ Детский сад №3 «Колосок» с.Красное Ленинск- Кузнецкого р-она Кемеровской области.
Игры на координацию речи дошкольника
Файл: игры
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали.
(изображают, как выкапывают яму и сажают в неѐ куст)
Яблони белили мы
Известью, белилами.
(движение правой рукой вверх — вниз)
Починили мы забор,
(имитируют удары молотком)
Завели мы разговор:
Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
(стоят лицом в круг, в центр выходит один ребѐнок)
Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам.
(на каждое название загибают один палец)
«Яблоня»
Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв
руки вверх, стоит один ребѐнок – «яблонька»)
Заморозил их мороз?
Или ветер их унѐс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
(дети останавливаются, на каждую строчку загибают
по одному пальцу на левой руке. Ребѐнок
«яблонька»
отрицательно качает головой)
Куда они пропали?
(разводят руками, пожимают плечами)
Не морозил их мороз,
И не ветер их унѐс,
Не спалило их огнѐм,
Града не было с дождѐм,
Птицы их не поклевали…
(загибают по одному пальцу на правой руке)
Дети оборвали!
(разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»)
«Ёжик и барабан»
С барабаном ходит ѐжик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ѐжик,
Бум — бум — бум!
(маршируют по кругу, изображая игру на барабане)
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ёжик в сад забрѐл случайно,
Бум — бум — бум!
(идут по кругу, спрятав руки за спину)
Очень яблоки любил он,
Бум — бум — бум!
(то одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он,
Бум — бум — бум!
(останавливаются, разводят руками)
Ночью яблоки срывались,
Бум — бум — бум!
(руки на поясе, прыжки на месте)
И удары раздавались,
Бум — бум — бум!
(прыжки на месте)
Зайцы здорово струхнули,
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум — бум — бум!
(делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)
«Ягода — малинка»
За малиной в лес пойдѐм, в лес пойдѐм.
(идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберѐм, наберѐм.
(идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка.
(встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон)
Сладкая ты моя,
Ягода — малинка.
(бегут по кругу, взявшись за руки)
«За грибами»
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(дети идут в хороводе)
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
(скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
(бегут, собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
(скачут стоя),
«срывают» грибы)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(идут в развалку, в конце топают правой ногой)
«Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
(ходьба на месте)
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
(присели, собирают грибы)
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели,
Все пенѐчки оглядели.
(смотрят из — под руки, поворот влево, вправо)
«На водопой»
Жарким днѐм лесной тропой
Звери шли на водопой.
(спокойно идут друг за другом)
За мамой — лосихой топал лосѐнок,
(идут громко топая)
За мамой — лисицей крался лисѐнок,
(крадутся на носочках)
За мамой — ежихой катился ежонок,
(приседают, медленно двигаются вперѐд)
За мамой — медведицей шѐл медвежонок,
(идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата,
(скачут вприсядку)
За мамой — зайчихой – косые зайчата,
(скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат,
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
«По ягоды»
Мы шли – шли – шли,
(маршируют, руки на поясе)
Землянику нашли.
(наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять,
(маршируют)
Мы идѐм искать опять.
(наклонились, левой рукой достали носок правой ноги)
«Заяц Егорка»
Заяц Егорка
Свалился в озѐрко.
(бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребѐнок)
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
(дети подбегают к сидящему ребѐнку и помогают ему встать)
«Как мы поили телят»
Стало жарко, будто в печке,
Замолчали птицы.
(дети идут в хороводе)
Мы телят погнали к речке
– Надо им напиться.
(идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой)
Саргис, пѐстрый
Пѐс дворовый,
(встают на четвереньки)
Как навстречу бросится!
(прыжок в круг)
Разогнал телят пугливых,
Скачет, лает, носится…
(бегут по кругу на четвереньках)
Уж ходили мы, бродили
По полям за стадом.
(идут в хороводе)
Уж мы Саргиса бранили,
Так что был не рад он.
(останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем)
Саргис — Маргис непослушный
Плѐлся еле — еле.
(идут по кругу на четвереньках)
У бедняги даже уши
От стыда висели.
(встают, ладошками изображают висящие уши)
«Помощники»
Дружно помогаем маме,
Мы бельѐ полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
(встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо)
Потянулись,
(тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились.
(снова «полощут»)
Хорошо мы потрудились.
(вытирают руку об руку)
«Хозяюшка»
Наша — то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
(идут по кругу, взявшись за руки)
Чашечку собачка
Моет языком.
(сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку)
Хрюшка собирает
Крошки под окном.
(присели, наклоняют ритмично голову)
По столу котище
Лапою скребѐт,
(встали, правой рукой делают движения к себе)
Половичку козочка
Веничком метѐт.
(«метет» пол)
«Чайник»
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(топают)
Эй, люди, я с вами чай попить хочу!
(делают призывные движения правой рукой)
«Мячик»
Раз, два, прыгай, мячик.
(взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
(ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)
«Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
(по кругу)
А сугробы тают, тают,
(медленно приседают)
А цветочки подрастают.
(тянутся на цыпочках, руки вверх)
«Весна, весна красная»
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
(идут по кругу, взявшись за руки)
С великой милостью:
Со льном высоким,
(идут в другую сторону)
С корнем глубоким,
(приседают, опускают руки)
С хлебами обильными.
(взявшись за руки, бегут по кругу)
«Солнышко»
Солнышко, колоколнышко,
(дети стоят в маленьком кругу, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки)
Ты пораньше взойди,
(поднимают руки вверх, тянутся на носочках вдох, фраза на вдохе)
Нас пораньше разбуди.
(опускают руки выдох, фраза на выдохе)
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.
(бегут по кругу, взявшись за руки)
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
(дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
(тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
(ладони развѐрнуты вверх)
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
(руки соединить над головой, медленно развести в стороны)
«На лужайке поутру»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я подснежник, ты вьюнок.
Становитесь в наш венок.
(дети встают в круг, берутся за руки)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
(делают 4 шага назад, расширяют круг)
А теперь мы ручейки,
Побежим наперегонки.
(бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(раздвигают круг)
Становитесь в круг опять,
(смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
(бегут по кругу)
Мы весѐлые лучи,
(тянутся на носочках, руки вверх)
Мы резвы и горячи.
(прыгают на носочках, руки на поясе)
Игры на координацию речи с движениями
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на коор-динацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
становление координации общих движений и тонких движений
пальцев рук;
развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
воспитание чувства ритма и темпа;
формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
развитие физиологического и речевого дыхания;
активизация речевых процессов;
воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Предлагаю вашему вниманию ПОДБОРКУ игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.
Игры на координацию речи с движениями.